ТЕМА 1. Исторические сведения о сольфеджио 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Исторические сведения о сольфеджио



СОЛЬФЕДЖИО

курс лекций для студентов специальности

«1-17 03 01 Искусство эстрады»

 

 

Составитель: старший преподаватель

Михалькова Л.К.

 

Минск

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование тем Лекции Практические Всего
        КСР  
1. Исторические сведения о сольфеджио.     -  
2. Звук. Нотное письмо.     -  
3. Ритм и метр. Темп.     -  
4. Интервалы. Обращение интервалов.        
5. Лад и тональность. Кварто-квинтовый круг.        
6. Интервалы в тональностях мажора и минора. Характерные интервалы.        
7. Аккорды: трезвучие, септаккорд.        
8. Диатоника. Лады народной музыки.        
9. Родство тональностей. Хроматизм. Альтерация.        
  Всего:        

 

 

Тема 2. Музыкальный звук. Нотное письмо

«Содержание музыки – это впечатления жизни, это мысли чувства, выраженные в звуках» - Р.Глиэр

Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки используются в музыке. Наш слух различает звуки музыкальные и звуки шумовые.

Физический характер музыкального звука определяется тремя свойствами; в их число входят: высота, громкость и тембр. Кроме того, в музыке имеет большое значение длительность звука.

Высота звука зависит от частоты (скорости) колебания вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

Громкость звука зависит от энергии колебательных движений, то есть от размаха колебания тела – источника звука. Пространство, в пределах которого происходят колебательные движения, называется амплитудой колебания. Чем шире амплитуда колебание, тем громче звук, и наоборот.

Тембром называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра применяются слова из различных областей ощущений, например, говорят: мягкий звук, резкий, густой, звенящий, певучий и т.д. Известно, что каждый инструмент или голос обладает характерным для него тембром. Звук определенной высоты воспроизведенный различными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской.

Различие тембров зависит от состава частных тонов, которые присущи каждому звуку.

Частные тоны образуются вследствие сложной формы звуковой волны.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника звука. Например, чем шире был размах колебаний в момент начала звука, тем длительнее период затухания его, при условии свободной вибрации источника звука.

Музыкальная система положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Расположение звуков системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук его ступенью.

Основными ступенями звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

do, re, mi, fa, sol, la, si

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах.

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Октавой называется также часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней. Таким образом, весь звукоряд делится на октавы. Началом октавы принято считать звук ступени до. Весь звукоряд состоит из семи полных октав и четырех звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда. Названия октав следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава и пятая октава.

Соотношение абсолютной высоты звуков музыкальной системы называется музыкальным строем.

Современный музыкальный строй исходит из 440 колебаний в секунду звука ля первой октавы.

В общепринятой музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей – полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Он отличается от натурального звукоряда тем, что все полутоны октавы в нем равны.

Между основными ступенями звукоряда имеются два полутона и пять целых тонов. Они располагаются следующим образом:

до ре ми фа соль ля си до

Т. 1 т. 0,5 т. 1 т. 1 т. 1 т. 0,5 т.

 

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней.

Повышение основных ступеней на полтона обозначаются словом диез. понижение основных ступеней на полтона обозначается словом бемоль. повышение на два полутона – словами дубль-диез, например фа-дубль –диез. Понижение на два полутона – словами дубль-бемоль, например си-дубль-бемоль.

Описанное повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией.

Равенство ступеней, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению, называется энгармонизмом звуков.

Диатоническим называется полутон, образующийся между соседними ступенями звукоряда, между основной ступенью и соседней производной степенью повышенной или пониженной.

Хроматическим называется полутон, образующийся:

а) между основной ступенью и ее повышением или понижением;

б) между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением.

Диатоническими называются целые тоны, образующиеся между соседними ступенями. Кроме того, диатонические тоны могут быть образованы между основной и производной ступенями, а также между двумя производными ступенями.

Хроматическими называются целые тоны, образующиеся между основной ступенью и ее двойным повышением или понижением, между двумя производными ступенями от одной основной ступени, между ступенями, расположенными через одну ступень.

Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанных на латинском алфавите.

Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:

C D E F G A H

до ре ми фа соль ля си

Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляют слоги: is – диез; isis – дубль-диез; es – бемоль; eses – дубль-бемоль. Например:

cis – до-диез, geses – соль – дубль-бемоль.

Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохраняется обозначение B, b.

