Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ответ. Вера в предопределение подразделяется на четыре ступени: ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что знание Аллаха объемлет собой всё, и ничто, будь оно весом даже с пылинку не может ускользнуть от Него ни на небесах, ни на земле, что Всевышний знал обо всех Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и что Он заранее знал о том, каков будет их удел и их срок, и знал о том, что они будут говорить и что будут делать, и знал об их движении и покое, и знал обо всех их явных и тайных проявлениях и знал о том, кто из них попадёт в рай, а кто окажется в аду. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что всё это было записано, иначе говоря, в то, что Всевышний записал всё, о существовании чего Он знал заранее, что включает в себя вера в существование Сохраняемой Скрижали[305] (аль-Ляуху-ль-Махфуз) и вера в калям[306]. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: вера во всепроникающую волю Аллаха и в Его всемогущество как в неотделимые друг от друга вещи, если говорить о том, что уже было и что обязательно будет, и как в то, что не является таковым, если говорить о том, чего не было и что не существует. Таким образом, то, чего желает Аллах Всевышний, неизбежно появляется в силу Его могущества, если же говорить о том, чего Аллах Всевышний не желает, то это не возникает, поскольку нет на это воли Аллаха, но не потому, что Аллах неспособен, сделать это, ибо Всемогущий и Великий превыше этого. Аллах Всевышний сказал: «A Аллаха ничто не (может) сделать бессильным ни на небесах, ни на земле [307], ведь Он - Знающий, Могущественный.» Создатель, 44.
ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что Аллах Всевышний является Создателем всего, в то, что нет ни на небесах, ни на земле, ни между ними ни одной пылинки, Создателем которой не являлся бы Аллах, и вера в то, что Он является Создателем действий и бездействия всего. Слава Ему, нет иного создателя и господа, кроме Него!
Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное.» Собрание, 22 «... чтобы вы знали,...что Аллах всё объял (Своим) знанием.» Развод, 12 «И сказали те, кто не уверовал: "Не настанет для нас Час (этот)!" Скажи: "Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о сокровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..."» Саба, 3. «И у него ключи к сокрытому [308]! Знает о них только Он.» Скот, 59 «Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание.» Скот 124 «Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём.» Калям, 7 «Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех?» Паук 10 «И вот сказал Господь твой ангелам: "Я назначу на земле наместника." Они сказали: "Неужели сделаешь Ты (наместником) на земле того, кто станет на ней грешить [309] и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято [310]?!" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, что вам неведомо."» Корова, 30 Аллах Всевышний также сказал: «Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете.» Корова, 216, Сообщается, что один человек спросил пророка, (с.г.с.),: "О посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад?" Он ответил : «Да». (Человек) спросил: "Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела?" Пророк, (с.г.с.), сказал: «Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или:...то, что для него было облегчено [311])». Аль-Бухари, Муслим. Сообщается, что однажды пророка, (с.г.с.), спросили о детях многобожников[312], на что он ответил: «Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать». Аль-Бухари, Муслим. Сообщается также, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Поистине Аллах создал (одних) людей для рая, создав [313] их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов». Муслим, Абу Дауд, Ахмад. Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей рая [314], тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в раю». Аль-Бухари, Муслим. Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), однажды сказал: "Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое место он займёте раю или в огне». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?" Он сказал: «Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты: «Что касается того, кто отдавал [315], и был богобоязненным и признавал наилучшее [316], то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему [317]. А тому, кто скупился [318], и обходился [319] и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему [320]». Ночь, 5-10 Аль-Бухари, Муслим. Указанием на это могут служить и другие хадисы.
Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую ступень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «....и всё перечислили Мы в Книге ясной [321]». Йасин, 12 «Поистине, это есть в Книге [322]...». Хаджж, 70. А относительно спора Мусы с фараоном Всевышний сказал следующее: «(Фараон) сказал: "А каково же положение первых поколений?" [323] (Муса) сказал: "Знает о них Господь мой(, и это записано) в Книге. Не ошибается Господь мой и не забывает."» Та ха, 51 - 52. Аллах Всевышний также сказал: «И не (может) самка ни зачать, ни разрешиться от бремени иначе как с Его ведома. Никому не даруется долгая жизнь и не укорачивается она без того, чтобы не было этого в Книге. Поистине, это для Аллаха легко». Создатель, 11 Указаниями на это служат также и другие аяты. Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Нет такого человека, место которого в раю или в аду уже не было бы записано Аллахом, и записано также, счастливым он является или злосчастным». Аль-Бухари, Муслим. В связи с этим сообщается также, что однажды Сурака бин Малик Ибн Джу'шум, да будет доволен им Аллах, попросил пророка, (с.г.с.),: "О посланник Аллаха, объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже записано и предопределено, или тому, что (только будет записано)?". Он сказал: «Нет, сообразно тому, что уже записано и предопределено». (Сурака) спросил: "Так зачем же тогда делать что-то [324]?" Тогда (пророк, (с.г.с.), сказал: «Действуйте, a каждому будет облегчено». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «….каждому будут облегчены дела его». Аль-Бухари, Муслим. Указаниями на это служат также и другие хадисы.
Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?
Ответ. В эту ступень входит пять видов предопределения, и все они связаны со знанием. ПЕРВЫЙ (ат-такдиру-ль-азали): предвечное предопределение, иначе говоря, запись всего, что произойдёт, за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, когда Аллах создал калям[325]. ВТОРОЙ (ат-такдиру-ль-'умри): предопределение, связанное с жизнью каждого отдельного человека и имеющее отношение к договору. Аллах Всевышний сказал: «Разве Я не Господь ваш?» [326] Преграды, 172 ТРЕТИЙ: предопределение, которое также связано с жизнью в целом, но относится к тому моменту, когда семя помещается в утробу женщины. ЧЕТВЁРТЫЙ: предопределение, действие предопределение распространяется на предстоящий год и открывается ангелам в ночь предопределения[327]. ПЯТЫЙ; предопределение, действие предопределение распространяется на каждый данный день и выражается в осуществлении его в конкретных обстоятельствах. Ниже все эти вопросы раскрываются более подробно.
Вопрос 134. Что является указанием на предвечное предопределение (ат-такдиру-ль-азали)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге [328] до того, как Мы сотворили это.» Железо, 22 Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли». Он также сказал: «И Его престол покоился на воде». Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд. Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был калям [329], которому Он сказал: "Записывай!" (Калям) сказал: "Господь Мой, что же мне записывать?" Сказал Он: "Записывай судьбы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого"». Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой». Аль-Бухари, Ахмад.
Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-'умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): "Разве Я не Господь ваш?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем». Преграды, 172. Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к пророку, (с.г.с.), с вопросом: "О посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людьми) или они были давно предрешены?" Он ответил: «Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти - для рая, а эти - для ада», - и тем, кто попадёт в рай, будет облегчено совершение дел обитателей рая, тем же, кто попадёт в ад. будет облегчено совершение дел обитателей ада». Ат-Табарани Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Аб-дуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "(Однажды) к нам вышел посланник Аллаха, (с.г.с.), державший в своих руках две книги, и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: "Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам. " Тогда о той Книге, что была у него в правой руке, он сказал:
«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей рая, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». А потом он сказал о той Книге, что была у него в левой руке: «Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей ада, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». (Услышав эти слова,) его сподвижники спросили: "О посланник Аллаха, если всё уже решено, зачем же тогда (стараться) совершать (благие) дела?!" Он сказал: «Старайтесь придерживаться правильного и приближайтесь [330], ибо, поистине, тот, кто попадёт в рай, в конце концов станет совершать дела обитателей рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в аду, в конце концов станет совершать дела обитателей ада, что бы он ни делал раньше». А потом посланник Аллаха, (с.г.с.), сделал знак руками и отбросил их [331], после чего сказал: «Господь ваш уже решил (судьбы) рабов (Своих): часть (их) попадёт в рай, а часть -в ад». Ат-Тирмизи Ат-Тирмизи, передавший этот хадис, сказал: "Этот хадис является хорошим, достоверным и неизвестным [332] ". Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее отношение к первым этапам пребывания семени в утробе?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и когда были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же [333] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым». Звезда, 32. Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семени), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляется ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре веши, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным, И клянусь Тем, помимо которого нет иного бога, поистине, любой из вас (может:) совершать дела обитателей рая, пока не приблизится к раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдёт(в ад). И, поистине, любой из вас (может) совершать дела обитателей ада, пока не приблизится к аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и войдёт (в рай)». Аль-Бухари Известные и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они заключают в себе один и тот же смысл.
Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следующего года?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «В эту ночь решается всякое мудрое дело [334] (согласно) Нашему велению, которое Мы посылаем...». Дым, 4-5 Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: " В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет отношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, относительно которых говорится: "Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж". [335]
Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «...а Он каждый день занят делом.» Милостивый, 29. В "Сахихе" аль-Хакима сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Поистине, среди созданного Аллахом Всевышним есть и Сохраняемая Скрижаль (, сотворённая) из белой жемчужины. Покров её из красного рубина, её калам из света и написанное в ней -свет. Он смотрит в неё триста шестьдесят раз в день, и с каждым таким взглядом Он творит и посылает удел, оживляет и умерщвляет, возвышает и унижает и делает Он, что пожелает, и в этом смысл Его слов: «...а Он каждый день занят делом.» Милостивый, 29. Все вышеупомянутые виды предопределения являются чем-то вроде подробного изложения первого, предвечного предопределения, которое Аллах Всевышний повелел записать каляму на Сохраняемой Скрижали, когда создал его. Именно так толковали Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, слова Всевышнего: «...требовали Мы записывать [336] (всё,) что вы делали!» Коленопреклонённые. 29. А источником всего этого служит знание Аллаха, являющееся атрибутом Преславного и Всевышнего.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.117 (0.011 с.) |