Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад.



Слушая или исполняя музыкальное произведение, мы наблюдаем, что образующие его звуки находятся между собой в определенном соотношении. Это выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки, в частности мелодии, некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.

Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой и называется тоникой.

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения к устойчивым звукам. Это состояние характерно для неустойчивых звуков, находящихся на расстоянии секунды от устойчивых звуков.

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной системе.

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад.

Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили мажорный и минорный лад.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют большое или мажорное трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция – между нижним и средним звуками, и малая – между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал – чистая квинта.

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием. Неустойчивые звуки располагаются среди устойчивых звуков, прилегая к ним. Мажорный лад состоит из семи звуков.

Расположение звуков лада в порядке высоты называется звукорядом лада или гаммой. Звуки образующие гамму называются ступенями. В гамме мажорного лада семь ступеней. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами.

Ступени мажорной гаммы образуют последовательность секунд. Порядок расположения ступеней и секунд следующий:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком – натуральным мажором.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные – побочными ступенями.

Доминанта (в пер. с русского языка, означает преобладающая или главенствующая) расположена на чистую квинту выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука – это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень – тоника – является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы.

II, IV, VI, VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Более острое тяготение свойственно ступеням: VII к I, IV к III и II к I.

Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней VI к V, II к III, IV к V.

Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей

Высота, на которой расположен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука. принятого за тонику. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада, то есть слова мажор.

Например, До мажор или С-dur, Соль мажор или G-dur и т.д.

Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. В ее состав входят все основные ступени музыкального звукоряда.

В состав тональностей мажорного лада, построенных от других ступеней музыкального звукоряда, входят и производные ступени. Количество их в каждой тональности различно. В некоторых мажорных тональностях применяются только повышенные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество диезов. В других тональностях – пониженные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество бемолей. Поэтому мажорные тональности, в обозначении которых имеются знаки альтерации, делятся на диезные и бемольные.

В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Знаки альтерации в этих тональностях пишутся при ключе и называются ключевыми знаками.

Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, являются родственными тональностями ввиду того, что в их составе шесть общих звуков. Родственной диезной тональностью До мажора является Соль мажор. Ее первая ступень находится чистой квинтой выше тоники До мажора.

Чистой квинтой выше Соль мажора находится тональность Ре мажор.

Далее, если брать за основу каждой новой гаммы пятую ступень предыдущей тональности, то постепенно мы получим все диезные мажорные тональности. В каждой из них будет возникать новый ключевой знак – диез, приходящийся на VII ступень гаммы, и так последовательно до семи знаков. Тональность с семью знаками предельная, так как все звуки, входящие в нее, являются производными ступенями. Все диезы пишутся при ключе в том порядке, в котором они прибавляются в тональностях, при условии расположения их по чистым квинтам вверх.

Расположение всех диезных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных диезных тональностей:

Соль мажор G-dur

Ре мажор D-dur

Ля мажор A-dur

Ми мажор E-dur

Си мажор H-dur

Фа# мажор Fis-dur

До# мажор Cis-dur

 

Порядок расположения бемольных мажорных тональностей на основе родства возникает таким же путем, но только вниз по чистым квинтам.

Родственной бемольной тональностью До мажору является Фа мажор. Первая ступень Фа мажора находится чистой квинтой ниже тоники До мажора и приходится на ее IV ступень.

Далее, если последовательно строить чистую квинту вниз от тоники предыдущей тональности и брать ее за основу новой тональности, то постепенно мы получим все бемольные мажорные тональности.

В каждой бемольной тональности новый ключевой знак – бемоль приходится на четвертую ступень гаммы.

Расположение всех бемольных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных бемольных тональностей:

Фа мажор F-dur

Си бемоль мажор B-dur

Ми бемоль мажор Es-dur

Ля бемоль мажор As-dur

Ре бемоль мажор Des-dur

Соль бемоль мажор Ges-dur

До бемоль мажор Ces-dur

 

Мажорные тональности с пятью, шестью и семью диезами энгармонически равны каждая одной бемольной тональности, из числа тональностей от пяти до семи бемолей, и наоборот.

Энгармонически равными тональностями являются тональности одинаковой высоты, но различного обозначения.

Из числа употребляющихся в музыке мажорных тональностей энгармонически равны:

Си мажор = До бемоль мажору

Фа диез мажор = Соль бемоль мажору

До диез мажор = Ре бемоль мажору

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.006 с.)