Понятие признака. Виды признаков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие признака. Виды признаков



Наряду с множеством возможных предметов мысли, мы име­ем также множество способов их мысленного выделения, обус­ловленное многообразием их возможных характеристик. Речь идет прежде всего о некотором многообразии типов воз­можных характеристик предметов или, как их принято называть в логике, типов признаков предметов. Знание этих типов позволяет, во-первых, уяснить многообразие мысленных способов выделения предметов (результатами такого выделения являются понятия), а, во-вторых, оно весьма существенно для понимания смыслов высказываний (суждений) о предметах.

Признаками в логике называют любые возможные характе­ристики предметов, все, что можно высказать о предмете. В объектной действительности это все то, в чем одни предметы сходны между собой, другие — различны. Сходство и различие предметов в самой действительности служат объектным основанием для отождествления и различения их по соответствующим признакам в процессе познания. Признаком может быть нали­чие или отсутствие у предмета того или иного качества, свой­ства, состояния и т.п. или отношения предмета к другим пред­метам. Так, признаками металлов являются их кристаллич­ность (качество), хорошая электропроводность (свойство), а так­же то, что они не являются сложными веществами (отсутствие качества); признаком Парижа является наличие у него такого отношения (к Франции как государству) как «быть столицей», а одним из признаков Лиона — отсутствие такого отношения.

Качественная определенность вещей позволяет характеризо­вать их как некоторые системы признаков и мысленно выде­лять их таким образом, отличая от всего остального. Каждый читатель без труда может, очевидно, указать множество харак­теристик своих друзей и известных ему предметов, и при этом он заметит, что иногда характеристики сводятся к наличию ка­ких-то черт, а иногда — к их отсутствию. В качестве упражне­ния предлагается здесь осуществить подобную процедуру хотя бы по отношению к самому себе, как наиболее знакомому для читателя предмету.

В истории философии и логике постоянно предпринимались попытки выделения основных типов возможных характеристик объектов. Аристотель, например, усматривал 10 типов таких характеристик, которые называл категориями, а также предикабилиями: сущность или субстанция (человек, лошадь); коли­чество (в два локтя); качество (белое); отношение (двойное, большее); место (на площади, в Ликее); время (вчера); положе­ние (лежит, сидит); состояние (обут); действие (разрезает); стра­дание (разрезается). Однако столь детальная дифференциация признаков едва ли необходима. Перечень их у Аристотеля явля­ется к тому же неполным.

В современной логике все указанные характеристики, как и все другие характеристики отдельного предмета, обобщенно на­зывают свойствами. Свойства, в данном широком смысле, то же самое, что признак, когда речь идет о характеристиках именно отдельных предметов. Оно отличается от отношения, представ­ляющего собой характеристику (признак) не отдельного предме­та, а характеристику некоторых систем — пар, троек, четверок, вообще, n-ок предметов. Таковы отношения «брат», «отец», «сын», «находится между», «параллельный» и т.п. Конечно, у читателя должен возникнуть вопрос, как же определить, что такое свойство и что такое отношение? Ответ на этот вопрос можно дать, указав специфику представляющих их знаковых форм. Знаками свойств — в указанном широком смысле — являются одноместные предикаты. В формализованном языке — это высказывательные формы с одной свободной переменной(Следует различать предикаты и предикаторы. Последние являются составными частями предикатов.

Мы характеризовали сами предикаторы как знаки характеристик (свойств и отношений) предметов, а также знаки предметных функторов (характеристик предметно-функционального типа). Там имелись в виду характеристики общего плана — без соотне­сения их к определенным предметам. Здесь же рассматриваются типы характеристик именно определенных, отдельных, данных предметов, и таким образом, — конкретные формы таких применений. Все эти формы, как видно из рассматриваемой классификации, представляют собой одноместные предикаты.), т.е. выражение типа: «город (х)", «твердый (х)", «электро­проводник (х)", «электропроводник (ж)», « у отец (х, у)» (свойство быть отцом кого-то). В естественном языке формы та­кого рода специально не выделяются, что затрудняет его при­менение для логического анализа. Однако при желании их можно выделить, употребляя общие имена вместо специальных символов для переменных, при этом иногда с числовыми индек­сами для экземплификации предметов: «населенный пункт есть город», «человек х (мужчина), отец какого-то человека2» и т.п. Знаками отношений являются многоместные (двух-, трех- и т.д.-местные) предикаты, т.е. высказывательные формы более чем с одной свободной переменной. Например, «столица (х, у)",. «мать (х, у)", «отец (х, у)", «находится между (х, у, г)" («х на­ходится между у и ζ»).

