Гармонический и мелодический мажор



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гармонический и мелодический мажор



В музыке не редко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором.

Гармонический мажор применялся довольно широко в русской классической музыке. Его можно встретить и в классической музыке зарубежных композиторов.

От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень. Наличие мелодических оборотов с пониженной VI ступенью придает мажорному ладу своеобразный характер минорной окраски.

Кроме того, пониженная VI ступень изменяет строение аккордов, в которых она может быть применена, что также влияет на характер гармонического сопровождения мелодии. Отсюда и название лада – гармонический мажор.

Знак понижения VI ступени пишется перед нотой в тексте, по мере необходимости, и называется случайным знаком.

Порядок последовательности секунд в гамме гармонического мажора следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м.2.

Характерной особенностью гаммы гармонического мажора является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Значительно реже встречается в музыке мелодический мажор. В этом виде мажора понижены VI и VII ступени. Он применяется главным образов при движении мелодии в нисходящем направлении и по характеру звучание напоминает натуральный минор.

Минорный лад. Гаммы натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства

Минорным (минор, в буквальном смысле слова означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Устойчивые звуки минорного трезвучия расположены по терциям: малая терция – между I и III ступенями, и большая терция – между III и V ступенями. Крайние звуки минорного трезвучия образуют интервал чистой квинты.

По сравнению с мажорным трезвучием в минорном трезвучии терции расположены наоборот.

Минорный лад, так же как и мажорный, состоит из семи ступеней. Гамма минорного лада отличается от мажорной гаммы последовательностью секунд.

Порядок последовательности секунд в гамме натурального минора следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2.

Ступени гаммы натурального минора имеют такие же цифровые обозначения и названия, как и в мажоре.

Расположение неустойчивых звуков в натуральном миноре отличается от расположения их в мажоре. Тяготение на полутон в миноре свойственно ступеням II к III, VI к V. Вводные звуки тяготеют к тонике на целый тон.

Гармонический и мелодический минор

В процессе развития музыки минорный лад видоизменялся. Это видоизменение минорного лада проявлялось в альтерации некоторых его основных ступеней, что, в свою очередь, влияло на степень тяготения неустойчивых звуков.

Широкое применение, кроме натурального вида, получили гармонический и мелодический виды минора.

Гармонический минор отличается от натурального минора повышенной VII ступенью. Повышение VII ступени было вызвано потребностью обострить тяготение восходящего вводного звука.

Порядок последовательности секунд в гамме гармонического минорка следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, ув.2, м.2.

Характерной особенностью гаммы гармонического минора является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными VI и VII ступенями. Повышенная VI ступень способствует равномерному распределению ступеней в верхней части гаммы, при сохранении восходящего вводного звука, тяготеющего к первой ступени на полутон. В нисходящем движении гаммы мелодического минора повышенные ступени не сохраняются. Движение вниз следует по ступеням натурального минора. Объясняется это потребностью восстановить при нисходящем движении особенность VI ступени натурального минора - тяготение ее к V ступени. Кроме того, в нисходящем движении отпадает необходимость в повышении VII ступени.

Но в то же время следует указать, что в музыке встречаются случаи нисходящего движения по ступеням мелодической минорной гаммы.

Порядок последовательности секунд гаммы мелодического минора в восходящем движении следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, б.2, м.2.

Сравнительная таблица гамм натурального, гармонического и

Мелодического минора

Натуральный – 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1

Гармонический – 1, ½, 1, 1, ½, 1½, ½

Мелодический – 1, ½, 1, 1, 1, 1, ½

 

В образовании минорных тональностей входят те же основные и производные ступени музыкального звукоряда, что и в образование мажорных тональностей.

Тональности минорного лада находятся в такой же родственной связи между собой, как и мажорные тональности. Из этого следует, что расположение их в порядке постепенного прибавления знаков альтерации такое же, как и мажорных тональностей, то есть по чистым квинтам вверх – диезных и по чистым квинтам вниз – бемольных.

Мажорные и минорные тональности с одинаковым звуковым составом их натуральных видов, или, иначе, тональности мажора и минора, у которых одинаковые ключевые обозначения, называются параллельными тональностями.

Тоника параллельного минора находится ниже на малую терцию тоники мажора. Другими словами, тоника параллельного минора является шестой ступенью параллельного ему мажора. Таким образом, зная твердо тональности мажора, легко найти минорную тональность с любым количеством знаков.

Диезы, последовательно возникающие в минорных гаммах приходятся на II ступень каждой гаммы. Бемоли – на VI ступень.

Знаки альтерации минорных тональностей пишутся при ключе. Случайные знаки альтерации, связанные с хроматическим изменением VI и VII ступеней, пишутся перед нотами.

Количество минорных тональностей соответствует количеству мажорных тональностей, то есть 15. Их названия образуются также, как и названия мажорных тональностей. Минорный лад обозначается по буквенной системе словом moll.

Так как родственные тональности минора расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты, то все тональности минорного лада образуют самостоятельный квинтовый круг.

В общем числе минорных тональностей, так же как и в мажорных, имеются шесть тональностей, из которых три диезные энгармонически равны трем бемольным тональностям, и наоборот. К ним относятся:

соль-диез минор, равна ля-бемоль минору

ре-диез минор, равная ми-бемоль минору

ля-диез минор, равная си-бемоль минору.

 

Одноименные тональности

Тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику называются одноименными.

Натуральные гаммы одноименных мажора и минора отличаются друг от друга тремя ступенями: III, VI, VII. В миноре каждая из этих ступеней ниже на хроматический полутон тех же ступеней мажора.

Гармонические виды одноименных мажора и минора отличаются друг от друга по звучанию только III ступенью. Их сходной чертой является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается по звучанию от одноименного натурального мажора III ступенью.

Как уже было сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передачи музыкой определенного содержания и характера имеет лад.

Один и тот же лад, при определенных сочетаниях с другими элементами, может придавать музыке различные оттенки выражения.

Музыке, выражающей торжественное, радостное, победное содержание, свойствен мажорный лад. Музыке, выражающей печальное, суровое, драматическое содержание, свойствен минорный лад.

Вопросы:

1. Какие звуки называются устойчивыми?

2. Как называется главный устойчивый звук?

3. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

4. Что такое лад?

5. Из скольких звуков состоит мажорный лад?

6. Что такое гамма?

7. Какие ступени называются главными?

8. Что такое тональность?

9. Перечислить все диезные мажорные тональности.

10. Перечислить все бемольные мажорные тональности.

11. Какие тональности называются родственными?

12. На какую ступень в диезных мажорных гаммах приходится очередной диез? Бемоль – в бемольных мажорных гаммах.

13. Перечислить ключевые знаки диезных и бемольных тональностей по порядку их появления.

14. Назвать энгармонически равные мажорные тональности.

15.Что представляет собой гармонический мажор?

16. Какой лад называется минорным?

17. Какой вид минора называется гармоническим? Перечислить последовательность секунд в гамме гармонического минора.

18. Какой вид минора называется мелодическим? Перечислить последовательность секунд в гамме мелодического минора.

19. Какие тональности называются параллельными?

20. Какой ступенью мажора является тоника параллельного минора?

21. Перечислить все диезные минорные гаммы. Перечислить все бемольные минорные гаммы.

22. Какие тональности называются одноименными?

23. На сколько ключевых знаков отличаются друг от друга одноименные тональности?

 

Тема 6. Интервалы в тональностях мажора и минора. Характерные интервалы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.007 с.)