ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА



 

Общие сведения

Для защиты самолета от обледенения используется горячий воздух от компрессоров двигателей и электрообогрев.

Противообледенители крыла, стабилизатора и двигателей – воздушно-тепловые, а предкрылков, остекления кабины экипажа и ППД – электротепловые.

Горячий воздух для воздушно-тепловых противообледенителей отбирается от 11 и 6 ступеней компрессора каждого двигателя. Переключение ступеней отбора производится автоматически в зависимости от режима работы двигателей.

В ПОС воздухозаборников двигателей горячий воздух подается через перекрывные заслонки, а в ПОС крыла и стабилизатора - через систему отбора воздуха на самолетные нужды (КСКВ, запуск и т.д.).

Управление отбором воздуха на самолетные нужды осуществляется тремя перекрывными кранами "КРАНЫ ОТБОРАВОЗДУХА ДВИГАТЕЛИ 1, 2, 3", закрытое положение которых сигнализируется горением трех желтых сигнализаторов "ОТКАЗ ОТБОРА".

Противообледениетель крыла и стабилизатора работает только после включения системы отбора воздуха на самолетные нужды.

На самолете установлен сигнализатор обледенения СО-121, имеющий встроенный контроль. Все органы управления и контроля СО-121 размещены на электрощитке бортинженера. Исправность определяется по специальной методике.

Наличие обледенения самолета и воздухозаборников двигателей в полете сигнализируется загоранием красного светосигнализатора "ОБЛЕДЕНЕНИЕ".

 

Противообледенитель крыла и хвостового оперения

Обогрев носков корневой части крыла и стабилизатора производится горячим воздухом через две перекрывные заслонки, которые управляются одним выключателем "ЗАСЛОНКИ ОБОГРЕВА СТАБИЛИЗАТОРА И КРЫЛА".

Открытое положение заслонок сигнализируется горением двух желтых светосигнализаторов ЛЕВ и ПРАВ, размещенных под переключателем ПОС.

Температура поступающего воздуха в ПОС контролируется двумя термометрами "КРЫЛО" и "СТАБИЛИЗАТОР". В полете она не должна превышать 235°С, а при проверке на земле -100° С.

Проверка производится при работающих двигателях (на режиме малого газа) включением противообледенителя крыла и оперения не более чем на 1,5 минуты.

Исправность противообледенителя определяется по загоранию сигнальной лампы и показаниям температуры подаваемого воздуха.

Перед включением противообледенителя крыла и оперения необходимо пред­варительно открыть заслонки обогрева двигателей выключателями "ЗАСЛОНКИ ОБОГРЕВА 1ДВ., 2 ДВ. З ДВ.".

При отказе одного из двигателей или его системы отбора воздуха работоспособность ПОС сохраняется нормальной.

 

Противообледенитель предкрылков

Электротепловой противообледенитель предкрылков состоит из четырех электрообогреваемых секций цикличного включения и продольного "ножа" постоянного включе­ния, программного механизма, коммутационной аппаратуры.

Цикличное (попеременное) включение электрообогреваемых секций под ток осуществляется программным устройством с цикличностью 1:7 (38,5 секунд нагрев, 269.5 секунд охлаждение). Питание противообледенителя предкрылков от сети трехфазного переменного тока напряжением 115/200 В, 400 Гц.

Противообледенитель включается выключателем "ПРЕДКР." на электрощитке бортинженера, работа сигнализируется цикличным загоранием желтой сигнальной лампы "ПРЕДКР. Питание противообледенителя предкрылков от сети трехфазного переменного тока напряжением 115/200 В, 400 Гц.

Световой сигнализатор работы ПОС расположен над выключателем. Лампа загорается на 38,5 с (через каждые 269,5 с) при работе четвертой секции.

Во избежание перегрева предкрылков на земле включение обог­рева сблокировано с обжатым положением шасси.

Для самолетов с отключенными обогревателями III и IV секций предкрыл­ков цикличность работы программного устройства изменена на соотношение 1:3 (38,5 с нагрев, 115,5 с охлаждение), при этом сигнальная лампа загорается на 38,5 с через каждые 115,5 с при работе первой секции.