В пределах введенного обобщенного понятия свойства полезно теперь выделить некоторые виды характеристик отдельных предметов (признаков данных предметов или, что то же, свойств предметов в широком смысле этого слова). Мы разделим при этом признаки отдельных предметов на простые и сложные, а простые в свою очередь на положительные и отрицательные, атрибутивные и реляционные, пропозициональные и предметно-функциональные. Среди же последних — выделим также ха­рактеристики качественного и количественного типа.

Простые и сложные признаки различаются по форме пред­ставляющих их предикатов. Простыми назовем такие призна­ки, знаки которых (предикаты) не содержат логических кон­стант:

В противном случае, признак называется сложным, напри­мер: студент (х) & живет (х, Москва) — человек является сту­дентом и живет в Москве; делится (х, 2) четно (х) — число делится на 2 или не является четным. Ясно, что составляющие приведенных выражений являются простыми признаками (свойствами).

Дальнейшее деление признаков отдельных предметов осуще­ствляется лишь для простых признаков.

Также по форме предикатов, представляющих простые при­знаки, делим их на положительные и отрицательные. Признак называется положительным, если представляющий его преди­кат не содержит знаков отрицания (или содержит четное число таковых).(По закону логики — согласно которому эквивалентно А — при наличии четного числа отрицаний в предикате все они могут быть исключены. А при наличии нечетного числа отрицаний можно исклю­чить все, кроме одного.)

В противном случае — при наличии нечетного чис­ла отрицаний — признак называется отрицательным. Напри­мер, столица (х, у), (где область значений χ — города, а. у — государства) — положительный признак; в естественном языке — «город является столицей некоторого государства». сто­лица (х, у) («город не является столицей какого-либо государ­ства») — отрицательный признак.

Важное значение в процессе познания имеет различение ат­рибутивных и реляционных свойств (признаков). Первые пред­ставляют собой характеристики предметов самих по себе, на­пример, «является человеком», «жидкий», «способный», «не­способный» и т.п. Реляционные свойства указывают на наличие или отсутствие отношения данного предмета к каким-то другим предметам: столица (х, Кубы), столица (х, у) («город являет­ся столицей Кубы, город является столицей какого-нибудь го­сударства»). Нетрудно заметить, что одноместный предикат, ко­торый представляет реляционное свойство, образуется из мно­гоместного — в последних двух случаях из предиката «столица(x,у)"(Из предиката с некоторым числом мест более одного образуется предикат с меньшим числом мест посредством устранения каких-то его свободных переменных. Устранить некоторую свободную переменную можно, либо связывая ее каким-то из кванторов, либо подставляя на места всех ее свободных вхождений в формулу имя какого-то предмета из области значений этой переменной (постоянного терма — терма, не содержащего переменных). Из одноместного предиката таким образом получается высказывание (высказывание характеризуется иногда как ноль-местные предикаты).

Таким образом, реляционное свойство образуется всегда из некоторого отношения.В другом плане, в зависимости от того, использованы ли для образования свойств пропозициональные или предметно-функ­циональные характеристики (§6, гл. II), мы получаем соответ­ствующие им характеристики отдельных предметов и формы предикатов. Употребляя, например, предикаторы «логичный», «научный» (т.е. характеристики пропозиционального типа) мо­жем образовать предикаты (признаки, свойства): «логично (х)" (где область значений χ — рассуждения; в естественном языке — «рассуждение логично»); «научно (х)» «(возможные значения χ — утверждения; в естественном языке — «утверждение науч­но»). Читателю рекомендуется просмотреть примеры всех пред­шествующих делений понятия признака для того, чтобы убе­диться, что все они относятся к числу характеристик пропози­ционального вида, т.е. все они образованы из предикаторов — знаков свойств и отношений.

