Понятие как форма мышления. Общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие как форма мышления. Общая характеристика



Понятие обычно определяют как одну из основных форм мыш­ления; этим подчеркивается важная роль его в познании. Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению ха­рактеризуется прежде всего как переход от отражения мира в формах ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и теориях. Мышление, та­ким образом, может рассматриваться как процесс оперирования понятиями. Именно благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Мышление, а именно абстрактное мышление, как мы уже определили, — это отражение действительности посредством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим воз­можность познания действительности с помощью языка, явля­ется обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений, металлов и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатам таких обобщений, по крайней мере, в нетривиальных случаях (т.е. в случаях, когда предметы не мо­гут быть отображены в чувственных образах), являются именно понятия. Более того, применение понятий в мышлении необхо­димо всегда, когда к мышлению предъявляются требования оп­ределенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного и, значит, словесно-языкового выделения предметов некоторого класса, т.е. предметов, качественно сходных в каком-то отношении. Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, от­личительной для данных предметов, т.е. такой, что все призна­ки данной совокупности вместе достаточны, чтобы отличить эти предметы от всех остальных. Это означает, что каждый признак из этой совокупности необходим для выделения данного класса. Для выделения, например, класса студентов используются при­знаки: «человек», «учащийся», притом «учащийся высшего или среднего специального гражданского учебного заведения». Ана­логично «материальный предмет, который в процессах мышле­ния и общения людей является представителем каких-либо дру­гих объектов» (знак); «способ ведения хозяйства предприятия, обеспечивающий окупаемость производимых затрат» (хозрасчет) и т.п. Но, для того чтобы выделить класс предметов по какой-то совокупности признаков, необходимо обобщить данные предме­ты по этим признакам. Обобщение состоит в том, что мы отвле­каемся от всех индивидуальных и иных различий внутри клас­са, от того, например, что есть студенты технических и гумани­тарных вузов, есть хорошо и плохо успевающие и т.п.;, В ре­зультате предметы мыслятся абстрактно: только как обладаю­щие указанной отличительной совокупностью признаков. Таким образом, мы имеем мысленное образование: «Человек, являю­щийся учащимся высшего или среднего специального граждан­ского учебного заведения».

В силу обобщенного характера отражения предметов в поня­тии они мыслятся в понятии всегда в той или иной мере абст­рактно. Но это не означает, как часто представляется, что сами мыслимые в них предметы всегда суть некоторые абстракции и что именно эти абстракции, а не конкретные предметы действи­тельности являются объектом изучения науки. Верно, что в каждом понятии мы мыслим те или иные предметы в той или иной мере абстрактно, но используем понятия для утверждения о конкретных, обобщенных в них предметах. В понятиях: «ме­талл», «растения», «атомы» и т.п. — имеются в виду в качестве элементов объема некоторые предметы действительности. Когда мы утверждаем, что все студенты обязаны сдавать экзамены, то, конечно, относим эту обязанность к конкретным людям, а не к неким абстрактным объектам. Лишь в некоторых случаях предметами понятий являются те или иные идеализированные предметы действительности («абсолютно упругая жидкость», «идеальный газ», «материальная точка» и т.п.); идеальные предметы («земной меридиан», «сила»), абстрактные объекты (характеристики реальных предметов или множеств предметов, отвлеченные от них и ставшие самостоятельными объектами мысли, результаты изолирующего абстрагирования — про­странство, время, упругость, числа, геометрические фигуры и т.п.) и, конечно, — в соответствии с широким пониманием тер­мина «предмет» — предметами понятия, элементами его объема могут быть также и явления, события, процессы (восход солн­ца, революция, перестройка, механическое движение и т.п.).

Подводя итог изложенному, можно сказать, что понятие как форма (вид) мысли, или как мысленное образование, есть ре­зультат обобщения предметов некоторого вида и мысленного выделения соответствующего класса (множества) по определен­ной совокупности общих для предметов этого класса — ив со­вокупности отличительных для них — признаков.

Характеристика понятия как формы познания, как способа мыслительной деятельности явствует из данного определения. Это — способ мысленного выделения классов предметов посред­ством обобщения этих предметов. Этот процесс включает, как правило, более или менее широкое множество приемов позна­ния. Наибольшую ценность в познании представляют собой по­нятия, в которых предметы обобщаются по существенным при­знакам. Однако с гносеологической точки зрения мысль пред­ставляет собой понятие независимо от того, насколько суще­ственными являются признаки, составляющие основу обобще­ния предметов, тем более, что для предметов одного и того же класса возможны, как мы уже говорили, и менее и более суще­ственные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов (см. §13).

Понятие в строгом и не в строгом смысле. В главе II мы от­мечали, что общие (как и единичные) имена употребляются ин­туитивно более или менее точно и без осознания того, по каким именно признакам выделяются или могут быть выделены обо­значаемые ими предметы. В этом случае не выявлен смысл со­ответствующих общих имен, а следовательно, строго говоря, они не выражают понятий. Так, человек может пользоваться словами «дерево», «человек», «болезнь», не умея отвечать на вопрос, что именно он имеет в виду, какие признаки специфич­ны для мыслимых здесь предметов. В одних случаях подобного рода со словами связываются лишь некоторые более или менее четкие представления (чувственные интуиции) и через посред­ство именно этих представлений осуществляется связь слов с предметами действительности. В других — некоторые интел­лектуальные интуиции, возникшие в процессе усвоения языка. Первоначальной основой указанных интуитивных связей имен с обозначаемыми ими предметами является совместная практи-ческая деятельность людей и, конечно, общение их в процессе деятельности. Люди выделяют предметы некоторых классов и дают им общие названия благодаря способности этих предметов удовлетворять их определенные потребности.

В практике научного познания понятиями называют и те аб­стракции, которые представляют интуитивно употребляемые имена. Таким образом, термин «понятие» употребляется в более широком, чем указано выше, смысле. Так, говорят, например, «дерево» — это понятие, «человек» — это понятие, независимо от того, связываются или нет с этими словами знания о том, что представляют собой обозначаемые ими предметы, выделены ли в этих предметах те признаки, которые составляют основу их обобщения, или же имеются лишь более или менее ясные, нерасчлененные интуиции.

Иначе говоря, понятием в этом значении термина называют про­сто любой предмет, ставший объектом мысли (следовательно, на­званный и мыслимый в той или иной степени абстрактности). Час­то в философии прошлого, для этого употреблялся термин «идея». Например, Д.Локк, используя этот термин, указывает, что под ним подразумевается «все, что является объектом мышления чело­века»1. Оперируя таким понятием, человек может не иметь о нем понятия. Это парадоксальное на первый взгляд утверждение озна­чает лишь то, что дважды употребленный в этой фразе термин «понятие» имеет в одном и другом случаях разные значения. Так, А.И.Герцен в письме «Эмпирия и идеализм» говорит о существо­вании в науках понятий, которые еще не понятны2. Однако во всех случаях, где необходимо точное понимание смыслов утверж­дений, и особенно если возникает надобность в доказательствах наших высказываний, мы не можем ограничиваться интуициями. В подобных ситуациях необходимы понятия в строгом смысле это­го слова, которых мы и будем придерживаться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.005 с.)