Проверка исправности противообледенителя предкрылков производится на земле инженерно-техническим персоналом.

 

Противообледенитель остекления кабины экипажа

Противообледенитель остекления кабины экипажа предназначен для защиты стекол от обледенения и запотевания с внешней стороны. На фонаре кабины экипажа установлено три электрообогреваемых стекла: левое, лобовое и правое.

Управление обогревом осуществляется тремя переключателями "ОБОГРЕВ СТЕКОЛ ЛЕВ, ЛОБОВОЕ, ПРАВ", имеющими три положения "СЛАБО-ВЫКЛ.-СИЛЬНО". Переключатели размещены на верхнем электрощитке пилотов.

Питание обогревом осуществляется от сети трехфазного переменного тока напряжением 115/200 В, 400 Гц, через автотрансформаторы.

Обогрев стекол имеет два режима "СЛАБО" и "СИЛЬНО". Включение режимов производится вручную установкой переключателей в положение "СЛАБО" и затем "СИЛЬНО", при этом происходит переключение питания ПОС с напряжения 115 В на 200 В.

Во избежании перегрева стекол на земле включение режима "СИЛЬНО" заблокировано концевым выключателем обжатого положения опор шасси.

Температура стекол поддерживается автоматически на заданном уровне с помощью автомата обогрева стекол.

 

Противообледенитель ППД

Для предохранения ППД от обледенения в них встроены электрообогревательные элементы.

Питание обогревателей производится постоянным током напряжением 27 В.

Управление обогревательными элементами ППД осуществляется тремя переключателями "ОБОГРЕВ ППД ЛЕВ, ПРАВ и Б/И", "АБСУ – ВЫКЛ – КОНТРОЛЬ ИСПРАВНОСТИ ОБОГРЕВА". Первые два положения фиксированные, а нижнее – нажимное. Исправность нагревательных элементов проверяется поочередным нажатием переключателей в положение "КОНТРОЛЬ ИСПРАВНОСТИ ОБОГРЕВА", при этом горение зеленого светосигнализатора, размещенного над соответствующим переключателем, свидетельствует об исправности нагревательного элемента.

 

Электромеханический стеклоочиститель

Стеклоочистители предназначены для удаления атмосферных осадков (дождь, мокрый снег и т.п.) со стекол кабины экипажа при взлете и посадке самолета на скоростях до 500 км/ч.

Стеклоочистители смонтированы на левом и правом боковых стеклах кабины экипажа, управление ими раздельное с боковых пультов пилотов.

В зависимости от интенсивности атмосферных осадков предусмотрена работа стеклоочистителей на малой или большой скости.

Управление стеклоочистителями осуществляется переключателями "СТЕЛООЧИСТИТЕЛЬ" установленными на боковых пультах пилотов. Переключатели имеют три положения: "МАЛАЯ СКОРОСТЬ, ВЫКЛ. и БОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ".

Лобовые стекла кабины экипажа перед полетом протираются от пыли и обрабатываются гидрофобизирующей жидкостью ТГ-10. При полете самолета в условиях дождя с гидрофобным покрытием на стеклах пользоваться стеклоочистителями разрешается только в тех случаях, когда обнаружена неэффективность действия покрытия.

Проверку работы стеклоочистителей на земле рекомендуется производить при работе их на каждой скорости в течение 1…2 мин. При этом стекла снаружи должны обильно смачиваться водой.

При отрицательных температурах наружного воздуха включать стеклоочистители разрешается только после включения обогрева стекол, убедившись в том, что щетки не примерзли к стеклам.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как выполнены тепловые камеры противообледенителей?

2. За счет чего компенсируется тепловое расширение трубопроводов?

3. Как вы понимаете физическую сущность обледенения и его последствия?

4. Как осуществляется контроль за работой противообледенителей?

 

СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ (СПВ)

Система обеспечивает подачу чистой питьевой воды в умывальники туалетов и мойки буфетов – кухонь.

Существует две системы снабжения питьевой водой: самотечного типа и централизованного типа.

