Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте крестьянской реформы 1861 г. на Беларуси.

Поиск

Развитие экономики по капиталистическому пути вызвало необходимость отмены крепостного права. Многие помещики даже сам царь понимали что необходимо отменить крепостное право. В связи с тем, что в сельском хозяйстве особенно в Городейской и Виленской губерниях наиболее ярко проявился развал феодальных отношений, царское правительство обручил Виленскому генерал-губернатору организовать заявление дворян трех губерний о желании отменить крепостное право. Это заявление было формально поводом начать работы к подготовке проектов законодательных актов о реформе

В январе 1857г. был учрежден Секретный комитет, который должен был подготовить проект закона об отмене крепостного права, тоже образовывались губернские дворянские пункты.

Подготовкой проектов занимались министерства.

В феврале 1861г. проект был утвержден государственным советом; 19 февраля 1861г. Александр II издал Манифест об освобождении крестьян.

В Манифесте подтвердилось, что право собственности на землю признавалась за помещиками, а крестьяне должны были покупать свою землю помещиков, внося им определенные выкупные платежи и выполняя определенные повинности.

Нормативные акта по крестьянской реформе:

1) Манифест об освобождении крестьян от 19 февраля 1861г.

2) Общие положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

3) положение о губернских и уездным по крестьянским делам учреждениям.

4) Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях - в губерния: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Части Витебск.

 

Количество земли, которую получали крестьянский двор, сумма платежей, иные повинности, которые должен был выполнять крестьянин, записывались в уставные грамоты.

Крестьяне были недовольны грабительской реформой, отказывались выполнять повинности в пользу помещикам, платить выкупные платежи, подписывать уставные грамоты.

Чтобы заставить крестьян выполнять повинности для подавления крестьянских бунтов в деревни, направлялись солдаты и казаки. Однако в 1863г. крестьянские волнения переросли в широкое народное восстание под управлением Калиновского. Против восставших была направлена 200-тыс. армия, одновременно же царизм вынужден был пойти на уступки крестьянам. Согласно указу от 1 марта 1863г. вгубернияВиленской, Гродненской, Минской,Ковенской, части витебской, крестьяне освобождались с 1 мая 1863г. от повинностивременнообязаных и зачислялись к крестьянам-владельцам. В Ноябре 1863г. то же самое было сделано в отношении крестьян Могилевской и витебской губерний.

9 апреля 1863 было издано постановление о создании в Северо-западных губерниях комиссий по проверкеучредительных грамот.

Те грамоты, в которых размеры крестьянских наделов были уменьшены, а повинностиувеличены, комиссии должны были отменить.

Все эти положения ​​были направлены на то, чтобы отвлечь внимание крестьян от восстания. Одновременно царизм усилил и репрессии. В мае 1863г. генерал-губернатором Северо-западных губерний был назначен Муравьев. Во всех уездах Беларуси он ввёл военно-полевые суды, которые за короткое время наказали смертью 240 человек. Тысячи людей были убиты, покалечены, сотни деревень и городков - сожжены.

Определите местные органы государственного управления и самоуправления после реформы 1861 г.

В дополнения к старому государственному аппарату образовались новые органы власти после крестьянской реформы 1861гг:

-Вгуберния: губернские присутствия по крестьянским делам;

-В уездах: мировые посредники и их уездные съезды;

С 1874 по 1889гг. действовали уездные присутствия по крестьянским делам.

-В волостях: волостные собрания, волостной председатель, волостное управление, волостной крестьянский суд;

-В селах: сельский собрание, сельский староста.

Губернская по крестьянским делам присутствие:

Состав:

-Губернатор (председатель присутствия);

-Губернский предводитель дворянства;

-Руководитель палаты государственных имуществ;

-Губернский прокурор;

-2-ое местных дворян, которых назначало министерство внутренних дел и 2-ое местное дворян, которых выбирали уездные предводители дворянства.