При гласных а и е в слоге es буква e, для удобства произношения отбрасывается; получается:

ми-бемоль не ees, а es;

ля-бемоль не aes, а as.

Длят обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).

Например, ля большой октавы – А, соль малой октавы – g.

Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количества черточек сверху. Например:

до первой октавы – c¹ или

ре второй октавы – d² или

ми третьей октавы – e³ или

фа четвертой октавы – f или

до пятой октавы – с или

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:

си контроктавы – Н или Н

ля субконтроктавы – А2 или

 

Вопросы:

1. Что мы подразумеваем под словом звук?

2. Какими свойствами обладают звуки музыкальные? От чего зависят эти свойства?

3. Сколько основных ступеней в звукоряде? Как они называются?

4. Перечислить названия всех октав. Какие из них полные?

5. Сколько полутонов между основными ступенями звукоряда?

6. Какие ступени называются производными?

7. Откуда происходят названия производных ступеней?

8. Что означат слово альтерация?

9. Какие бывают целые тоны и полутоны?

10. Что такое энгармонизм звуков

11. Как называются и обозначаются основные ступени по буквенной системе?

12. Как образуются названия производных ступеней по буквенной системе?

13. Как обозначаются октавы при записи звуков по буквенной системе?

Синкопа

Ритмическая последовательность, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой.

В музыке синкопа встречается часто, она возникает в тех случаях, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на ту слабую метрическую долю.

То же самое наблюдается и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли.

Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:

а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;

б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.

Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю.

В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от привила группировки длительностей. Так, например, внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но пишут также и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правил группировки.

Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

Темп

Скорость движения называется темпом. В музыке темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения.

Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.

Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения. За последнее время в изданиях и в музыке современных композиторов стали применяться обозначения темпов на русском языке.

Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.

Медленные темпы:

Lagro – широко

Lento – протяжно

Adagio – медленно

Grave – тяжело

 

Умеренные темпы:

Andante – спокойно, не спеша

Andantino – подвижнее, чем анданте

Moderato – умеренно

Sostenuto – сдержанно

Allegretto – оживленно

Allegro moderato – умеренно скоро

 

Быстрые темпы:

Allegro – скоро

Vivo – живо

Vivace – живо

Presto – быстро

Prestissimo – очень быстро

Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения:

molto – очень

assai – весьма

con moto – с подвижностью

commodo – удобно

non troppo – не слишком

non tanto – не столь

sempre – все время

meno mosso – менее подвижно

piu mosso – более подвижно

 

Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

а) Для замедления:

ritenuto – сдерживая

ritardando – запаздывая

allargando – расширяя

rallentando – замедляя

 

б) Для ускорения:

accelerando – ускоряя

animando – воодушевляя

stringendo – ускоряя

stretto – сжато, сжимая

 

Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения:

a tempo – в темпе

tempo primo – первоначальный темп

tempo Iº - первоначальный темп

l'istesso tempo – тот же темп

 

Все темпы, применяемые в музыке соответственно словесным обозначениям, приблизительны или, как говорят, условны.

Для установления более точного темпа применяется прибор, называемый метрономом. Наиболее распространен метроном изобретателя Мельцеля. Поэтому метроном сокращенно обозначается М. М., что значит «Метроном Мельцеля».

Метроном отсчитывает посредством маятника нужное количество ударов в минуту. Скорость регулируется передвижной гирькой. Маятник метронома приводится в движение заводным механизмом. Каждый удар принимается за единицу времени – долю данного метра и соответственно размеру считается как длительность, равная половинной, или четверти, или восьмой и т.п.

Композитор выставляет обозначение темпа по метроному после словесного обозначения.

 

Приемы дирижирования

Под дирижированием, в широком смысле слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.

В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения.

В основу приемов дирижирования положены двухдольные и четырехдольные фигуры взмахов.

Они заключаются в следующем:

а) Все простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами – вниз и вверх.

 

       
   
 
 

 


б) Все простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами – вниз, вправо и вверх

л

л

л

л

л

л

л

в) Четырехдольные размеры – четырьмя взмахами – вниз, влево вправо, вверх

 
 

 


г) Шестидольные размеры дирижируются шестью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура, в которой удваиваются движения вниз и вправо. В быстром темпе размеры 6/8 и 6/4 дирижируются как простые двухдольные размеры, по три доли на взмах.

д) Девятидольные размеры дирижируются девятью взмахами. В основе приема лежит трехдольная фигура, в которой утраиваются все взмахи.

