Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 151. Что является противоположностью веры?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ответ. Противоположностью веры (иман) является неверие (куфр), представляющее собой основу, у которой также как и у веры имеются ответвления. Ранее уже было сказано, что в основе веры лежит связанное с подчинением подтверждение, требующее выражения повиновения в форме исполнения религиозных обязанностей. Что же касается неверия, то в его основе лежат отрицание и упорство, неизбежно связанные с высокомерием и ослушанием. Все религиозные обязанности относятся к тем или иным ответвлениям веры, а в некоторых аятах и хадисах, как мы уже отмечали ранее, многие из этих обязанностей были прямо названы верой. С другой стороны, все прегрешения относятся к тем или иным ответвлениям неверия, а в некоторых аятах и хадисах многие из них были прямо названы неверием, о чём мы подробнее поговорим ниже. Таким образом, если ты знаешь об этом, значит, тебе известно и то, что неверие бывает двух видов: Большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), которое полностью ставит человека вне рамок веры. Неверие такого рода связано с убеждениями, несовместимыми ни со словами, ни с делами сердца или же с чем-нибудь одним из этого. Малое неверие (аль-куфру-ль-асгар), несовместимое с полнотой веры, но не противоречащее вере абсолютно. Неверие такого рода находит своё выражение в делах, но не противоречит ни словам, ни делам сердца и не обязательно требует этого.
Вопрос 152. Почему неверие по убеждению полностью несовместимо с верой? Как можно объяснить подробнее, почему такое неверие приводит к исчезновению веры?
Ответ. Ранее уже говорилось о том, что вера представляет собой сочетание слова и дела. Имеются в виду слова сердца и языка и дела сердца, языка и прочих частей тела. Под словами сердца подразумевается убеждённость, а под словами языка - произнесение слов свидетельства единобожия. Если же говорить о делах сердца, то под ними подразумеваются намерения и проявление искренности, тогда как под делами частей тела подразумевается повиновение, находящее своё выражение в исполнении всех религиозных обязанностей. Таким образом, с прекращением слов и дел сердца, слов языка и дел, совершаемых различными частями тела, вера исчезает полностью, если же исчезает убеждённость сердца, то и всё остальное становится бесполезным. Убеждённость сердца является необходимым условием действительности вышеупомянутых четырёх условий и их полезности, как и в случае с теми, кто не верит в имена и атрибуты Аллаха или же во что-нибудь из того, с чем Аллах направил к людям Своих посланников и что Он ниспослал в Своих Писаниях. Все приверженцы сунны единодушны во мнении о том, что если дела сердца прекращаются, это приводит к полному исчезновению веры, даже если и сохраняется искренняя убеждённость. И все они считают, что одна только убеждённость сердца бесполезна, если она не подкреплена делами, являющимися выражением его любви и повиновения. Так, никакой пользы не получили ни Иблис, ни фараон, ни его народ, ни многобожники, ни последователи других религий, которые были убеждены в правдивости посланников и подтверждали это тайно и открыто, но вместе с тем говорили: «Он не является лжецом, однако мы не последуем за ним и не уверуем в в него!» Вопрос 153. На сколько частей подразделяется большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), ставящее человека вне рамок религии? Ответ. Из всего того, что уже было сказано нами ранее, следует, что оно состоит из четырёх частей: неверие, выражающееся в форме невежества (джахль) и объявления ложью (такзиб)[358], неверие, выражающееся в форме непризнания (джухуд), неверие, выражающееся в форме упорства (,инад) и проявления высокомерия (истикбар), и неверие, выражающееся в форме лицемерия (нифак).
Вопрос 154. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме невежества и объявления ложью? Ответ. Неверие такого рода может проявляться как внешне, так и внутренне, примером чего может служить поведение большей части неверных курайшитов и живших до них, о которых Аллах Всевышний сказал: «... те, которые посчитали ложью Писание и то, с чем направили Мы Наших посланников. Но скоро они узнают [359]...» Прощающий, 70. «...и отстраняйся от невежественных!» Преграды, 199. «(О Мухаммад, подумай о том) Дне, когда Мы соберём из каждой общины толпу из тех, кто объявляет ложью Наши знамения, и будут они удержаны [360], а когда явятся (другие), Он скажет: "Неужели вы посчитали ложью Мои знамения, ничего не узнав о них? Так чем же вы были заняты?"» Муравьи, 83-84 Аллах Всевышний также сказал: «Но объявили они ложью то, чего не объемлют (своим) знанием и толкование чего пока ещё не пришло к ним.» Йунус, 39 Указанием на это могут служить и другие аяты.