Используя теперь предметно-функциональные характерис­тики (т.е. знаки, представляющие собой предметные функто­ры), например, «возраст» и «темперамент», получаем преди­каты: «= (возраст (х), 17 лет)»; « (темперамент (х), флегма­тик»). Область χ во всех случаях — люди. В естественном языке соответственно: «Возраст человека равен 17 годам», «по темпераменту человек относится к флегматикам». Обра­тите внимание, что предикаты, образованные из предметно-функциональных характеристик, представляют реляционные свойства. Все они образованы в конечном счете из двухмест­ных предикаторов «больше», «меньше», «равно».

Упражнение

Образуйте простые одноместные предикаты, положительные и отрицательные, используя предметные функторы: пол, профес­сия, образование, местожительство, память (у человека), вни­мание, национальность, способность, рост, талант, партийность.

Здесь мы подошли к важному различению признаков: а именно к разделению признаков на такие, которые представля­ют собой качественные характеристики предметов и те, что являются количественными характеристиками предметов. Эти различения имеют существенное значение в философии. В уче­нии о диалектике развития есть даже специальный закон «пере­хода количественных изменений в качественные», согласно ко­торому всякое качественное изменение является результатом некоторого количественного изменения.Количественные характеристики представляют предикаты, образованные из предметных функторов, значения которых до­пускают сравнения типа: «больше», «меньше», «равно». Это значит, соответствующие этим характеристикам предикаты об­разованы посредством любого из этих отношений. При этом значения количественных предметных функторов могут быть, и обычно являются, числа с некоторой размерностью или некото­рые градации (степени) типа: средний, высокий, низкий — для характеристик роста, температуры; высокая, низкая — для скоростей и т.п. Характеристики такого типа употребляются, в частности, в тех случаях, когда для значений соответствующих функторов не разработана (или не применима по тем или иным причинам) процедура измерения. Когда процедура разработана, функтор становится числовым. Функторы, представляющие ко­личественные характеристики предметов, называются величи­нами.

Таким образом, признаки, представляющие собой количе­ственные характеристики предметов, образуются с использова­нием предметных функторов — величин (наряду с предикаторами «больше», «меньше», «равно»). Все другие, т.е. не коли­чественные характеристики, в том числе и пропозициональные, называются качественными. Термины, представляющие собой величины, фиксируют и обобщенно представляют такие именно стороны предметов, относительно которых возможны указанные выше сравнения «больше», «меньше», «равно». Тогда как зна­чения предметно-функциональных терминов другого типа (на­циональность, образование, пол, агрегатное состояние и т.п.) таковы, что о них можно говорить только, что какой-то предмет обладает или не обладает этим свойством: человек — москвич или не москвич; мужчина или не мужчина; образование у него высшее или не высшее. Аналогичным образом обстоит дело от­носительно тех характеристик предметов, которые обозначают предикаторы: любая плоская, замкнутая фигура является квад­ратом или не является им; дерево является хвойным или не яв­ляется хвойным.

В философии среди качественных характеристик, которые представляют предикаторы, выделяют качества, свойства (в уз­ком смысле этого слова) и отношения. В последнем случае име­ется в виду отношение как реляционное свойство, т.е. отноше­ние не между какими-то предметами, а отношение данного предмета к каким-то предметам.

Качеством называют нечто, присущее предмету самому по се­бе (хотя оно возникло, возможно, в связи с другими предмета­ми). Качеством некоторого предмета является то, что он представляет собой металл, дерево, жидкость и т.п., а также то, что он имеет кристаллическое строение, что в его составе имеются свободные электроны (как у металлов). Свойство есть проявле­ние некоторого качества во взаимодействии предмета с какими-либо другими предметами. Так, наличие кристаллического стро­ения у какого-либо вещества, т.е. качества, проявляется при нагревании в том, что это вещество имеет определенную темпе­ратуру плавления. Наличие свободных электронов при наличии электрического поля проявляется в том, что в веществе появля­ется электрический ток (поток электронов). Таким образом, на­личие у вещества определенной температуры плавления, хоро­шая его электропроводность — это свойства. Точно так же цвет предмета есть его свойство, представляющее собой проявление некоторого качества отражающей способности поверхности предмета, т.е. проявляющееся во взаимодействии со световыми лучами. Качество иногда характеризуют как структурное свой­ство предметов, однако это не всегда характеристика структур­ного характера. К качественным характеристикам человека от­носятся его характер, культурный и интеллектуальный уро­вень, наличие определенных принципов и т.д., а свойствами, представляющими собой проявление указанных и иных ка­честв, являются, например, вежливость, честность, аккурат­ность и т.д.

