Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интервалы натурального мажора и натурального минораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ступени натурального мажора и минора образуют только диатонические интервалы. От каждой ступени можно построить приму, секунду, терцию и т.д. В натуральных мажоре и миноре образуются одинаковые интервалы и количество их совпадает. В миноре все одинаковые с мажором интервалы расположены на две ступени выше, нежели в мажоре. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы Благодаря понижению VI ступени в гармоническом мажоре и повышению VII ступени в гармоническом миноре образование интервалов в этих ладах отличается от интервалов натуральных мажора и минора. Во-первых, в них возникают интервалы, не встречающиеся в натуральных видах. Это хроматические интервалы или, как их принять называть, характерные интервалы. Они называются так потому, что свойственны только гармоническим видам мажора и минора. Характерных интервалов всего четыре: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4. Как уже было сказано, в мажоре они вызваны понижением VI ступени: ув.2 от VI ступени ум. 7 от VII ступени ув.5 от VI ступени ум.4 от III ступени \ В миноре – повышением VII ступени: ув.2 от VI ступени ум. 7 от VII ступени ув.5 от III ступен ум.4 от VII ступени
C-dur гармонический ув.4 от VI ступени ум.5 от II ступени
a-moll гармонический ув.4 от IV ступени ум.5 от VII ступени
Каждый интервал, образованный ступенями того или иного лада, кроме своего акустического звучания, то есть консонирующего или диссонирующего, приобретает еще иную окраску, зависящую от того, какими ступенями, устойчивыми или неустойчивыми, он образован. Иными словами, выясняется его ладовое положение. Рассматривая интервалы с этой точки зрения, их подразделяют на устойчивые и неустойчивые. Устойчивыми будут те консонирующие интервалы, которые образуются только устойчивыми звуками. Любой же консонирующий интервал, если он образован неустойчивыми звуками или одним устойчивым, а другим неустойчивым звуком, всегда будет являться интервалом неустойчивым. Любой диссонирующий интервал, в каком бы положении он ни находился в ладу, всегда будет неустойчив. Разрешением диссонирующего интервала называется переход его в консонирующий интервал, а разрешением неустойчивого интервала – переход его в устойчивый интервал. Не следует смешивать эти два случая, так как разрешение диссонирующего интервала может произойти в консонанс независимо от того, устойчив этот консонанс или нет, а разрешение неустойчивого интервала произойдет лишь при переходе его в устойчивый интервал. Изучать разрешение диссонирующих и неустойчивых интервалов следует на основе лада, так как их практическое применение в музыке и разрешение основывается на принципе тяготение неустойчивых звуков. Поэтому, при разрешении того или иного интервала, необходимо определять тональность, чтобы знать, с какой точки зрения он будет рассматриваться. Принцип разрешения характерных интервалов такой же, как и неустойчивых звуков, а именно: при наличии двух неустойчивых звуков, оба они переходят в устойчивые по тяготению (ув.2 и ум.7); при наличии одного устойчивого, последний остается на месте, а неустойчивый разрешается по тяготению (ум.4 и ув.5). Вопросы: 1. Какие интервалы образуются ступенями натурального мажора и натурального минора? 2. Как называются интервалы, образующиеся от понижения VI ступени в мажоре и VII ступени в миноре, которые не встречаются в натуральных видах мажора и минора? 3. Сколько всего характерных интервалов? Перечислить их, указав, от каких ступеней они строятся в гармоническом мажоре и гармоническом миноре? 4. Сколько ув.4 и ум.5 в гармоническом мажоре? гармоническом миноре? 5. Объясните разницу между понятиями: диссонирующий интервал и неустойчивый интервал. 6. Как разрешается тритон? 7. Как разрешаются характерные интервалы?
Тема 7. Аккорды: трезвучие, септаккорд Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены по терциям или могут быть расположены по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием. Аккорд строится от нижнего звука вверх. От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия. Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий: 1. Мажорное или большое трезвучие состоит из б.3 и м.3, между крайними звуками образуется ч.5. 2. Минорное или малое трезвучие состоит из м.3 и б.3 между крайними звуками образуется ч.5. 3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б.3, между крайними звуками образуется ув.5. 4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.3, между крайними звуками образуется ум.5. Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5). Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное – диссонирующими. Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным. Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим. Основной, или нижний, звук трезвучия называется примой, второй, или средний – терцией, третий, или верхний – квинтой. Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется таким образом, что нижним звуком его становится терция или квинта, то такое положение трезвучия называется обращением. Трезвучие имеет два обращения: первое обращение – секстаккорд, оно получается от переноса примы на октаву вверх, второе обращение – квартсекстаккорд, оно получается от переноса примы и терции на октаву вверх. В секстаккорде нижним звуком становиться терция, а в квартсекстаккорде нижним звуком становиться квинта. Секстаккорд обозначается цифрой шесть, так как для этого аккорда характерна секста, образовавшаяся от нижнего звука к перенесенной наверх приме. Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре-шесть (6/4) по интервалам, образовавшимся от нижнего звука к приме и терции. Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного положения трезвучия и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд. Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий: мажорный секстаккорд м.3 + ч.4 минорный секстаккорд б.3 + ч.4 мажорный квартсекстаккорд ч.4 + б.3 минорный квартсекстаккорд ч.4 + м.3
Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий
На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Построив трезвучия на ступенях натурального мажора, мы видим, что три из них мажорные: I, IV и V ступеней. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название. Трезвучие I ступени называется тоническим, трезвучие IV ступени – субдоминантовым, трезвучие V ступени – доминантовым. Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции. Благодаря этому они называются главными трезвучиями и образуются так же, как и главные ступени, T, S, D. Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d. Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада. Соединением аккорда называется последовательность их при плавном движении голосов. Последовательность, образованная несколькими аккордами, называется гармоническим оборотом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.008 с.) |