Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в музыке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в музыке



Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называется вводными.

В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции (м.3+м.3+б.3).

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции (м.3+м.3+м.3).

Вводные септаккорды обозначаются следующим образом – VII7.

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.

Вводные септаккорды имеют также три обращения. Вводные септаккорды применяются как в основном виде, так и в обращениях.

Кроме тех септаккордов, о которых было сказано выше, в музыке применяется септаккорд II ступени, относящийся к функциональной группе субдоминантовых аккордов, поэтому его называют иначе субдоминантовым септаккордом.

В мажоре на II ступени малый минорный септаккорд.

В миноре на II ступени образуется малый септаккорд.

Из обращений II7 большее применение получил II6/5, как наиболее полный выразитель субдоминанты.

Вопросы:

1. Что такое аккорд?

2. Какой аккорд называется трезвучием?

3. Сколько видов трезвучий бывает? Как они называются?

4. Каково строение каждого вида трезвучий? Какие из них консонирующие и диссонирующие?

5. Как называются звуки трезвучий?

6. что такое основное положение аккорда?

7. Какие положения аккорда бывают, кроме основного?

8. Сколько обращений имеет трезвучие? Как они образуются, называются и обозначаются?

9. Как называются трезвучия, построенные на I, III и V ступенях лада? Какое самостоятельное название имеет каждое из них?

10. а) Каково строение главных трезвучий натурального мажора?

б) То же – гармонического мажора?

в) То же – натурального минора?

г) То же – гармонического минора?

д) Что означает – соединение аккордов?

11. Какие трезвучия называются побочными?

12. Что такое септаккорд?

13. Как называются звуки септаккорда?

14. Как называется септаккорд, строящийся на V ступени мажора и гармонического минора? Каково его строение?

15. Сколько обращений имеет доминантсептаккорд и как они называются?

16. По какому принципу разрешается доминантсептаккорд и его обращения?

17. Какой септаккорд называется вводным?

18. Какие вводные септаккорды образуются в мажоре и миноре?

19. Каково строение малого и уменьшенного вводных септаккордов?

20. В какой аккорд и как разрешаются вводные септаккорды?

21. Какой септаккорд называется субдоминантовым? Какие виды он имеет?

 

Тема 8. Диатоника. Лады народной музыки

Музыка, как и любая другая отрасль искусства, в течение многих веков, в процессе своего развития, складывалась у различных народов по-разному. Те лады, которые встречаются в музыкальном творчестве народа, и те, которые укоренились как общепринятые лады в мировой музыкальной практике, образовывались постепенно.

В народной музыке встречаются семиступенные лады с различной диатонической последовательностью ступеней. Это различие последовательности ступеней в ладах зависит от порядка расположения в звукоряде больших и малых секунд. Этим лады народной музыки отличаются от натуральных мажора и минора, но так как тониками в них являются или мажорное, или минорное трезвучия, то целесообразно их рассматривать как особые виды мажора и минора.

К семиступенным ладам народной музыки относятся два лада мажорного наклонения и два лада минорного наклонения.

Благодаря внешнему совпадению звукорядов диатонических семиструнных ладов народной музыки с звукорядами, существовавшими в музыке средних веков, им были присвоены названия этих средневековых ладов:

мажору с пониженной VII ступенью – миксолидийского лада,

мажору с повышенной IV ступенью – лидийского лада,

минору с повешенной VI ступенью – дорийского лада,

минору с пониженной II ступенью – фригийского лада.

В народных песнях довольно часто встречается лад, состоящий из пяти ступеней, располагающихся в звукоряде по большим секундам и малым терциям. Такой лад называется пентатоникой. Особенностью этого лада является отсутствие в его звуковом составе малых секунд.

Наибольшее применение получили следующие два вида пентатоники.

Пентатоника с мажорным трезвучием на I ступени. По своему характеру она напоминает мажор.

По сравнению с натуральным мажором в пентатонике отсутствует IV и VII ступени.

Пентатоника с минорным трезвучием на I ступени по своему характеру напоминает минор.

По сравнению с натуральным минором в пентатонике отсутствуют II и VI ступени.

Существуют лады, объединяющие в себе два лада. Тоники их проявляются в музыке чередуясь, поэтому они называются переменными ладами.

Один вид такого лада называется переменный параллельный лад. Благодаря общему звуковому составу параллельные мажор и минор могут сливаться в один лад. В таком ладе, чередуясь в процессе развития мелодии, проявляются две тоники: мажорная и минорная, они имеют два общих звука в составе трезвучий.

Другой вид переменного лада называется мажоро-минором. в нем чередуются или сопоставляются одноименные мажор и минор. Обычно встречаются такие примеры мажоро-минора, когда один из них преобладает над другим. Это выражается в том, что один из них начинает и заканчивает собой мелодию или музыкальное произведение.

Изредка можно встретить в музыке лад, состоящий из последовательности целых тонов. Гамма такого лада называется целотонной. В этом ладе на всех ступенях образуются увеличенные трезвучия. Поэтому он называется увеличенным ладом.

Вопросы:

1. Какие виды диатонических семиступенных ладов встречаются в народной музыке?

2. Как называется лад, ступени которого не образуют малых секунд?

3. Из скольких ступеней состоит звукоряд пентатоники?

4. Какие интервалы образуются в поступенной последовательности пентатоники? Каков их порядок?

5. Какие лады называются переменными ладами?

6. Рассказать, что представляет собой переменный параллельный лад.

