Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Музыкальный звук. Нотное письмо

Поиск

«Содержание музыки – это впечатления жизни, это мысли чувства, выраженные в звуках» - Р.Глиэр

Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки используются в музыке. Наш слух различает звуки музыкальные и звуки шумовые.

Физический характер музыкального звука определяется тремя свойствами; в их число входят: высота, громкость и тембр. Кроме того, в музыке имеет большое значение длительность звука.

Высота звука зависит от частоты (скорости) колебания вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

Громкость звука зависит от энергии колебательных движений, то есть от размаха колебания тела – источника звука. Пространство, в пределах которого происходят колебательные движения, называется амплитудой колебания. Чем шире амплитуда колебание, тем громче звук, и наоборот.

Тембром называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра применяются слова из различных областей ощущений, например, говорят: мягкий звук, резкий, густой, звенящий, певучий и т.д. Известно, что каждый инструмент или голос обладает характерным для него тембром. Звук определенной высоты воспроизведенный различными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской.

Различие тембров зависит от состава частных тонов, которые присущи каждому звуку.

Частные тоны образуются вследствие сложной формы звуковой волны.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника звука. Например, чем шире был размах колебаний в момент начала звука, тем длительнее период затухания его, при условии свободной вибрации источника звука.

Музыкальная система положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Расположение звуков системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук его ступенью.

Основными ступенями звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

do, re, mi, fa, sol, la, si

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах.

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Октавой называется также часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней. Таким образом, весь звукоряд делится на октавы. Началом октавы принято считать звук ступени до. Весь звукоряд состоит из семи полных октав и четырех звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда. Названия октав следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава и пятая октава.

Соотношение абсолютной высоты звуков музыкальной системы называется музыкальным строем.

Современный музыкальный строй исходит из 440 колебаний в секунду звука ля первой октавы.

В общепринятой музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей – полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Он отличается от натурального звукоряда тем, что все полутоны октавы в нем равны.

Между основными ступенями звукоряда имеются два полутона и пять целых тонов. Они располагаются следующим образом:

до ре ми фа соль ля си до

Т. 1 т. 0,5 т. 1 т. 1 т. 1 т. 0,5 т.

 

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней.

Повышение основных ступеней на полтона обозначаются словом диез. понижение основных ступеней на полтона обозначается словом бемоль. повышение на два полутона – словами дубль-диез, например фа-дубль –диез. Понижение на два полутона – словами дубль-бемоль, например си-дубль-бемоль.

Описанное повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией.

Равенство ступеней, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению, называется энгармонизмом звуков.

Диатоническим называется полутон, образующийся между соседними ступенями звукоряда, между основной ступенью и соседней производной степенью повышенной или пониженной.

Хроматическим называется полутон, образующийся:

а) между основной ступенью и ее повышением или понижением;

б) между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением.

Диатоническими называются целые тоны, образующиеся между соседними ступенями. Кроме того, диатонические тоны могут быть образованы между основной и производной ступенями, а также между двумя производными ступенями.

Хроматическими называются целые тоны, образующиеся между основной ступенью и ее двойным повышением или понижением, между двумя производными ступенями от одной основной ступени, между ступенями, расположенными через одну ступень.

Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанных на латинском алфавите.

Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:

C D E F G A H

до ре ми фа соль ля си

Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляют слоги: is – диез; isis – дубль-диез; es – бемоль; eses – дубль-бемоль. Например:

cis – до-диез, geses – соль – дубль-бемоль.

Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохраняется обозначение B, b.

При гласных а и е в слоге es буква e, для удобства произношения отбрасывается; получается:

ми-бемоль не ees, а es;

ля-бемоль не aes, а as.

Длят обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).

Например, ля большой октавы – А, соль малой октавы – g.

Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количества черточек сверху. Например:

до первой октавы – c¹ или

ре второй октавы – d² или

ми третьей октавы – e³ или

фа четвертой октавы – f или

до пятой октавы – с или

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:

си контроктавы – Н или Н

ля субконтроктавы – А2 или

 

Вопросы:

1. Что мы подразумеваем под словом звук?

2. Какими свойствами обладают звуки музыкальные? От чего зависят эти свойства?

3. Сколько основных ступеней в звукоряде? Как они называются?

4. Перечислить названия всех октав. Какие из них полные?

5. Сколько полутонов между основными ступенями звукоряда?

6. Какие ступени называются производными?

7. Откуда происходят названия производных ступеней?

8. Что означат слово альтерация?

9. Какие бывают целые тоны и полутоны?

10. Что такое энгармонизм звуков

11. Как называются и обозначаются основные ступени по буквенной системе?

12. Как образуются названия производных ступеней по буквенной системе?

13. Как обозначаются октавы при записи звуков по буквенной системе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.008 с.)