 

Система самотечного типа

Система снабжения водой переднего санузла и буфета имеет: водяной бак с запорным краном; водозаправочную панель; сливной кран; подогреватель; смесительный кран; дроссель; раковину мойки; раковину туалета; сигнализатор на приемном баке;

Передний водяной бак - служит для хранения воды. Бак сделан из нержавеющей стали. Сбоку на баке установлен водомер. Снизу запорный кран, внутри бака кран автоматической заправки водой. Через кран идет вода при заправке бака. Сверху на баке штуцера дренажных трубопроводов. Ёмкость бака 47 л, количество заправляемой воды - 43 л. Бак установлен в верхней части переднего гардероба.

Кран автоматической заправки обеспечивает полную заправку бака. После заполнения бака он прекращает подачу воды и сливает её через штуцер "Контроль".

Кран автоматической заправки установлен в верхней части водяного бака.

Заправку баков водой ведут через водозаправочную панель, расположенную по правому борту шп. 20…21. На панели имеются штуцера "Заправка" и "Контроль". За штуцером «Контроль» обратный клапан. Обратный клапан исключает заправку при перепутывании штуцеров.

Заправку ведут давлением не ниже 1,2 кгс/см2 и не выше 3 кгс/см2. Заправка идет через кран - сигнализатор на приемном баке.

Если в приемном баке переднего туалета находится 57…63 л. жидкости, то заправка водяного бака становится невозможной. Поэтому необходимо слить содержимое из приемного бака.

Сливается вода из водяного бака через штуцер контроль. Для заправки и слива воды используют специальную машину МА-7М (или АС-154).

Если температура наружного воздуха от 0°С до -25°С, то воду перед заправкой подогревают до 65 5°С. Если температура ниже - 25°С – подогревают до 80°С.

Запорный кран подает воду к раковинам мойки и умывальника.

Подогреватели ПВ-200К (5 шт.) подогревают воду до 48 5°С.

Подогревательный бачок имеет термореле, которое поддерживает необходимую температуру. Подогреватель питается переменным током 200 В 400 Гц.

Подогревается вода трубчатым нагревательным элементом (ТЭН). Включение 4-х подогревателей на электрощитке переднего буфета–кухни, подогревателя центрального буфета-кухни - на электрощитке бортпроводника.

Подогреватели установлены под раковинами.

Сливной кран– служит для слива воды из системы водоснабжения через штуцер "Контроль" на земле. Установлен сливной кран в нижней части туалетной комнаты.

Смесительные краны установлены над раковинами, они смешивают горячую и холодную воду. Управление кранами осуществляется клавишей.

Использованная вода из раковин сливается в приемный бак.

Система снабжения питьевой водой центрального буфета-кухни имеет бак емкостью 57 л, заправляется 54л. Сверху на баке располагается штуцер хлорирования закрывающийся пробкой.

Водозаправочная панель расположена по правому борту шп. 32…34.

Стационарный кипятильник КС-90С установлен в центральном буфере-кухне. Емкость 6 литров, выдает порции кипятка по 3 литра. Вода закипает при температуре 90…92°С.

Остальные агрегаты такие же, как и в системе водоснабжения питьевой водой переднего туалета и буфета-кухни.

Система водоснабжения задних туалетов имеет бак емкостью 85 л., заправляется 83 л. воды. Бак установлен под потолком заднего служебного помещения.

Сливной клапан в правом туалете. Заправочная панель на 61…63 шп. справа.

Использованная вода из центрального буфета-кухни и умывальников задних туалетных комнат сливается через сливные насадки в атмосферу.

В линии слива воды через насадок установлены гидрозатворы - один в центральном буфете кухни, другой в левом заднем туалете. Когда в гидрозатворе будет 0,7…0,8 л. он открывается и вода сливается в атмосферу.

Сливные насадки установлены на наружной обшивке фюзеляжа шп. 36 и 65. Насадок имеет нагреватель, для предотвращения обмерзания в полете. Питается переменным током 115 В, частотой 400 Гц.

Включается обогрев перед выруливанием самолета на взлет, перед заправкой системы и после полного слива воды после посадки при отрицательных температурах.

Выключатели установлены на дополнительном щитке бортинженера. Выключатель имеет три положения "Включено", "Выключено", "Проверка". В положении "Проверка" работает как нажимной, при этом горят зеленые лампы исправности рядом с переключателями.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.018 с.)