Приемы, сходные с определением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы, сходные с определением



Поскольку определение используемых в том или ином рас­суждении терминов, выражений является важным условием точности нашего мышления, то возникает вопрос: не следует ли определять все употребляемые нами слова и выражения? На это надо ответить так: все употребляемые в языке выражения опре­делить невозможно. Мы можем определить одно через другое, другое через третье — но эта последовательность не может про­должаться без конца! Что-то должно приниматься без определе­ний. Когда рассматривалось понятие знака, отмечалось, что не­которые знаки естественных языков стихийно приобретают предметные значения в процессе формирования и использова­ния языка как средства общения. Их связь с предметами осу­ществляется не логическим способом, т.е. не посредством при­писывания им смысла (не определением). В конечном счете, именно такие языки являются исходными для определений, то есть сами не определяются. Но не имея возможности определить все употребляемые выражения, к определениям надо стремить­ся, но крайней мере, всегда, когда необходима точность в реше­нии тех или иных вопросов. Они составляют необходимый эле­мент доказательства тех или иных утверждений. Например, при доказательстве любой теоремы мы должны точным образом очертить класс предметов, к которым она относится. Это можно сделать, лишь определив общее имя, обозначающее предметы этого класса. Точно определен должен быть смысл и того, чтоутверждается в теореме. Как можно, например, доказать, что диагонали ромба всегда перпендикулярны, не определив, что называется ромбом и что означает перпендикулярность диаго­налей? Мы не можем понять правил грамматики и точно при­менять их, если не являются достаточно ясными встречающиеся в их формулировках выражения. Особая точность требуется в формулировках правовых норм, юридических законов. Нельзя обвинить человека в совершении того или иного проступка или преступления и тем более доказать его виновность, не имея оп­ределений соответствующих видов правонарушений.

Вместе с тем надо иметь в виду, что процесс выработки опре­деления, или, что то же, формирования понятия, которое пред­полагается ввести определением, представляет собой нередко очень сложный процесс. В силу этого, даже при наличии созна­ния необходимости определения, во многих науках, особенно в тех, которые имеют дело со сложными, конкретными явления­ми действительности, даже существенные термины языка не имеют точных смыслов, а вместе с этим и точных предметных значений.

Когда по каким-либо причинам мы не можем указать пред­метное значение какого-либо термина посредством приписыва­ния этому термину смысла, важно сделать это хотя бы с какой-то степенью точности каким-либо другим образом. Одним из таких приемов является указание (называемое также остенсив-ным определением). Буквально он состоит именно в указании по крайней мере некоторых экземпляров класса подразумевае­мых предметов или самого предмета, если речь идет об един­ственном предмете. Детей знакомят, например, с разными цве­тами, показывая их на специальной шкале цветов. Сюда же от­носятся и словесно (вербально) формулируемые примеры инте­ресующих нас предметов или явлений. Вообще, применение приема указания основано на наличии у людей некоторой при­родной интуитивной способности угадывать в отдельных пред­метах класса нечто общее, что объединяет эти предметы в класс. Ребенок достаточно хорошо усваивает употребление слов «собака», «кошка», «корова», «лошадь» и др. на основе зна­комства с отдельными экземплярами соответствующих живот­ных. Однако, если попытаться разъяснить, кто такие пресмы­кающиеся, указывая в качестве примеров на змей, ящериц, ^аб, то едва ли человек догадается, исходя из этих примеров, Что к пресмыкающимся относится, например, и крокодил. Де-Ло> очевидно, в том, что класс пресмыкающихся более разноро­ден, нежели класс домашних животных. Поэтому применение пРиема указания в этом случае значительно менее эффективно.И тем более этот способ выяснения значений терминов не при­меним, когда речь идет об объектах вообще недоступных на­блюдению: электрон, протон, электромагнитные волны, вечный двигатель, скорость света и т.д.

Другой прием, сходный с определением — описание. При­меняется в случаях, когда речь идет о наглядно представимых предметах или явлениях и состоит в перечислении в основном некоторых внешних признаков предметов, по которым могли бы составить представление о них, хотя среди перечисленных признаков могут быть и существенные (чувственно невосприни-маемые). Например: тигр — это млекопитающее семейства ко­шачьих, один из наиболее крупных современных хищных зве­рей (длина тела до 3 м, вес до 320 кг). Голова круглая, с корот­кими ушами. Бока красновато-рыжей окраски с черными попе­речными полосами и т.д.

Близким к описанию является прием, который называется ха­рактеристикой. В отличие от описания решение задачи уточнения значения термина осуществляется здесь не путем формирования наглядного образа, а посредством перечисления наиболее типич­ных (характерных), более или менее существенных для предметов данного класса черт. Например, перечисление основных симптомов той или иной болезни или характеристика нефти как жидкости темного цвета, горючей, маслянистой, имеющей специфический запах, встречающейся в недрах земли.

Характеристика более близка к понятию, но отличается от­сутствием свойственной понятиям упорядоченности признаков. В силу этого характеристика не гарантирует однозначного выде­ления соответствующего класса объектов. Иначе говоря, термин получает при этом некоторое смысловое содержание, но его смысл не определяется в «строгом смысле» этого слова (см. §6). Перечисление признаков в характеристике не связывают обычно с требованием: «Каждый из признаков необходим, а все вместе достаточны для выделения рассматриваемых предметов»· Так, перечисленные выше черты, характеризующие нефть, не могут служить точным критерием того, что в том или ином случае мы имеем дело с этой жидкостью.