В быстром темпе девятидольные размеры дирижируются как простые трехдольные размеры, по три доли на взмах.

е) Двенадцатидольные размеры дирижируются двенадцатью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура взмахов. Каждое направление движения соответствует простому такту. Каждый взмах этой фигуры утроен.

В быстром темпе двенадцатидольный размер дирижируется как четырехдольный.

ж) Пятидольные размеры дирижируются пятью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура, в которой удваивается движение вниз и движение вправо, в зависимости от последования простых тактов.

з) Семидольные размеры дирижируются семью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура взмахов, в которой удваиваются движения вниз, вправо и вверх при последовательности простых тактов – 3+2+2; вниз, влево и вправо при последовательности – 2+2+3.

Значение ритма, метра и темпа в музыке очень велико, так как они определяют собой ее движение, организованность и характер.

Некоторые жанры музыки связаны с определенным метром и ритмом. Например, такие музыкальные жанры, как марш, мазурка, полька, вальс и другие.

Очень важное значение в музыке имеет темп. Неправильно взятый темп искажает музыкальный образ.

 

Вопросы:

1. Что такое ритм?

2. Что такое метр?

3. Как называются доли метра, на которые падает ударение?

4. Что такое такт и тактовая черта?

5. Объяснить разницу между простыми и сложными метрами и размерами.

6. Перечислить простые размеры.

7. что называется группировкой нот?

8. Перечислить сложные размеры наиболее часто употребляющиеся.

9. Что представляют собой смешанные метры и размеры? Перечислить наиболее употребительные.

10. Что представляют собой переменные размеры?

11. Что такое синкопа?

12. В чем заключается группировка нот в вокальной музыке?

13.Что такое темп?

14. На какие основные группы подразделяются темпы?

15. Что такое метроном?

16. В чем заключаются приемы дирижирования в простых, сложных и смешанных размерах? Показать приемы дирижирования.

ТЕМА 4. Интервалы. Обращение интервалов

Одновременное или последовательное сочетание двух звуков называется интервалом. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервала. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний – вершиной интервала.

В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие.

Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения.

Обращение интервалов

Перемещение звуков интервала, благодаря которому нижний звук становится верхним, а верхний звук – нижним, называется обращением интервала.

Возможны два способа перемещения звуков, а именно:

1. Перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх.

2. Перенесение вершины интервала (верхнего звука) на октаву вниз.

Как правило, все чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшенные, уменьшенные – в увеличенные, дважды увеличенные – в дважды уменьшенные и наоборот. Исключением из правила является увеличенная октава, не имеющая обращения. Если сложить данный интервал и его обращение, то в результате получится октава. Поэтому сумма качественной величины интервалов, обращающихся друг в друга, всегда будет равна шести тонам.

Чтобы облегчить построение секст и септим вверх и вниз от данного звука, рекомендуется пользоваться обращением интервалов. Для построения данного интервала вверх берется октава от исходного звука вверх и из нее вычитается обращение заданного интервала сверху вниз.

Для построения заданного интервала вниз берется в том же направлении октава от исходного звука и из нее вычитается обращение заданного интервала снизу вверх.

Составные интервалы

Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире октавы. Интервалы шире октавы называются составными. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же интервалы, но через октаву. Называние их оправдывается способом построения.

Каждый составной интервал имеет самостоятельное название по количеству ступеней входящих в его состав:

нона 9, секунда через октаву

децима 10, терция через октаву

ундецима 11, кварта через октаву

дуодецима 12, квинта через октаву

терцдецима 13, секста через октаву

квартдецима 14, септима через октаву

квинтдецима 15, октава через октаву

Обозначение качественной величины составных интервалов такие же, как и простых интервалов, то есть чистые, большие, малые, увеличенные, уменьшенные.

Мелодического минора

Натуральный – 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1

Гармонический – 1, ½, 1, 1, ½, 1½, ½

Мелодический – 1, ½, 1, 1, 1, 1, ½

 

В образовании минорных тональностей входят те же основные и производные ступени музыкального звукоряда, что и в образование мажорных тональностей.

Тональности минорного лада находятся в такой же родственной связи между собой, как и мажорные тональности. Из этого следует, что расположение их в порядке постепенного прибавления знаков альтерации такое же, как и мажорных тональностей, то есть по чистым квинтам вверх – диезных и по чистым квинтам вниз – бемольных.

