Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группировка в вокальной музыке

Поиск

В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана со слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если на слог приходится несколько звуков, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу.

Темп

Скорость движения называется темпом. В музыке темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения.

Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.

Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения. За последнее время в изданиях и в музыке современных композиторов стали применяться обозначения темпов на русском языке.

Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.

Медленные темпы:

Lagro – широко

Lento – протяжно

Adagio – медленно

Grave – тяжело

 

Умеренные темпы:

Andante – спокойно, не спеша

Andantino – подвижнее, чем анданте

Moderato – умеренно

Sostenuto – сдержанно

Allegretto – оживленно

Allegro moderato – умеренно скоро

 

Быстрые темпы:

Allegro – скоро

Vivo – живо

Vivace – живо

Presto – быстро

Prestissimo – очень быстро

Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения:

molto – очень

assai – весьма

con moto – с подвижностью

commodo – удобно

non troppo – не слишком

non tanto – не столь

sempre – все время

meno mosso – менее подвижно

piu mosso – более подвижно

 

Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

а) Для замедления:

ritenuto – сдерживая

ritardando – запаздывая

allargando – расширяя

rallentando – замедляя

 

б) Для ускорения:

accelerando – ускоряя

animando – воодушевляя

stringendo – ускоряя

stretto – сжато, сжимая

 

Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения:

a tempo – в темпе

tempo primo – первоначальный темп

tempo Iº - первоначальный темп

l'istesso tempo – тот же темп

 

Все темпы, применяемые в музыке соответственно словесным обозначениям, приблизительны или, как говорят, условны.

Для установления более точного темпа применяется прибор, называемый метрономом. Наиболее распространен метроном изобретателя Мельцеля. Поэтому метроном сокращенно обозначается М. М., что значит «Метроном Мельцеля».

Метроном отсчитывает посредством маятника нужное количество ударов в минуту. Скорость регулируется передвижной гирькой. Маятник метронома приводится в движение заводным механизмом. Каждый удар принимается за единицу времени – долю данного метра и соответственно размеру считается как длительность, равная половинной, или четверти, или восьмой и т.п.

Композитор выставляет обозначение темпа по метроному после словесного обозначения.

 

Приемы дирижирования

Под дирижированием, в широком смысле слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.

В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения.

В основу приемов дирижирования положены двухдольные и четырехдольные фигуры взмахов.

Они заключаются в следующем:

а) Все простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами – вниз и вверх.

 

       
   
 
 

 


б) Все простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами – вниз, вправо и вверх

л

л

л

л

л

л

л

в) Четырехдольные размеры – четырьмя взмахами – вниз, влево вправо, вверх

 
 

 


г) Шестидольные размеры дирижируются шестью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура, в которой удваиваются движения вниз и вправо. В быстром темпе размеры 6/8 и 6/4 дирижируются как простые двухдольные размеры, по три доли на взмах.

д) Девятидольные размеры дирижируются девятью взмахами. В основе приема лежит трехдольная фигура, в которой утраиваются все взмахи.

В быстром темпе девятидольные размеры дирижируются как простые трехдольные размеры, по три доли на взмах.

е) Двенадцатидольные размеры дирижируются двенадцатью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура взмахов. Каждое направление движения соответствует простому такту. Каждый взмах этой фигуры утроен.

В быстром темпе двенадцатидольный размер дирижируется как четырехдольный.

ж) Пятидольные размеры дирижируются пятью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура, в которой удваивается движение вниз и движение вправо, в зависимости от последования простых тактов.

з) Семидольные размеры дирижируются семью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура взмахов, в которой удваиваются движения вниз, вправо и вверх при последовательности простых тактов – 3+2+2; вниз, влево и вправо при последовательности – 2+2+3.

Значение ритма, метра и темпа в музыке очень велико, так как они определяют собой ее движение, организованность и характер.

Некоторые жанры музыки связаны с определенным метром и ритмом. Например, такие музыкальные жанры, как марш, мазурка, полька, вальс и другие.

Очень важное значение в музыке имеет темп. Неправильно взятый темп искажает музыкальный образ.

 

Вопросы:

1. Что такое ритм?

2. Что такое метр?

3. Как называются доли метра, на которые падает ударение?

4. Что такое такт и тактовая черта?

5. Объяснить разницу между простыми и сложными метрами и размерами.

6. Перечислить простые размеры.

7. что называется группировкой нот?

8. Перечислить сложные размеры наиболее часто употребляющиеся.

9. Что представляют собой смешанные метры и размеры? Перечислить наиболее употребительные.

10. Что представляют собой переменные размеры?

11. Что такое синкопа?

12. В чем заключается группировка нот в вокальной музыке?

13.Что такое темп?

14. На какие основные группы подразделяются темпы?

15. Что такое метроном?

16. В чем заключаются приемы дирижирования в простых, сложных и смешанных размерах? Показать приемы дирижирования.

ТЕМА 4. Интервалы. Обращение интервалов

Одновременное или последовательное сочетание двух звуков называется интервалом. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервала. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний – вершиной интервала.

В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие.

Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.009 с.)