Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проанализируйте городские грамоты (привилегии).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Время возникновения городов на территории Беларуси точно не определено. На стадии развития городов, они представляли собой небольшие укрепленные поселения, которые служили и административным центром для данной местности. Наиболее древние нормы, которые касаются прав граждан, были изложены в волосных привилеях и торговых договорах Полоцка с Ригой. Первыми актами, специально изданными для горожан, были привилея жителям Вильни (1387) и Бреста (1390). В них определялось, что горожане могут судиться и решать свои городские дела по Магдебурскому или Тевтонскому праву. К специальным актам, которые выдавались для горожан, нужно отнести привилеи на Магдебургское право (от названия немецкого г. Магдебург, который в 13 в. получил право на самоуправление). Грамоты на Магдебургскоеправо — законодательные акты, которые освобождали население города изпод власти территориальной местной администрации, устанавливали особую городскую власть на права самоуправления и определяли особые права, льготы, повинности и обязанности горожан. В течение 15 и 16 в.в., грамоты на магдебургское право были выданы почти всем крупным городам Беларуси Магдебургское право было своеобразной частью законодательства ВКЛ. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права. По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер к-ого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободы экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, выбирать городской орган власти – магистрат, ратуши, создавать ремесленные объединения – цехи. Предусматривались и определенные в области торговли льготы. Так, мещане Полоцка, Вильни и др. городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего ВКЛ. Города с магдебургским правом в отличие от обычных городов имели право до 4 раз в год ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее налоги поступали в гос-ую казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за представленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обновлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно гос-ву. Согласно привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление – магистрат, ратушу – возглавлял войт из шляхты или богатых мещан, возглавляемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выполнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д. Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законорожденных, проживающих в городе богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан. При органах самоуправления находились и другие должностные лица. 33. Выложите о происхождении, источники и структуру Судебника Казимира IV 1468, проанализируйте его содержание. Первая попытка установить единство правовых норм на всей территории, ограничить произвол судей, а также усилить правовую охрану феодальной собственности и ввести жесткие меры наказания преступников была сделана в 1468 года. В историко-правовой литературе высказывались различные мнения о его название. В самом тексте закона он называется «письмо», что в те времена имела такое же значение, как и «грамота». При первой публикации - в 1826 году И. Данилович назвал его «Устав Казимира», но это название в русской исторической литературе не получила поддержки. И в современной литературе этот «лист» называют Судебник Казимира. Рукописный текст Судебника не был разделен на статьи. При публикации его разделили на 25 статей. Такое разделение принято и в современной исторической литературе. Судебник был утвержден великим князем на общегосударственном сейме 29 февраля 1468 года после обсуждения с князем, панами-рады. Он, как и большинство законодательных актов Великого княжества Литовского того времени, был написан на белорусском языке. В основу его было положено местное белорусское обычное право в сочетании с новыми правовыми нормами. В статье 1 обращает на себя внимание впервые установленных в нашем законодательстве норма, которая запрещала передавать потерпевшему детей в возрасте до 7 лет, родители которых были виновны в краже и не имели возможности платить за ущерб. Статья 5 и 6 ограничивали ответственность жены и взрослых детей вора, если они не знали о преступлении и не пользовались краденым, так как по древнему обычного права вместе с вором ответственность несла вся его семья. Тем самым в Судебнике получила закрепление идея индивидуализации наказания. Новым было в законе установленных преступления как супроцьправнага действия. Согласно древнему звычаёвана права, когда был пойман вор с крадеными вещами, то такие вещи шли в доход судьи, а потерпевшему надлежало уплатить в двойном размере стоимость этих вещей из имущества преступника и его семьи. В Судебнике это правило подверглось ограничению. Если преступник не имел чем поациць, то суд должен был вернуть полочная пострадавшему. В Судебнике впервые получила законодательное закрепление запугивание - как одна из основных целей наказания в феодальном праве. Преступник, осужденный к смертной казни, мог от нее откупиться или быть перададенным в плен тому, кто пострадал, или его близким. Судебник запрещал освобождать преступника от наказания. Изданием Судебника было положено начало новому этапу в развитии правовой теории, практике законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, которое завершилось изданием Статута Великого княжества Литовского. 