Вопрос 155. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме непризнания?
Ответ. В данном случае речь идёт о сокрытии истины и внешнем неповиновении ей тех, кто признаёт её внутренне. Примером подобного неверия может служить неверие фараона и его народа в Мусу и неверие иудеев в Мухаммада, (с.г.с.). О неверии фараона и его народа Аллах Всевышний сказал так: «И отвергли они их [361] в силу своей несправедливости и кичливости...» Муравьи, 14 Что же касается иудеев, то о них Всевышний сказал: «….когда пришло к ним то, о чём они знали [362], они не уверовали в это.» Корова, 89 Аллах Всевышний также сказал: «....однако, поистине, (некоторые) из них скрывают истину, (хотя) и знают (её)». Корова, 146
Вопрос 156. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме упорства и проявления высокомерия?
Ответ. В данном случае речь идёт о неподчинении истине, сочетающемся с внутренним признанием её, примером чего может служить неверие Иблиса и о чём Аллах Всевышний сказал так: «И вот Мы сказали ангелам: "Склонитесь до земли пред Адамом", - и все склонились, кроме Иблиса, отказавшегося, возгордившегося и ставшего неверным.». Корова, 34 Иблис не мог не признать сам факт веления Аллаха склониться до земли перед Адамом, как не мог отрицать и того, что получил такое веление, но тем не менее он стал возражать против этого веления и порочить мудрость и справедливость Того, кто его отдал, сказав, как поведал нам Аллах Всевышний, следующее: «Стану ли я склоняться до земли перед тем, кого Ты создал из глины?!». Ночное путешествие, 61 Аллах Всевышний поведал также, что он сказал: «Не стану я кланяться до земли человеку, которого создал Ты из сухой звонкой глины, из грязи, которой была придана форма!» Аль-Хиджр, 33. И Аллах всевышний поведал, что Иблис сказал: «Я лучше его (, ведь) меня Ты создал из огня, а его Ты создал из глины.» Преграды, 12
Вопрос 157. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме лицемерия? Ответ. В данном случае речь идёт об отсутствии убеждённости сердца и его бездействии, сочетающихся с внешним выражением повиновения, что делается напоказ людям. Таким было неверие Ибн Салюля[363] и его приспешников, о которых Аллах Всевышний сказал так: «Среди людей есть такие, которые утверждают: "Мы уверовали в Аллаха и в Последний День", - но они не веруют. (Тщатся) они обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая (об этом). В сердцах их - болезнь, а Аллах усугубил болезнь их! (Уготовано) им мучительное наказание за то, что они лгали. А когда им говорят: "Не творите нечестия на земле!", - они отвечают: "Мы совершаем только благое". Однако они-то и распространяют нечестие, сами (о том) не ведая. А если им говорят: "Уверуйте, как уверовали (другие) люди", - они отвечают: "Разве уверуем мы, как уверовали глупцы?" На самом же деле они сами - глупцы, однако они (этого) не знают. Встречая тех, кто уверовал, они говорят: "Мы уверовали", - а когда остаются наедине со своими шайтанами [364], то говорят: "Поистине, мы - с вами, мы ведь только насмехаемся." Аллах (тоже) посмеётся над ними, продлив им (жизнь) в их беззаконии, и будут они блуждать в растерянности. Они - те, кто променял путь истинный на заблуждение, но торговля их не принесла прибыли и не относятся они к числу идущих правильным путём. Они подобны тому, кто разжёг огонь, а когда (огонь этот) осветил всё окружавшее его, Аллах унёс их свет, оставив их во мраке (ничего) не видящими. Глухие, немые, слепые, они не вернутся [365]. Или подобны (они оказавшимся под) дождём (, падающим) с небес (и несущим) с собой мрак, громы и молнии: они затыкают уши пальцами, (защищаясь от раскатов) грома и опасаясь смерти(, но) Аллах окружает неверных со всех сторон. Молния почти лишает их зрения. Когда она освещает для них (путь), они, идут (при её свете), когда же их окутывает мрак, они останавливаются. А если бы Аллах пожелал, то Он, конечно же, лишил бы их слуха и зрения: поистине, Аллах всё может!» Корова, 8-20
Вопрос 158. Что представляет собой неверие, проявляющееся в делах, но не ставящее человека вне рамок религии?