Мажорные и минорные тональности с одинаковым звуковым составом их натуральных видов, или, иначе, тональности мажора и минора, у которых одинаковые ключевые обозначения, называются параллельными тональностями.

Тоника параллельного минора находится ниже на малую терцию тоники мажора. Другими словами, тоника параллельного минора является шестой ступенью параллельного ему мажора. Таким образом, зная твердо тональности мажора, легко найти минорную тональность с любым количеством знаков.

Диезы, последовательно возникающие в минорных гаммах приходятся на II ступень каждой гаммы. Бемоли – на VI ступень.

Знаки альтерации минорных тональностей пишутся при ключе. Случайные знаки альтерации, связанные с хроматическим изменением VI и VII ступеней, пишутся перед нотами.

Количество минорных тональностей соответствует количеству мажорных тональностей, то есть 15. Их названия образуются также, как и названия мажорных тональностей. Минорный лад обозначается по буквенной системе словом moll.

Так как родственные тональности минора расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты, то все тональности минорного лада образуют самостоятельный квинтовый круг.

В общем числе минорных тональностей, так же как и в мажорных, имеются шесть тональностей, из которых три диезные энгармонически равны трем бемольным тональностям, и наоборот. К ним относятся:

соль-диез минор, равна ля-бемоль минору

ре-диез минор, равная ми-бемоль минору

ля-диез минор, равная си-бемоль минору.

 

Одноименные тональности

Тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику называются одноименными.

Натуральные гаммы одноименных мажора и минора отличаются друг от друга тремя ступенями: III, VI, VII. В миноре каждая из этих ступеней ниже на хроматический полутон тех же ступеней мажора.

Гармонические виды одноименных мажора и минора отличаются друг от друга по звучанию только III ступенью. Их сходной чертой является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается по звучанию от одноименного натурального мажора III ступенью.

Как уже было сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передачи музыкой определенного содержания и характера имеет лад.

Один и тот же лад, при определенных сочетаниях с другими элементами, может придавать музыке различные оттенки выражения.

Музыке, выражающей торжественное, радостное, победное содержание, свойствен мажорный лад. Музыке, выражающей печальное, суровое, драматическое содержание, свойствен минорный лад.

Вопросы:

1. Какие звуки называются устойчивыми?

2. Как называется главный устойчивый звук?

3. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

4. Что такое лад?

5. Из скольких звуков состоит мажорный лад?

6. Что такое гамма?

7. Какие ступени называются главными?

8. Что такое тональность?

9. Перечислить все диезные мажорные тональности.

10. Перечислить все бемольные мажорные тональности.

11. Какие тональности называются родственными?

12. На какую ступень в диезных мажорных гаммах приходится очередной диез? Бемоль – в бемольных мажорных гаммах.

13. Перечислить ключевые знаки диезных и бемольных тональностей по порядку их появления.

14. Назвать энгармонически равные мажорные тональности.

15.Что представляет собой гармонический мажор?

16. Какой лад называется минорным?

17. Какой вид минора называется гармоническим? Перечислить последовательность секунд в гамме гармонического минора.

18. Какой вид минора называется мелодическим? Перечислить последовательность секунд в гамме мелодического минора.

19. Какие тональности называются параллельными?

20. Какой ступенью мажора является тоника параллельного минора?

21. Перечислить все диезные минорные гаммы. Перечислить все бемольные минорные гаммы.

22. Какие тональности называются одноименными?

23. На сколько ключевых знаков отличаются друг от друга одноименные тональности?

 

Тема 6. Интервалы в тональностях мажора и минора. Характерные интервалы.

Характерные интервалы

Благодаря понижению VI ступени в гармоническом мажоре и повышению VII ступени в гармоническом миноре образование интервалов в этих ладах отличается от интервалов натуральных мажора и минора. Во-первых, в них возникают интервалы, не встречающиеся в натуральных видах. Это хроматические интервалы или, как их принять называть, характерные интервалы. Они называются так потому, что свойственны только гармоническим видам мажора и минора. Характерных интервалов всего четыре: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4. Как уже было сказано, в мажоре они вызваны понижением VI ступени:

ув.2 от VI ступени

ум. 7 от VII ступени

ув.5 от VI ступени

ум.4 от III ступени

\

В миноре – повышением VII ступени:

ув.2 от VI ступени

ум. 7 от VII ступени

ув.5 от III ступен

ум.4 от VII ступени

 

C-dur гармонический

ув.4 от VI ступени

ум.5 от II ступени

 

a-moll гармонический

ув.4 от IV ступени

ум.5 от VII ступени

 

Каждый интервал, образованный ступенями того или иного лада, кроме своего акустического звучания, то есть консонирующего или диссонирующего, приобретает еще иную окраску, зависящую от того, какими ступенями, устойчивыми или неустойчивыми, он образован. Иными словами, выясняется его ладовое положение.