Наконец, среди свойств — в указанном узком смысле этого слова — полезно выделить так называемые диспозиционные предикаты. Это — способности предметов вести себя определен­ным образом в определенных ситуациях в силу некоторых име­ющихся у них качеств. С понятием диспозиционного предиката связывают обычно представление о необходимости определенно­го поведения предмета при определенных условиях (раствори­мое вещество необходимо растворяется при погружении в воду, упругое тело необходимо восстанавливает форму и размеры при устранении деформирующих его сил). «Способ­ность» же предмета вести себя некоторым образом в определен­ных ситуациях может не исключать лишь возможность предме­та вести себя определенным образом, но не необходимо ведет себя так. Трусливый человек, например, может при наличии опасности проявить малодушие, отступить перед нею, но не обязательно поведет себя таким образом. В понятии свойства предмета подразумевается как необходимость, так и возмож­ность для этого предмета вести себя при определенных условиях определенным образом.

Упражнение

Определите, какие из характеристик предшествующего уп­ражнения являются качественными, а какие — количествен­ными. Обоснуйте свой ответ.

Деление признаков по месту и роли в системе признаков. Сущность предметов.

До сих пор мы рассматривали виды признаков, имея в виду множество возможных признаков вообще. Однако можно гово­рить о множестве признаков того или иного конкретного пред­мета или вида некоторых предметов (металлов, жидкостей, мле­копитающих). Каждый предмет мыслится, вообще говоря, как некоторая субстанция. Однако его можно для некоторых науч­ных целей рассматривать и как систему признаков (качеств, свойств, отношений, количественных характеристик). Более строго говоря, мы всегда имеем возможность рассматривать предмет как систему (множество) известных — на данной сту­пени познания — признаков. Среди таких признаков предмета прежде всего различаются случайные для него и неслучайные. Случайные обусловлены некоторыми внешними обстоятель­ствами и ни в какой мере не определяют качественную специ­фику предмета. Случайными признаками металлов, например, являются наличие тех или иных примесей, та или иная их тем­пература в определенных ситуациях. То же можно сказать о воде. Для человека случайными могут быть — особенно при командно-бюрократической организации общества — то или иное его служебное положение, окружение и т.п.

Между неслучайными признаками существуют внутренние для данных предметов связи: одни из них обусловливают дру­гие. Их множество представляет собой таким образом некото­рую систему. Для предметов некоторого вида, и тем более для отдельных конкретных предметов, это множество бесконечно. Иное дело множество признаков этого рода, познанных на том или ином этапе развития знания. Оно всегда конечно, причем в определенных случаях — при относительно завершенности про­цесса познания предметов на некотором этапе — это множество также представляет собой определенную систему, по крайней мере когда речь идет о признаках некоторого вида предметов (вопрос о том, в какой мере это относится к признакам отдель­ных предметов, является для науки пока открытым). Одни при-знаки здесь обусловливают другие, эти последние — третьи и т.д. В силу этих отношений субординации одни признаки сис­темы можно охарактеризовать как более существенные, другие — как менее существенные.

Системами указанного типа являются, например, множества известных признаков металлов, жидкостей, признаков, харак­теризующих общественное устройство. Наличие ионной крис­таллической решетки у металлов обусловливает их ковкость, пластичность; в силу наличия свободных электронов в массе металла они являются хорошими проводниками электрического тока; благодаря наличию кристаллического строения металлы, как и другие кристаллические вещества, имеют определенную температуру плавления.

Среди неслучайных признаков предметов можно выделить со­вокупность некоторых наиболее существенных — основных признаков, обусловливающих все остальные, общие для данных предметов. Из этой совокупности, в сочетании с известными за­конами соответствующей области действительности, могут быть логически выведены все известные общие для данных предме­тов и неслучайные для них признаки, а для абстрактных объектов — в так называемых полных теориях — вообще все признаки, общие для предметов вида.

Совокупность основных существенных признаков того или иного вида конкретных предметов действительности называется их СУЩНОСТЬЮ.

Так, сущностью металлов, как химически простых веществ, является то, что они состоят из однородных атомов, а именно атомов с одним и тем же зарядом ядра, и атомы их обладают низким потенциалом ионизации, в силу чего легко теряют свои внешние электроны. Этим обусловлены общие для металлов химические свойства, особое строение их кристаллической ре­шетки, хорошая электропроводность, пластичность и т.д.