34. Выложите о происхождении, источники, структуру и содержание Статута Великого княжества Литовского 1529 г. Подготовка первого Статута ВКЛ велась в первой четверти 16 в. Его проект был готов уже в 1522 г., но не был утвержден. Только в сентябре 1529 г. Статус был введен в действие. Его готовили местные ученые и юристы-практики на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права, решений судебных и государственных учреждений, привилегий. В процессе подготовки текста Устава впервые были выработаны: Первый система и структура размещения правовых норм в зависимости от их содержания; Вторая включены типичные и обобщенных нормы; дана точная редакция каждого статьи; введен ряд правовых норм, в которых отражены тогдашние товарно-денежные отношения, нормы государственного, административного, гражданского, брачно-семейного, уголовного, судебно-процессуального и других отраслей права. Третья Составители Устава не придерживались системы кодификации, принятой в римском праве, а выработали свою. В ее основу были положены принципы: Первый Суверенности государства (вопреки средневековому космополитизма); Вторая Единство права; Третья Прярытэту писаного права. Устав включал нормы общего права и специальные нормы, которые обеспечивали привилегии господствующей класса или его группам. Эти нормы не были исключением, ав составной частью Устава, хотя и не соответствовали его основным принципам. Устав состоял из 13 разделов и 244 статей. Позже, в связи с дополнениями, количество статей увеличилось до двести восемьдесят третья В 1-3 главах были помещены основные нормы государственного и принципиальные положения других отраслей права, в 4-5 - брачно-семейного и наследственного, 6-процессуального, 7 - уголовного, 8 - земельного, 9 - лесного и охотничьего, 10 - гражданского и в 11-13 - уголовного и уголовно-процессуального права. В Уставе были юридически закреплены основы гражданского и государственного устройства, правовое положение классов, состояний (сословий) и социальных групп населения, повестку образования, состав и полномочия некоторых органов государственного управления и суда. Провозглашалось правило, согласно которому все лица, "как убогие, так и богатые", должны были судиться соответствии с нормами, которые были изложены в Уставе. Великий князь (государь) обязывался сохранять территориальную целостность страны, не дапускацьчужаземцав на государственные должности, не давать им имений, не отбирать у местных феодалов должности и имущество без суда, придерживаться всех старых законов и обычаев. Особое внимание в Уставе уделялось судебно-процессуальному праву. Суд был важным органом, который обеспечивал охрану правопорядка и деятельность которого была направлена на полное ограничение произвола феодалов, придание праву авторитета. Особое внимание уделялось порядку осуществления правосудия. Провозглашались принципы его публичности, формального равенства сторон в процессе, право абвинавачванагана защиту с участием адвоката. Одновременно в Уставе предусматривалось сохранение привилегий и льгот для феодалов, что на практике закрепила бесправие простых людей. Однако в период феодализма даже провозглашение идеи правопорядка было значительным шагом вперед. На нормы уголовного и гражданского права повлияли идеи гуманизма. Так, в статье 7 раздела 1 провозглашалось, что никто не должен отвечать за чужую вину, а уголовное наказание следует назначать только лицам, вина которых установлена судом. В Уставе достаточно полно изложены нормы, которые обеспечивали права власнаци феодалов, много внимания уделено семейно-брачному праву; Подробнее рэгламетавався порядок назначения опекунов несовершеннолетним детям, оставшимся без родителей. Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Уставе, в своей совокупности составляли своеобразную феодальную конституцию, в которой впервые определялись структура и характер деятельности органов государственной власти, закреплялись основные права и привилегии господствующего класса и знати. 35. Расскажите о происхождении, источники, структуру и содержание Статута Великого княжества Литовского 1566 года. Сравните Устав 1566 из Статута 1529 г. Второй статут ВКЛ действовал на землях Великого княжества Литовского в 1566-88, а на Правобережной Украине и в 17-18 в. Основные источники Устава: общеземские и областные привилегии, Судебник 1468, Статут Великого княжества Литовского 1529 и некоторые нормы обычного права; использованы также нормы церковного (римско-католического и греко-православного) права. В нем были соединены теоретические разработки местного права с практической деятельностью и теоретическими основами римского и западно-европейского права. Для подготовки Устава в 1551 предполагалось создать комиссию из 10 человек (5 католиков, 5 православных), но были определены имена только 5 католиков. Неизвестно, была ли создана такая комиссия, поскольку из текста Бельского привилегия 1564 следует, что проект Устава готовила другая комиссия. Работой этой комиссии руководил канцлер Н. Радзивилл Черный, в ней участвовал