Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таксономические и мериологические деления и классификацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наряду с рассмотренными способами деления и, соответственно, классификаций, издавна описанными в логике, которые называют иногда таксономическими, в последнее время находят широкое применение, например, при описании объектов в диалоговых системах, в языках, предназначенных для непосредственного общения человека с компьютером, мериологические классификации. Для процедур, которые имеются "здесь в виду, правомерно употреблять также термин «мериологическое» деление. В отличие от таксономического деления, в процессе которого выявляются виды предметов некоторого рода, мериологическое деление есть расчленение некоторого предмета на части. Скажем, например, что самолет состоит из частей: крылья, фюзеляж, мотор, управляющая система, шасси. Ясно, что каждую из частей можно подразделить в свою очередь на части. Операцией, сходной с этой, является также выделение некоторых характеристик предмета типа предметно-функционального характера. Например, основными характеристиками крыла самолета являются форма в профиле, форма в плане, длина, ширина и т.д. Теория мериологических классификаций требует еще разработки. Не ясно, можно ли, и если да, то в каком смысле, говорить об основаниях деления и классификации, о существенности и несущественности их, правилах и возможных ошибках в этих операциях. Укажем лишь на некоторую связь между мериологическим и таксономическим делением (учитывая которую можно, вероятно, пролить некоторый свет на указанные вопросы). Связь состоит в том, что каждое мериологическое деление превращается в таксономическое деление, если вместо имени расчленяемого предмета а употребить понятие «часть предмета а». Например, части самолета — крылья, фюзеляж и т.д. Части предмета, т.е. члены мериологического деления, становятся втаком случае видами исходного понятия. (Заметим, кстати, что при этом исключаются, очевидно, дихотомические деления.) Однако расчленение предмета с точки зрения цели, ради которой оно осуществляется, едва ли сводится к обзору видов его частей. Существенным здесь является представление предмета как некоторой системы, в связи с чем важное значение имеет различение частей по их функциям, учет их связей в составе целого и т.д. Типичным примером расчленения является составление плана некоторой работы (учебника, монографии, сочинения вообще). И здесь важно выделить основные вопросы и проблемы, а также подчиненные им в некотором смысле под-проблемы данной проблемы, подвопросы. Важно предусмотреть правильную последовательность или, как говорят, логичность изложения материала.
Упражнения 1. Проанализируйте следующие деления понятий. Установите, по каким основаниям они произведены, что в них является делимым понятием и членами деления, убедитесь в их корректности, т.е. удовлетворяют ли они сформулированным выше требованиям (правилам). а) Прогрессии бывают арифметические и геометрические. Арифметические могут быть с положительной и отрицательной разностью. Геометрические — с целыми или дробными (несократимыми) знаменателями. б) Зубы у человека бывают передние, задние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные и зубы мудрости, а также зубы, подверженные кариесу. в) Изменяемые части речи — это части речи, изменяющиеся по падежам, по числам, временам и лицам. г) Множество работников некоторого отдела можно разбить на следующие типы лиц: уравновешенные, склонные к противоречию, цельные, с аналитическими способностями, владеющие собой, безынициативные. д) Дивизии, как известно, делятся на пехотные, авиадесантные, моторизованные, а также на полки, батальоны, роты, взводы и отделения. е) С точки зрения криминологии важно принимать во внимание следующие типы преступных группировок: устойчивые, менее устойчивые, случайно сформированные и быстро распадающиеся.2. Выявите имеющиеся ошибки в приведенных ниже делениях и попытайтесь их исправить, осуществив правильные деления по соответствующим основаниям. а) Транспорт бывает воздушный, морской, речной, подземный, сухопутный, железнодорожный, автомобильный и гужевой. б) Треугольники бывают прямоугольные, тупоугольные, равноугольные, остроугольные, равнобедренные, равносторонние. 3. Установите, в каких из примеров имеет место деление понятий, а в каких — мысленное расчленение предмета на части. Покажите, как можно превратить расчленение в деление, изменив исходное понятие. а) Обед состоял из первого, второго и третьего.
б) Алфавит состоит из букв, представляющих звуки и указывающих на характер произношения звука. в) Институты имеют очные, вечерние и заочные отделения. г) Студенты делятся на студентов-очников, вечерников и заочников. | 4. Осуществите какие-нибудь деления понятий: а) журнал; б) смех; в) управление; г) любовь; д) учреждение; е) глагол; ж) здание; з) химический элемент; и) элементарная частица; к) литература.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.008 с.) |