Основным признаком общества, т.е. его сущностью, является господствующий в нем способ производства, характеризующий­ся определенным уровнем развития производительных сил и типом производственных отношений, т.е. тем, что называется экономическим базисом общества. Экономический базис обще­ства определяет характер господствующих в обществе полити­ческих взглядов, правовых отношений, идеологии, морали.

Сущность предметов некоторого качества, т.е. предметов не­которого класса, выявленная на некотором уровне познания, является основой качественной специфики этих предметов, но лишь в той мере, в какой эта специфика нам известна на дан-ном этапе познания. Исходя из этой сущности, мы можем объяснить известные общие, специфические для данных пред­метов (неслучайные) их признаки. В процессе дальнейшего раз­вития знания о соответствующих предметах открываются новые качества, свойства предметов, отношения их к другим предме­там, которые нельзя объяснить, исходя из познанной сущности. В таком случае происходит — в результате поиска нужных объяснений — проникновение в «более глубокую» сущность предметов, открытие таких же признаков, исходя из которых могут быть объяснены все известные ранее и вновь открытые их особенности. Таким образом, существуют сущности разных уровней или порядков.

В истории философии имело широкое распространение пред­ставление о том, что у предметов того или иного вида или даже отдельных предметов имеется некоторая абсолютная сущность, основа всех его признаков. Эта «последняя сущность» должна быть, согласно этим представлениям, пределом познания соот­ветствующих явлений. На такое понимание наводит нередко встречающееся в философской литературе определение сущнос­ти как некоторого внутреннего содержания вещи, определяю­щего специфику ее многообразных проявлений.

Однако исторический опыт развития знания указывает на дру­гое, а именно на то, что сущность предмета в диалектическом ее понимании — это есть лишь тот предел, до которого дошло позна­ние предмета на данной ступени развития знания. Познание мира, как и отдельных его областей и явлений, есть бесконечный процесс углубления знания. А это означает, что сущность может быть ме­нее и более глубокой, и этим, в частности, объясняется смена од­них теорий другими, — более высокого порядка.

Так, еще в недалеком прошлом свет в физике понимали как поток волн электромагнитного излучения определенного диапа­зона частоты. Но при этом не объяснялись некоторые открытые позже явления, например, явление фотоэффекта. В настоящее время господствует уже коркускулярно-волновая теория света, согласно которой свет представляет собой поток фотонов, обла­дающий как волновыми, так и корпускулярными свойствами.

Окисление какого-либо вещества понималось до некоторых пор как присоединение к атомам данного вещества атомов кис­лорода. В настоящее время этот механизм соединения атомов объясняется как результат взаимодействия внешних электронов атомов. Вообще на некотором этапе от понимания химических реакций как взаимодействий между атомами веществ произо­шел переход к пониманию их как взаимодействия внешних электронов и образующихся при этом ионов веществ.Совокупность основных, существенных признаков может быть выделена также, по-видимому, в любом случае, в множестве при­знаков, общих для абстрактных предметов того или иного вида, — геометрических фигур, чисел, алгебраических систем и т.п. Для ромбов, например, это то, что указывается в определении фигур этого вида (и соответственно в содержании понятия ромба): плоская геометрическая фигура, замкнутая, ограниченная 4 сторонами, все стороны которой равны. В аксиоматической тео­рии алгебраических систем того или иного вида (теории групп, булевой алгебры и т.д. и вообще в теории некоторой структуры, например, в геометрии, как математической, формальной тео­рии) эту совокупность признаков (и соответственно содержание понятия рассматриваемой структуры) представляет множество аксиом. Однако эту совокупность признаков неправомерно, ви­димо, рассматривать как сущность структуры соответствующего вида, поскольку для одного и того же множества признаков, общих для структур некоторого вида, существует, вообще гово­ря, не одна такая совокупность. Так, вместо указайной сово­купности, основных существенных признаков ромба может быть другая, получающаяся из нее заменой признака «равно­сторонняя фигура» на «фигура, диагонали которой взаимно перпендикулярны и в точке пересечения делятся пополам». Из­вестно также, что существуют эквивалентные теории с различ­ными составами аксиом. Неестественно, конечно, было бы счи­тать, что объекты одного и того же типа имеют на одном и том же уровне познания различные сущности.

