Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты познания и их характеристики

Поиск

Объекты познания (предметы мысли)

Мы уже отмечали, что в каком-то смысле многообразие пред­метов познания шире, чем многообразие предметов действи­тельности. Неумение правильно оперировать с предметами мыс­ли и неумение различать предметы разных типов может приво­дить к нелепым рассуждениям типа: «Человек произошел от обезьяны. Η — человек, следовательно, Η произошел от обезья­ны», или «Иванов — токарь, токарь — не слесарь, значит, Ива­нов — не токарь».

Относительно объектов познания читателю следует вспомнить то, что было сказано о предметных значениях знаков, в особен­ности, о предметных значениях единичных и общих имен. Напомним, что предметами познания могут быть не только вещи, явления, процессы реального мира, но и их свой­ства, отношения, а также воображаемые объекты, продукты мыслительной деятельности и т.д., и т.п. Предметом в широком смысле слова, как мы помним, является все, что обозначено именем. Давая чему-либо имя, мы превращаем его в предмет мысли. Именем же можно обозначить все, что обладает некото­рой качественной определенностью, т.е. имеет какие-то харак­теристики или их совокупности, отличающие это нечто от вся­кого другого и позволяющие мысленно выделить его и рассуж­дать о нем. Разнообразие объектов, как возможных предметов мысли, можно свести к следующим видам:Во-первых, мы делим их на эмпирические и теоретические в зависимости от того, каким образом, за счет какого источника познания (орган чувств или мысленно-интеллектуальная дея­тельность) они вводятся в состав нашего знания.

Эмпирические объекты познания —это реальные, чувственно-воспринимаемые, наблюдаемые предметы действи­тельности.

Как объекты теории — это результаты наблюдения и вообще чувственной деятельности, хотя, как мы уже говорили, при ха­рактеристике эмпирического уровня познания они могут быть уже в той или иной степени «обработаны» нашим мышлением. Сюда относятся:

1. ВЕЩИ — индивиды (люди, реки, минералы), системы объектов (созвездия, планетные системы), более или менее цельные ситуации (противостояние планет, те или иные взаи­морасположения планет, сезонные состояния природы и т.п.).

2. СОБЫТИЯ (явления) — гром, молния, солнечное затмение и т.п.

3. ПРОЦЕССЫ — испарение, похолодание, рассвет,' переме­щение материков и т.д.

Эмпирические объекты познания иногда характеризуют как наблюдаемые объекты, а обозначающие их термины — как термины наблюдения.

Источником появления теоретических объектов познания является наша мыслительная деятельность.

К объектам познания относятся:

1. Реальные — по крайней мере по предположению при их вве­дении — объекты, т.е. объекты, которые вводятся мышлением при построении объяснительных теорий. Объясняя, например, тепло­вые явления, процессы и явления, связанные с изменением агре­гатных состояний тел, и другие явления в области физики макро­тел, вводятся такие объекты как молекулы, а затем и атомы (осо­бенно при объяснении химических взаимодействий), далее — элек­троны и атомные ядра, нейтроны, протоны и т.д. Эти объекты, по крайней мере до некоторых пор в развитии теории, имеют гипоте­тический характер. Иногда оказывается, что какие-то из них не существуют в действительности и исключаются из сферы теории (флогистон, теплород, жизненная сила и т.п.).

2. Абстрактные объекты — два основных вида:

а) объекты, возникающие в познании при интенсиональном употреблении имен;

б) объекты, представляющие собой некоторые свойства или отношения (характеристики вообще) предметов действительнос­ти, превращенные в самостоятельные предметы мысли, — результаты изолирующего абстрагирования (упругость, электро­проводность, теплопроводность и теплопроводность меди, вра­щение и вращение Земли, любовь, дружба, красота и т.д.).

ЗАМЕЧАНИЕ. Обратим внимание на одно широко распространенное в философии недоразумение. Утверждают часто, что наше мышление, теории имеют дело всегда лишь с абстрактными объектами, и понима­ют это так, что объектами изучения, в частности в естественно­научных теориях, являются не конкретные предметы действительнос­ти, а абстрактные, в той или иной мере мысленно обработанные... В этом случае не различают: 1) КАК мы можем оперировать объектами в процессе познания и 2) то, ЧТО является объектами нашего изучения.