7. Что такое мажоро-минор?

 

Тема 9. Родство тональностей. Хроматизм

Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.

Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной тональности натурального и гармонического видов.

В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки – побочными.

Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.

Например:

До мажору родственны тональности:

Фа мажор IV ст. – тональность главной ступени

Соль мажор V ст. – тональность главной ступени

ля минор VI ст. – параллельная главной тональности

ре минор II ст. – параллельная тональностям главной ступени

ми минор III ст. – параллельная тональностям главной ступени

фа минор IV ст. – тональность минорной субдоминанты.

 

ля минору родственны тональности:

ре минор IV ст. – тональность главной ступени

ми минор V ст. – тональность главной ступени

До мажор III ст. – параллельная главной тональности

Фа мажор VI ст. – параллельная тональности главной ступени

Соль мажор VII ст. - параллельная тональности главной ступени

Ми мажор V ст. – тональность мажорной доминанты

 

По указанным примерам можно судить, что мажорные и минорные трезвучия, построенные на ступенях натурального и гармонического До мажора и ля минора, и будут тониками перечисленных выше родственных им тональностей.

Хроматизмом называется изменение основных ступеней диатонических ладов посредством их повышения или понижения. Образованная таким путем новая хроматическая ступень является производной и поэтому обозначается как основная, но со знаком альтерации.

Любая ступень лада может быть хроматически изменена. При изучении различных видов мажора и минора нам уже пришлось столкнуться с элементами хроматизма. Пониженная VI ступень в мажоре и повышенные VI и VII ступени в миноре – это хроматически измененные ступени, поэтому знаки, обозначающие их изменение, как известно, пишутся около нот, а не при ключе.

В указанных случаях хроматизм является как бы постоянным изменением основной ступени, благодаря чему и возникают самостоятельные виды лада.

Кроме того, хроматизм может иметь характер случайный, проходящий, как временное изменение той или иной ступени, обостряющее тяготение.

Хроматическое изменение неустойчивых звуков, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам, принято называть в теории альтерацией.

Альтерировать можно лишь ту ступень, которая отстоит от устойчивой ступени на расстоянии большой секунды.

Вследствие альтерации в мажорном и минорном ладах возникает ряд новых хроматических интервалов. Из них чаще встречаются: уменьшенные терции и увеличенные сексты.

Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков полутонами. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада. В основе ее лежат мажорная и минорная гаммы Хроматическая гамма является их усложненным видом. Она образуется в натуральных гаммах мажора и минора посредством заполнения больших секунд хроматическими звуками.

Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.

В мажоре оно заключается в следующем: все основные ступени гаммы остаются без изменений, большие секунды заполняются при восходящем движении повышением I, II, IV и Vступеней и понижением VII ступени взамен повышения VI ступени; при нисходящем движении большие секунды заполняются понижением VII, VI, III и II ступеней и повышением IV ступени взамен понижения V ступени.

Понижение VII ступени при восходящем направлении и повышении IV ступени при нисходящем направлении необходимы для того, чтобы все измененные ступени были звуками, соответствующими ступеням родственных тональностей натурального или гармонического видов.

Например, звуков ля-диез и соль-бемоль нет в родственных тональностях До мажора. Поэтому не следует повышать VI ступень при движении вверх и понижать V ступень при движении вниз по хроматической гамме.

Правописание хроматической гаммы в миноре в восходящем направлении соответствует параллельному мажору. Следует принять во внимание, что I ступень минора является в параллельном мажоре VI ступенью и вследствие этого не должна повышаться, взамен ее понижается II ступень. В нисходящем направлении хроматическая гамма минора пишется, как одноименная мажорная гамма.

В музыкальной литературе встречаются иногда отступления от изложенного правила правописания хроматической гаммы. Например, при хроматическом движении терциями, для удобства чтения, чтобы избежать в некоторых случаях энгармонической замены терций другими интервалами.

Вопросы:

1. Какие тональности называются родственными?

2. Какие тональности родственны данной мажорной тональности? указав их гармоническую связь, приведя пример.

3. То же минорной тональности.

4. Что такое хроматизм?

5. Как обозначаются хроматические ступени?

6. Какой вид хроматизма называют альтерацией?

7. Какие интервалы образуются в результате альтерации?

8. Как они разрешаются?

9. Что такое хроматическая гамма?

10. На чем основано правило правописания хроматической гаммы?

11. В чем заключается правило правописания мажорной и минорной гаммы?

 

 

Варианты экзменационных вопросов

 

1. Краткие исторические сведения о сольфеджио.

2. Диатонические, хроматические полутоны и целые тоны.

3. Тональности мажорные и минорные трёх видов.

4. Кварто-квинтовый круг тональностей.

5. Наиболее употребительные музыкальные термины.

6. Правописание хроматических гамм.

7. Музыкальный алфавит.

8. Понятие обращения интервалов.

9. Метр. Размер. Простые и сложные метры и размеры.

10. Основные обозначения темпов. Метроном.

11. Количественная и качественная величина интервалов.

12. Простые и составные интервалы.

13. Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности.

14. Характерные интервалы.

15. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий.

16. Главные и побочные трезвучия.

17. Доминантсептаккорд и его обращения.

18. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.

19. Лады народной музыки.

20. Ангемитонные лады (бесполутоновые).

21. Правописание целотонной гаммы.

22. Диапазон и регистры певческих голосов.

23. Тональности диатонического и гармонического родства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.028 с.)