Специфическими являются случаи, когда дело касается пред­метов, созданных людьми для тех или иных определенных це­лей. Обычно сущность такого рода предметов усматривают именно в их назначении, что отражается в определениях. Часы — это прибор, с помощью которого можно отсчитывать время; термометр — прибор, служащий для измерения температуры, и т.д. Назначением предмета определяются и все его другие каче­ства. Это и служит причиной того, что оно принимается за сущность. Хотя верно и другое: благодаря наличию определен­ных качеств (особому устройству) та или иная вещь выполняет определенные функции. Качества вещи, предназначенной для определенной цели, вытекают из ее назначения логически. Спо­собность же вещи служить определенной цели обусловлена ее качеством фактически, как действие — причиной. Но посколь­ку человек мысленно конструирует вещь прежде, чем создает ее, и при этом выводит все ее качества именно из предназначе­ния вещи, то это последнее оказывается решающим. Здесь, как видим, сущность вещей определяется практическими потребно-стями людей. Но это не указывает на субъективный характер данного понятия, поскольку сами вещи, которые здесь имеются в виду, создаются людьми именно для удовлетворения своих потребностей.

В любом случае основные существенные признаки предметов некоторого вида составляют основу их качественной специфики, поскольку они обусловливают все другие общие и, в совокупно­сти, специфические для данных предметов признаки. В случае конкретных предметов действительности обусловленность имеет причинный или целевой характер, в случае абстрактных объек­тов — структурный или функциональный характер. Но в том и другом случае из совокупности указанных основных признаков в сочетании с законами данной области действительности все другие неслучайные признаки предметов выводимы логически.

Сущность предметов того или иного вида составляют обычно признаки, недоступные наблюдению. Они выявляются теорети­ческим способом именно в результате построения и обоснования теории, объясняющей известные признаки изучаемых предме­тов. Кстати, именно в процессе построения такой теории прежде всего происходит отделение неслучайных признаков от случай­ных. Случайные выделяются тем, что не поддаются объяснению и не вписываются в возникающую при построении теории сис­тему.

Еще в XVIII в. возник, например, вопрос о сущности воды. Речь шла именно о том, как объяснить известные в то время общие для всех случаев существования воды ее свойства. Осно­вой обобщения всех этих случаев под общим названием — име­нем «вода» — являлось первоначально практическое использо­вание воды и связанная с этим обобщением интуиция. Как обычно при построении теории возникло несколько гипотез. Одна из них, которая затем получила теоретическое и экспери­ментальное подтверждение и стала общепризнанной, — гипоте­за Лавуазье о том, что вода есть химическое соединение кисло­рода и водорода. Экспериментальным подтверждением оказа­лось получение воды из «гремучего газа». При этом как раз вы­яснилось, что наблюдаемые в различных случаях примеси воды не связаны с ее сущностью, т.е. представляют собой случайные признаки. Углублением знания сущности воды, указанной Ла­вуазье, стало в дальнейшем понимание того, что вода есть хи­мически сложное вещество, молекулы которого состоят из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. При этом удалось объяс­нить и такое примечательное свойство воды, как сжатие ее при нагревании от 0°С до 4°С, обусловленное перестройкой молеку­лярной структуры воды в этом температурном промежутке.Итак, в системе познанных признаков некоторого вида выде­ляются: 1) основные, существенные признаки для конкретных предметов действительности, составляющие их сущность; 2) производные — обусловленные основными, а также 3) слу­чайные признаки. Явно несостоятельным является также опре­деление в философской и логической литературе сущности предмета как того, что необходимо принадлежит предмету, без чего он не может существовать, не может быть тем, что он есть. Попытка применить его практически обнаруживает даже, что оно содержит скрытый круг. Попробуем, например, руковод­ствуясь им выделить существенные признаки квадрата. Для этого нужно установить, без каких признаков ту или иную фи­гуру нельзя отнести к квадратам. Но это уже требует знания существенных признаков квадрата. Мы не назвали бы квадра­том, например, четырехугольник, углы которого не являются прямыми, а стороны равными, но именно потому, что знаем, что эти признаки являются существенными для квадрата.

Вообще, для решения вопроса о том, без каких признаков предмет не был бы тем, что он есть, надо знать, чем именно этот предмет является, какими существенными признаками вы­деляется из числа других предметов.