Компетенция:

-Рассматривали жалобы на деятельность мировых посредников и их уездных съездов;

-Контролировали соглашения между помещиками и крестьянами о помещении крестьянского земельного раздела.

Мировые посредники: занимались непосредственно проведением реформы.

В каждом уезде назначались 3-5 участковых мировых посредников. Назначались губернатором и утверждались Сенатом.

Компетенции:

-рассматривали прения между крестьянами и помещиками, а также жалобы крестьян по волостной службе крестьян и волостные собрания;

-утверждали уставные грамоты;

-рассматривали некоторые судебно-полицейские дела;

-Главное назначение: составление уставных грамот между помещиками и крестьянами

Однако, проводя буржуазную реформу по крепостному захвату, мировые посредники в некоторых местностях выступали защитниками интересов крестьян, что и вызвало недовольство царских властей и они были заменены другими мирскими посредниками.

По своему правовому статусу мировые посредники НЕ считались государственными чиновниками, не входили они в состав учреждений местного самоуправления. Жалобы на Их решения рассматривались уездными съездами мировых посредников.

В состав уездного съезда мировых посредников входили:

-Все мировые посредники данного уезда;

-Уездный предводитель дворянства (председатель съезда);

-Назначен губернатором чиновник.

Мир. поср. действовали до 27 июня 1874г. Когда их функции были переданы новообразовавшимся уездным присутствиям по крестьянским делам.

В состав уездногоприсутствия должны были входить:

-Уездный предводитель дворянства;

-Исправник;

-Непременный член присутствия;

-Председатель земской уездной управы (где были образованы земские учреждения);

-Один из мировых судей, где имелись мировые суды.

Однако в Беларуси в то время не было ни земств ни мировых судов, поэтому главной особой власти над крестьянами был уездный исправник и подчиненные ему полицейские.

В 1889г. Поветы по крестьянским делам были отменены. Их полномочия были переданы земским участковым начальником.

Земский начальник назначался на 3-4 волости, взглядом за крестьянами, всеми сельскими учреждениями. Имел право:

-Судить крестьян;

-Отменять постановления волостного суда.

На постановления земского начальника можно было подать жалобу уездного съезда земских начальников, то есть таким же земским начальникам.

Так как земский начальник назначался только из дворян и взходил в состав различных государственных учреждений, то и после реформы 1861 года крестьяне по-прежнему оставались под властью помещиков.

Волостное собрание

Состояло из:

-Сельских и волостных представителей власти;

-По одному представителю от каждых 10 крестьянских дворов.

ВгубернияВиленскай, Гродненской, Минской батраки мели право посылать на волостной сход по 1 избранному от каждых 20 взрослых работников.

Компетенция вол.собрания:

-Выборы волостных должностных лиц;

-Выборы судей волостного суда;

-Определение и раскладка мирских сборов и повинностей;

-Проверка рекрутских списков;

-Раскладка рекрутских повинностей;

-Создание и содержание волостных школ.

Волостное управление состояло из:

-Волостного председатель;

-всех сельских старост;

-сборщиков налогов.

Отдельное положение в системе волостных органов занимал волостной писарь, которого не выбирали крестьяне, а назначали мировые посредник, а потом - земский начальник.

Волостной писарь решали фактически большинство волостных дел.

Волостной суд выбирался волостным сходом каждый год в составе от 4 до 12 судей. Дела в суде должны была рассматривать коллегия в составе не менее трех судей. Волостному суду были подсудны дела по незначительнымуголовным или административным проступкам.

Волостной суд имел право приговаривать крестьян к следующим наказаниям:

-Арест до семи дней;

-Наказание прутами, до 20 ударов;

-Денежный штраф до 5 рублей;

-общественныеработы до 6 дней.

Решения волостного суда по всем делам считались окончательными. В 1863г. был принят закон, согласно которому крестьяне получили право подавать жалобы на приговоры волостных судов съезда мирныхпосредников, когда волостной суд нарушал свою компетенцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.007 с.)