Пользуясь языком как средством познания, обозначая предметы и их свойства и отношения посредством знаков языка, мы определенным образом огрубляем их, поднимаем их, как выразился А.И. Герцен, из сферы частностей в сферу всеобщностей. Обобщая предметы в поняти­ях уже даже на эмпирическом уровне познания, мы представляем их (опять-таки в языке) в той или иной мере абстрактно, обобщаем их лишь по тем или иным общим для предметов некоторого класса при­знакам, отвлекаясь от имеющихся в этом классе различий (см §14). В этом смысле мы всегда, конечно, имеем дело не с конкретными пред­метами (во всей совокупности их признаков). Но данные представления предметов в языке являются лишь необходимым средством представ­ления конкретных, реальных предметов действительности. И конечно, когда мы говорим, например, что все люди нуждаются в пище, пользуясь общим понятием человека, в котором все люди определен­ным образом отождествляются, — мы говорим не об этих абстрактных людях, а о реальных — существующих в пространстве и времени: в пище нуждаются не абстрактные, а конкретные, живые люди!

Итак, в этом разделе мы говорим об объектах познания и лишь не­которые из них действительно являются абстрактными.

3. Идеализированные объекты познания — результаты опре­деленного типа мысленной «обработки» предметов реальной действительности (абсолютно черное тело, идеальный газ, абсо­лютно упругое тело и т.п.). Мысленная «обработка» состоит здесь в том, что мы наделяем реально существующие пред­меты некоторыми свойствами, которых они в действительности не имеют (тело, поглощающее все падающие на него лучи — абсолютно черное тело), или лишаем их некоторых свойств, которыми они обладают в действительности (тело, абсолютно не проводящее электрический ток). Впрочем, «лишение» и «наде­ление» — обычно операции относительные: лишение предмета одного свойства означает наделение его другим и наоборот (аб­солютно гладкая плоскость — то же, что плоскость не вызыва­ющая трения; тело, поглощающее все лучи — тело, не отража­ющее никаких лучей, и т.д.).Существуют объекты, которые одновременно являются и аб­страктными и в то же время идеализированными объектами по­знания — таковы, например, геометрические фигуры, как они мыслятся в геометрии. Чтобы представить себе, насколько ши­рок круг идеализированных объектов в познании и даже в по­вседневной практике вспомните о том, как мы идеализируем наших друзей и любимых, об идеализации событий и фактов истории и т.д.

Особый вид идеализированных объектов составляют классы, множества как предметы мысли. В реальной действительности класс тех или иных предметов, например, металлов, растений, животных — это совокупности в каком-то отношении каче­ственно-однородных предметов, существующих в разных ме­стах, в разное время, обычно с постоянно изменяющимся соста­вом. Превращая их в предметы мысли, мы мысленно «собира­ем» их в нечто единое, в единую совокупность как бы одновре­менно и в одном месте существующих предметов. Но существу­ющих отдельно и независимо друг от друга. Когда же предпола­гается какая-то связь между предметами множества, таких, на­пример, как семья, футбольная команда, производственный коллектив, — тогда такое множество называется агрегатом.

4. Идеальные объекты познания — результаты творческой деятельности мышления, не имеющие прообразов в действи­тельности.

Выделяются два вида идеальных объектов:

А. К одному из них принадлежат сами наши мысли, знания, информация. Они имеют, безусловно, некоторые прообразы в действительности по содержанию, поскольку в них воспроизво­дятся какие-то аспекты действительности, но не имеют прооб­разов как особого рода объекты познания.

Идеальными считают иногда также и формы, приемы позна­ния. Точнее, их скорее надо относить к числу абстрактных объектов, хотя бы потому, что они не являются, как правило, продуктами нашего мышления.

Абстрактные и идеальные, идеальные и идеализированные объекты обычно вообще не различают, называя все их идеаль­ными. Нужно признать, что различие этих видов, как впрочем и разграничение видов предметов в реальной действительности — отнюдь не всегда теоретически простая задача. Часто суще­ственно лишь само знание о существовании объектов каче­ственно различных типов.

Б. Другой вид идеальных объектов составляют объекты, иг­рающие чисто инструментальную роль в познании — системы координат, тензоры, векторы, параллели, меридианы и т.п. В данном случае мы говорим здесь о них как об объектах по­знания в том смысле, что имеем дело с ними в процессе позна­ния (хотя они могут быть и в ряде случаев являются также и объектами изучения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.180 (0.01 с.)