Если сущность предмета выявлена, то оказывается, что одни признаки необходимо принадлежат ему, потому что вытекают из сущности, другие являются случайными, потому что не свя­заны с нею. Из определения квадрата как прямоугольного и равностороннего четырехугольника с необходимостью следует, что диагонали его равны, что они образуют со сторонами квад­рата равные углы, что при пересечении их образуются равные треугольники и т.д. Все эти признаки необходимо принадлежат квадрату. Но, поскольку основные определяющие признаки не выводятся из чего-либо, не ясно, какой смысл может иметь ут­верждение об их необходимой принадлежности квадрату. Они могут быть необходимы лишь в том смысле, что необходимо обусловленным было появление самих предметов данного каче­ства, но это обусловленность какими-то внешними обстоятель­ствами, а не внутри самого предмета.

Столь же не ясно, что имеют в виду, когда говорят, что без существенных признаков предмет «не может существовать», ес­ли речь идет о предметах, уже существующих или существо­вавших. Если же объектом мысли является предмет, который предполагается создать, например, корабль для межпланетных путешествий, то здесь имеет смысл обсуждать вопрос не о том, без каких признаков предмет не сможет существовать, а о том, без чего он не будет соответствовать своему назначению. Носущность предмета составляют здесь скорее не эти признаки, а, как уже говорилось, само назначение предмета. Сущность шах­матного коня, например, состоит в его роли в игре, определяе­мой установленными для него правилами.

От введенного понятия существенности того или иного при­знака, в котором имеется в виду в определенной мере безотно­сительная существенность, то есть существенность для самого предмета, надо отличать относительную существенность. Отно­сительно существенным является признак, который обусловли­вает тот или иной характер взаимодействия предмета с другими предметами, тот или иной способ его использования, например, в практической деятельности. Так, особенность воды, состоящая в том, что она имеет максимальную плотность при 4°С, суще­ственна для нее как среды обитания водных животных. В силу именно этой особенности воды в холодное время года вода в во­доемах обычно не промерзает до дна, благодаря чему на дне во­доемов сохраняется жизнь обитателей водных бассейнов. В этом смысле многие признаки, не существенные для самих предме­тов, существенны для использования этих предметов человеком. Пластичность, гибкость меди при особенно хорошей ее электро­проводности существенны при использовании ее в качестве электропроводов. При выборе артиста на некоторую роль суще­ственны рост, фигура, а также то, является ли он брюнетом или блондином.

Результатом того, что относительно существенные признаки не отличают часто от признаков, существенных для предметов — того или иного качества — самих по себе, является распрос­траненное в философской литературе мнение об относительнос­ти существенного и в том числе сущности вообще.

Один из наиболее видных представителей логики прагмати­ческого направления Ф.Шиллер, писал, что «сущность», кото­рую пытается установить каждое определение, является просто пунктом, который важно выяснить для данного времени» (в связи с данной целью, ради которой рассматривается предмет). «Отсюда следует, что сущности и определения вещей являются неизбежно множественными, изменчивыми, относительны­ми...»1 Так, например, по Шиллеру, нет сущности человека как таковой. Каждый может ее усмотреть в различном в зави­симости от того, с какой стороны его интересует человек. «Для теолога сущностью человека является то, что он имеет душу; для врача — то, что он имеет тело; для повара — что он имеет желудок. Все эти определения закономерны... с различных точек зрения. Для существования человека одинаково существен­но и то, что он делает деньги, и то, что он может любить»1.

За сущность предмета люди принимают обычно, по мнению Шиллера, то, что в нем больше всего бросается в глаза или яв­ляется наиболее важным с точки зрения потребностей людей.

Следует иметь- в виду, что в истории логики и философии слово «сущность» употреблялось и в смысле «нечто», «вещь», «предмет», «некая субстанция» (объект мысли). В этом смысле Аристотель говорил о первых и вторых сущностях. (Первая сущность — отдельная вещь. Вторичные сущности — это так называемые универсалии — нечто, обозначаемое общими име­нами: «лошадь», «человек», «дерево» и т.д.) Если в этом смыс­ле про вещь говорят, что она есть некая сущность, то, понимая сущность как основу качественной специфики вещи, правомер­но поставить вопрос: «Какова сущность этой сущности?», на­пример, «Какова сущность человека?». ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.041 с.)