В качестве элемента характеристик предметов нередко при­меняется прием метафорических сравнений, в основе которых лежат некоторые аналогии предметов. Так, подчеркивая значе­ние нефти в народном хозяйстве, называют ее «черным золо­том», архитектуру характеризуют как «застывшую музыку" верблюда — как «корабль пустыни».

«Определения» такого рода сами по себе могут служить при­мерами характеристик.

К числу характеристик могут быть отнесены также и некото­рые определения, страдающие, например, ошибками несораз­мерности. Так, приведенное выше определение неокантианства как одного из направлений трансцедентальной философии не годится как определение, но вполне может быть принято как одна из возможных характеристик неокантианской философии.

В некоторых случаях прием сравнения применяется и в каче­стве самостоятельного способа разъяснения того, что имеется в виду под тем или иным термином.

Он состоит в указании чего-то существенно общего у предме­тов, которые имеются в виду, с другими предметами и вместе с тем того, что их отличает от этих других. Упрямство, можем мы, например, сказать, подобно настойчивости, упорству. Но отличается от них тем, что представляет собой вид слабости че­ловека, в то время как упорство и настойчивость — проявление силы его характера.

Наконец, характеристика, как один из приемов, сходных с определением, часто состоит в том, что вместо формулировки общего понятия некоторого класса указывают, по крайней мере, некоторые основные виды предметов этого класса. Не имея воз­можности, например, дать определение игры вообще, мы можем указать, что имеют в виду под термином «игра»: во-первых, иг­ра как имитация какой-нибудь деятельности (детские игры в войну, дочки-матери и т.д.; во-вторых, игра как состязание на ловкость, сообразительность, выносливость (спортивные игры); и, наконец, в-третьих, игра как деятельность, в которой глав­ная цель — денежный или материальный выигрыш (азартные игры).

В заключение главы отметим следующее. Приемы, сходные с определением, зачастую используются не только в качестве са­мостоятельных приемов познания. Их применение довольно ча­сто предпосылается определениям, что представляет собой важ­ный педагогический прием, во многом облегчающий понимание и усвоение определений. Важно заметить и то, что те, кому предназначено определение, должны стараться по возможности зрительно представить себе те объекты и ситуации, которые вводятся определением, то есть пытаться связать их с какими-то образами. Известно, что какие-то зрительные конструкции Можно сформировать даже тогда, когда речь идет об абстракт­ных, ненаблюдаемых объектах. Таким образом определения становятся более «осязаемыми», запоминающимися, и во вся­ком случае это облегчает использование определений. Упражнения

I. Дайте характеристику следующих определений: укажите, что является определяющим и определяемым, к каким видам (по рассмотренным выше основаниям) они относятся.

а) Дипломатия есть мировая, оперативная работа по осуще­ствлению внешней политики государства.

б) Шар есть геометрическое тело, которое образуется враще­нием полукруга вокруг диаметра.

в) Утверждение, что всякое тело имеет какой-то удельный вес, означает, что всякое тело испытывает определенную силу притяжения к Земле, приходящуюся на каждый кубический сантиметр его объема.

г) Форма фигуры — это то общее, что есть у всех подобных и только подобных фигур.

д) Предмет мысли — это то, что представлено в языке еди­ничным или общим именем.

е) Реляционное свойство (некоторого предмета) — это такая характеристика предмета, которая выражена в виде одномест­ного предиката, образованного из некоторого многоместного предиката, т.е. образованного из предиката, содержащего более чем одну свободную переменную.

ж) Прямой угол — это угол, который не является острым и тупым.

з) Понятие многоугольника:

1. Треугольник есть многоугольник.

2. Если некоторая фигура — многоугольник, то фигура, которая получается в результате построения на какой-то из ее сторон треугольника — с вычеркиванием этой стороны, — является многоугольником.

3. Ничто, кроме указанного в пунктах 1 и 2, не является многоугольником.

и) Укажите, можно ли определение пункта в) рассматривать как определение выражения «удельный вес некоторого тела» и если да, то к какому виду оно относится?

П. Дайте анализ (с точки зрения логической правильности) следующих определений:

а) Хлопок — это белое золото.

б) Гималаи — высочайшие горы мира.

в) Кислород — необходимое условие жизни.

г) Антонимы — слова противоположного значения.

д) Понятие — это мысль о предмете.

е) Учитель — человек, который учит кого-нибудь.

ж) Виктимология — быстро развивающаяся в настоящее вре­мя отрасль криминологии.

з) Олицоген — третья эпоха палеогена.

и) Один процент от какого-то целого — это одна сотая часть этого целого.

к) Угол есть фигура, образующаяся при вращении луча вок­руг своей начальной точки (из учебника по математике). Ука­жите фигуру соответствующую 90°, 180°, 360°. Можете ли Вы указать фигуру, соответствующую углу в 3600°?

л) Равнобедренный треугольник — это треугольник, не явля­ющийся равносторонним и разносторонним треугольником.

III. Попытайтесь дать определение выражениям: «мужество», «самолет», «буква», «кульминация», «педагог», «талантливый педагог».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.011 с.)