Таксономические и мериологические деления и классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таксономические и мериологические деления и классификация



Наряду с рассмотренными способами деления и, соответ­ственно, классификаций, издавна описанными в логике, кото­рые называют иногда таксономическими, в последнее время на­ходят широкое применение, например, при описании объектов в диалоговых системах, в языках, предназначенных для непо­средственного общения человека с компьютером, мериологические классификации. Для процедур, которые имеются "здесь в виду, правомерно употреблять также термин «мериологическое» деление. В отличие от таксономического деления, в процессе которого выявляются виды предметов некоторого рода, мериологическое деление есть расчленение некоторого предмета на части. Скажем, например, что самолет состоит из частей: кры­лья, фюзеляж, мотор, управляющая система, шасси. Ясно, что каждую из частей можно подразделить в свою очередь на части.

Операцией, сходной с этой, является также выделение неко­торых характеристик предмета типа предметно-функциональ­ного характера. Например, основными характеристиками крыла самолета являются форма в профиле, форма в плане, длина, ширина и т.д.

Теория мериологических классификаций требует еще разра­ботки. Не ясно, можно ли, и если да, то в каком смысле, гово­рить об основаниях деления и классификации, о существеннос­ти и несущественности их, правилах и возможных ошибках в этих операциях. Укажем лишь на некоторую связь между мериологическим и таксономическим делением (учитывая кото­рую можно, вероятно, пролить некоторый свет на указанные вопросы).

Связь состоит в том, что каждое мериологическое деление превращается в таксономическое деление, если вместо имени расчленяемого предмета а употребить понятие «часть предмета а». Например, части самолета — крылья, фюзеляж и т.д. Части предмета, т.е. члены мериологического деления, становятся втаком случае видами исходного понятия. (Заметим, кстати, что при этом исключаются, очевидно, дихотомические деления.)

Однако расчленение предмета с точки зрения цели, ради ко­торой оно осуществляется, едва ли сводится к обзору видов его частей. Существенным здесь является представление предмета как некоторой системы, в связи с чем важное значение имеет различение частей по их функциям, учет их связей в составе целого и т.д. Типичным примером расчленения является со­ставление плана некоторой работы (учебника, монографии, со­чинения вообще). И здесь важно выделить основные вопросы и проблемы, а также подчиненные им в некотором смысле под-проблемы данной проблемы, подвопросы. Важно предусмотреть правильную последовательность или, как говорят, логичность изложения материала.

Упражнения

1. Проанализируйте следующие деления понятий. Установи­те, по каким основаниям они произведены, что в них является делимым понятием и членами деления, убедитесь в их коррект­ности, т.е. удовлетворяют ли они сформулированным выше тре­бованиям (правилам).

а) Прогрессии бывают арифметические и геометрические. Арифметические могут быть с положительной и отрицательной разностью. Геометрические — с целыми или дробными (несократимыми) знаменателями.

б) Зубы у человека бывают передние, задние, верхние, ниж­ние, резцы, клыки, молочные и зубы мудрости, а также зубы, подверженные кариесу.

в) Изменяемые части речи — это части речи, изменяющиеся по падежам, по числам, временам и лицам.

г) Множество работников некоторого отдела можно разбить на следующие типы лиц: уравновешенные, склонные к проти­воречию, цельные, с аналитическими способностями, владею­щие собой, безынициативные.

д) Дивизии, как известно, делятся на пехотные, авиадесант­ные, моторизованные, а также на полки, батальоны, роты, взводы и отделения.

е) С точки зрения криминологии важно принимать во внима­ние следующие типы преступных группировок: устойчивые, менее устойчивые, случайно сформированные и быстро распа­дающиеся.2. Выявите имеющиеся ошибки в приведенных ниже делени­ях и попытайтесь их исправить, осуществив правильные деле­ния по соответствующим основаниям.

а) Транспорт бывает воздушный, морской, речной, подзем­ный, сухопутный, железнодорожный, автомобильный и гуже­вой.

б) Треугольники бывают прямоугольные, тупоугольные, рав­ноугольные, остроугольные, равнобедренные, равносторонние.

3. Установите, в каких из примеров имеет место деление по­нятий, а в каких — мысленное расчленение предмета на части. Покажите, как можно превратить расчленение в деление, изме­нив исходное понятие.

а) Обед состоял из первого, второго и третьего.

б) Алфавит состоит из букв, представляющих звуки и указы­вающих на характер произношения звука.

в) Институты имеют очные, вечерние и заочные отделения.

г) Студенты делятся на студентов-очников, вечерников и за­очников. |

4. Осуществите какие-нибудь деления понятий:

а) журнал;

б) смех;

в) управление;

г) любовь;

д) учреждение;

е) глагол;

ж) здание;

з) химический элемент; и) элементарная частица; к) литература.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.004 с.)