предводитель дворовым А. Б. Волович, вероятно, П. Раизий, А. Ратундус и др. Проект Устава 1566 отдан сейму на предварительное рассмотрение в 1561, утвержден только 1 июля 1564, предполагалось ввести его в действие с 11 ноября 1564. Однако из-за споров по отдельным статьям вступил в законную силу с 1 марта 1566, некоторые изменения внесены в его привилегией 1 июля 1566. В Устав были вписаны Виленский привилегия 1563, Бельский привилегию 1564, Виленский привилегия 1565. В Уставе 1566 сохранена с небольшими изменениями структура Устава 1529. В нем 14 разделов и 367 статей. Первые 3 разделы охватывают нормы государственного, военного, административному праву, 4-й - судебный строй и судебный процесс, 5-6-й - семейное и попечительского права, 7-9-й - гражданское право, 10-й - лесное и охотничье право, 11-14-й - уголовное право. Наиболее существенные изменения внесены в нормы государственного, судебно-процессуального и гражданского права. Устав 1566 закрепил основные принципы права: единство права для граждан, хотя оно не было равным для всех, государственный суверенитет (вопреки церковному космополитизма), ограничение власти хозяина (Великого Князя), приоритет писаного права. Впервые намечалось отделение суда от органов власти и управления. Для этого создавались земские суды и падкаморския суды. Более полно регламентировалась компетенция органов государственной власти и управления, которые были основаны на общих принципах феодального права: создания льгот и преимущество для класса феодалов и сословия шляхты, недопущение простых людей в органы управления, закрепление правового неравенства разных социальных групп населения. Составители Устава придали его нормам однородную и современную, в то время, форму и правовую терминологию (белорусский), понятную для большинства населения, что способствовало укреплению среди шляхты и мещан уважения к закону и государства. Устав написан на белорусском языке, был переведен на латинский и польский языки. 36. Выложите о происхождении, источники, структуру и содержание Статута Великого княжества Литовского 1588 г. Третий статут Великого княжества Литовского действовал в ВКЛ с 1589, после присоединения земель ВКЛ к Российской империи действовал: в Витебской и Могилевской губ. - До 1831, в Виленской, Гродненской, Минской, Киевской, Подольской и Волынской губерниях - до 1840. После того как был принят Статут Великого княжества Литовского 1566, кодификационную работа не остановилась. Уже на Брестском сейме 1566 было поправлено несколько статей. Через 2 года Гродненский сейм внес поправки в некоторые статьи и создал комиссию для доработки Устава. Комиссия для исправления Устава была выбрана и на Люблинском сейме 1569. Источники для разработки Устава 1588: Статуты ВКЛ 1529 и 1566, сеймовые постановления 1573, 1578 (см. исправление статутовыя 1578), 1580 и 1584, привилегии, постановления уездных сеймиков. К концу 1584 работа над Уставом была закончена, но в связи с тем, что он игнорировал акт Люблинской унии 1569, представители Польши не допускали его утверждения на общем сейме Речи Посполитой. Чтобы сохранить великокняжеский престол, Сигизмунд III Ваза утвердил Устав своей привилегией 28 января 1588 года. Третий статут Великого княжества Литовского подготовлен на высоком теоретическом уровне квалифицированными правоведами под руководством канцлера ВКЛ А. Б. Воловича и подканцлера Л. И. Сапеги. В Статут вошли нормы государственного (конституционного) права, чего в то время не было в законодательной практике других европейских государств. Он обобщил тогдашние государственно-правовые идеи, некоторые из которых опережали свое время. В Уставе нашла отражение теория разделения власти на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и падкаморския суды, выборные и независимые от администрации). Структура Статута 1588 года: 14 глав, 488 статей. Предисловием к Уставу служил обращение Л.Сапеги до всех сословий, где теоретически обосновывалась необходимость ограничения власти великого князя и признания верховенства права по сравнению с другими социальными регуляторами. Устав юридически закрепил фактическую обособленность ВКЛ от Польши в федеративное рамках Речи Посполитой, что продолжалось и после подписания акта Люблинской унии. В Уставе акт Люблинской унии даже не упоминается, а в ст. 4 закрепляется программа восстановления прежних границ княжества. Устав предусматривал также, что получать поместья и занимать духовные и государственные должности в княжестве могли только местные уроженцы и ни в коем случае «чужеземцы», «заграничники» или «соседи». Статут ВКЛ 1588 использовался при кодификации в конце 16 в. прусского права, составлении Соборной вложения 1649 в России, официально неутвержденными сборников "Право за якими судится Малороссийский народ " (2-я четверть 18 в.), "Суд и расправка в правах малороссийских " (1750-58). В законодательстве и судах Польши, Латвии, Эстонии применялся как дополнительный источник права. Устав 1588, преимущественно в редакции 1614, был главным письменным сводом действующего права на Украине. Устав был написан на белорусском языке, а в 17-19 в. переведены на русский, украинский, немецкий, французский, латинский языки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.008 с.) |