Рассматривая интервалы с этой точки зрения, их подразделяют на устойчивые и неустойчивые.

Устойчивыми будут те консонирующие интервалы, которые образуются только устойчивыми звуками. Любой же консонирующий интервал, если он образован неустойчивыми звуками или одним устойчивым, а другим неустойчивым звуком, всегда будет являться интервалом неустойчивым.

Любой диссонирующий интервал, в каком бы положении он ни находился в ладу, всегда будет неустойчив.

Разрешением диссонирующего интервала называется переход его в консонирующий интервал, а разрешением неустойчивого интервала – переход его в устойчивый интервал. Не следует смешивать эти два случая, так как разрешение диссонирующего интервала может произойти в консонанс независимо от того, устойчив этот консонанс или нет, а разрешение неустойчивого интервала произойдет лишь при переходе его в устойчивый интервал.

Изучать разрешение диссонирующих и неустойчивых интервалов следует на основе лада, так как их практическое применение в музыке и разрешение основывается на принципе тяготение неустойчивых звуков. Поэтому, при разрешении того или иного интервала, необходимо определять тональность, чтобы знать, с какой точки зрения он будет рассматриваться.

Принцип разрешения характерных интервалов такой же, как и неустойчивых звуков, а именно: при наличии двух неустойчивых звуков, оба они переходят в устойчивые по тяготению (ув.2 и ум.7); при наличии одного устойчивого, последний остается на месте, а неустойчивый разрешается по тяготению (ум.4 и ув.5).

Вопросы:

1. Какие интервалы образуются ступенями натурального мажора и натурального минора?

2. Как называются интервалы, образующиеся от понижения VI ступени в мажоре и VII ступени в миноре, которые не встречаются в натуральных видах мажора и минора?

3. Сколько всего характерных интервалов? Перечислить их, указав, от каких ступеней они строятся в гармоническом мажоре и гармоническом миноре?

4. Сколько ув.4 и ум.5 в гармоническом мажоре? гармоническом миноре?

5. Объясните разницу между понятиями: диссонирующий интервал и неустойчивый интервал.

6. Как разрешается тритон?

7. Как разрешаются характерные интервалы?

 

Тема 7. Аккорды: трезвучие, септаккорд

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены по терциям или могут быть расположены по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из б.3 и м.3, между крайними звуками образуется ч.5.

2. Минорное или малое трезвучие состоит из м.3 и б.3 между крайними звуками образуется ч.5.

3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б.3, между крайними звуками образуется ув.5.

4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.3, между крайними звуками образуется ум.5.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).

Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное – диссонирующими.

Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным.

Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим. Основной, или нижний, звук трезвучия называется примой, второй, или средний – терцией, третий, или верхний – квинтой.

Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется таким образом, что нижним звуком его становится терция или квинта, то такое положение трезвучия называется обращением.

Трезвучие имеет два обращения: первое обращение – секстаккорд, оно получается от переноса примы на октаву вверх, второе обращение – квартсекстаккорд, оно получается от переноса примы и терции на октаву вверх. В секстаккорде нижним звуком становиться терция, а в квартсекстаккорде нижним звуком становиться квинта.

Секстаккорд обозначается цифрой шесть, так как для этого аккорда характерна секста, образовавшаяся от нижнего звука к перенесенной наверх приме. Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре-шесть (6/4) по интервалам, образовавшимся от нижнего звука к приме и терции.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного положения трезвучия и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий:

мажорный секстаккорд м.3 + ч.4

минорный секстаккорд б.3 + ч.4

мажорный квартсекстаккорд ч.4 + б.3

минорный квартсекстаккорд ч.4 + м.3

 

Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий

 

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Построив трезвучия на ступенях натурального мажора, мы видим, что три из них мажорные: I, IV и V ступеней. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название.

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени – субдоминантовым,

трезвучие V ступени – доминантовым.

Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции.

Благодаря этому они называются главными трезвучиями и образуются так же, как и главные ступени, T, S, D.

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада.

Соединением аккорда называется последовательность их при плавном движении голосов. Последовательность, образованная несколькими аккордами, называется гармоническим оборотом.

Варианты экзменационных вопросов

 

1. Краткие исторические сведения о сольфеджио.

2. Диатонические, хроматические полутоны и целые тоны.

3. Тональности мажорные и минорные трёх видов.

4. Кварто-квинтовый круг тональностей.

5. Наиболее употребительные музыкальные термины.

6. Правописание хроматических гамм.

7. Музыкальный алфавит.

8. Понятие обращения интервалов.

9. Метр. Размер. Простые и сложные метры и размеры.

10. Основные обозначения темпов. Метроном.

11. Количественная и качественная величина интервалов.

12. Простые и составные интервалы.

13. Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности.

14. Характерные интервалы.

15. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий.

16. Главные и побочные трезвучия.

17. Доминантсептаккорд и его обращения.

18. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.

19. Лады народной музыки.

20. Ангемитонные лады (бесполутоновые).

21. Правописание целотонной гаммы.

22. Диапазон и регистры певческих голосов.

23. Тональности диатонического и гармонического родства.

 

 

Список учебной литературы

 

1. Гонтаревская Ю.П. Интервальное сольфеджио: Пособие по чтению с листа для студнтов-воклистов. – М.: РАМ им.Гнесиных, 2001. – 50с.

2. Драгомиров П.Н. Учебник сольфеджио. – М.: Музыка, 2000. – 64с.

3. Калугина М.Е., Халабузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ. – М.: Сов.композитор, 1989. – 120с.

4. Карасёва М.В. Современное сольфеджио: Учебник для средних и высш. учебных завед.: В 3-х частях. – М.: НТЦ Консерватория, 1966. – Ч.1. – 104с.; 1996. – Ч.2. – 72с.; 1996. – Ч.3. – 124с.

5. Кириллова В.А., Попов В.С. Сольфеджио: Учебник для самостоятельной работы ст.-заочников высших муз.уч.заведений. – М.: Музыка, 1971. – 328с.

6. Ладухин Н.М. Одноголосное сольфеджио. – М.: Кифара, 1998. – 34с.

7. Леонова Е.А. Полифоническое сольфеджио: Уч.пособие для ДМШ, училищ, консерваторий/Ред.- сост.Л.М.Масленкова. – Л.: Музыка, 1999. – 64с.

8. Масленкова Л.М. Сокровища родных мелодий: Хрестоматия-сольфеджио. – СПб: Союз художников, 2006. – 133с.

9. Методическое пособие по музыкальному диктанту/Сост.Л.Фокина и др. – М.: Музыка, 1975. – 317с.

10. Островский А.Л. Сольфеджио: Учебник для школ-дясятилеток, училищ и консерваторий. – М.: Сов.композитор, 1977. – 176с.

11. Серебряный М.О. Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной эстрадной музыки. – Киев: Музична Украіна, 1987. – Ч.1. – 128с.; 1991. – Ч.2. – 192с.

12. Сольфеджио. Мелодии из оперетт, мюзиклов. рок-опер (студентам и уч-ся вузов и средних уч.заведений)/Сост.: В.С.Абрамовская-Королёва и др.- СПб.: Композитор, 1994.- Ч.1. Диатоника. Хроматизм. – 74с.; М.: Музыка, 2001. – Ч.2. Модуляция. – 80с.

13. Сольфеджио на материале белорусской музыки: Уч.пособие для муз.уч.заведений/Сост.: Т.С.Лещеня, Т.А.Титова. – Мн.: Беларусь, 1996. – 80с.

14. Сольфеджио на основе джазовых тем: Пособие для студентов и преподавателей муз.-пед.специальностей вузов/Сост. А.И.Мельников. – Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2005. – 112с.

15. Сольфеджио: Пособие для студентов муз.вузов/Сост.Н.С.Качалина. – М.: Музыка, 1988. – Вып.1. Одноголосие. – 112с.; 1990.- Вып.2. Двухголосие и трёхголосие. – 127с.

16. Сольфеджио/Сост.: Калмыков Б.В., Фридкин Г.А.: В 2-х частях. – М.: Музыка, 2005. – Ч.1. Одноголосие. – 175с.; 2004. – Ч.2. Двухголосие. – 111с.

 

СОЛЬФЕДЖИО

курс лекций для студентов специальности

«1-17 03 01 Искусство эстрады»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.269 с.)