Ответ, Проявлением подобного неверия является всякое прегрешение, которое именуется неверием в Коране и сунне, хотя совершающий его и продолжает именоваться верующим. В пример можно привести слова пророка, (с.г.с.), который сказал: «He становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы». Аль-Бухари, Муслим Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Поношение мусульманина (свидетельствует о) нечестии, а сражение с ним -(о) неверии». Аль-Бухари, Муслим Таким образом, посланник Аллаха, (с.г.с.), назвал сражение мусульман друг с другом неверием, а тех, кто занимается этим, — неверными. Кроме того, Аллах Всевышний сказал: «А если две группы верующих станут сражаться (между собой), примирите их. Если же одна из них чинит по отношению к другой произвол, то сражайтесь с той (из них), что притесняет (другую), пока она не вернётся к велению Аллаха [366]. А когда она вернётся, примирите их между собой по справедливости и будьте беспристрастными. Поистине, Аллах любит беспристрастных! Верующие - не кто иные как братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших и бойтесь Аллаха, чтобы вас помиловали». Комнаты, 9-10. Таким образом, Аллах Всевышний подтверждает, что они обладают верой и являются братьями по вере, ни в коей мере не отрицая этого. А в аяте о воздаянии равным (кысас) Аллах Всевышний говорит: «Что же касается того, кому будет прощено его братом (по вере), то (простивший должен) следовать одобряемому (шариатом [367], а виновному необходимо) выплатить должное как полагается [368]». Корова, 178 Итак, и здесь Аллах Всевышний подтверждает принадлежность убийцы к братству в исламе, не отрицая этого. Кроме того, сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «В то время, когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, он верующим не является, и в то время, когда вор совершает кражу, он верующим не является, и в то время, когда человек пьёт вино, он верующим не является, а после (совершения подобного следует) принести покаяние». Аль-Бухари, Муслим.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), также сказал: «...и убийца, когда убивает, верующим не является». Аль-Бухари, Муслим. В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, также сказал: «...и когда грабитель силой отнимает что-нибудь на глазах у людей, он верующим не является». Аль-Бухари, Муслим. Всё вышеупомянутое указывает на то, что пророк, (с.г.с.), не считал, что прелюбодей, вор, пьющий вино и убийца полностью утрачивают веру при условии исповедания ими единобожия. А если бы он захотел сказать нечто подобное, то не стал бы сообщать о том, что тот умерший, который не отступится от принесённого им свидетельства единобожия до самой смерти, войдёт в рай, даже если он и совершал вышеупомянутые грехи, ведь в рай войдут только верующие. Таким образом, говоря об этом, пророк, (с.г.с.), только хотел указать на уменьшение веры такого человека и её несовершенство. Если же говорить о неверии, то раб Аллаха впадает в него в том случае, когда совершает вышеупомянутые грехи, считая, что ему дозволено делать это, поскольку это означает, что он считает неправильными те места Корана и сунны, где указывается на запретность подобных вещей. Становится он неверным и в том случае, если только считает это дозволенным, даже и не совершая ничего подобного, а Аллах Всевышний знает об этом лучше.
Вопрос 159. Раньше неверие, проявляющееся в действиях, было определено как малое неверие, но почему же тогда совершение поклонов перед идолами, выражение пренебрежения к Корану, поношение посланника, насмешки над религией и тому подобные вещи ставят человека вне религии?
Ответ. Знай, что четыре вышеупомянутых и подобные им действия являются проявлением неверия, находящего своё выражение в делах лишь в том смысле, что совершаются они с помощью различных частей тела, и это могут видеть люди. Однако совершение их может иметь место только в том случае, когда полностью прекращается совершение дел сердца, имеющих отношение к намерениям, искренности, любви и повиновению. Таким образом, несмотря на то, что внешне все эти действия являются проявлениями неверия, находящего выражение в делах, они обязательно связаны с неверием, имеющим отношение к убеждениям, и могут совершаться либо отклонившимся от пути истинного лицемером, либо упорствующим ослушником. И только это во время совершения похода на Табук заставило лицемеров делать то, о чём в Коране сказано так: «....они произносили слова (свидетельствующие об их) неверии, и впали в неверие, приняв ислам, и задумали (совершить) то, что им не удалось. [369]» Покаяние, 74 И в Коране о них сообщается также следующее: «Если же ты спросишь их, они, конечно же, скажут: "Мы только забавлялись и играли." Скажи: "Не над Аллахом ли, Его аятами и Его посланником вы насмехались?" Не оправдывайтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали [370]....». Покаяние, 65-66 Кроме того, мы не определяли малое неверие исключительно как неверие, находящее своё выражение в делах, но говорили, что оно является таковым, если не имеет отношения к убеждениям и не противоречит ни словам, ни делам сердца.
Вопрос 160. На сколько частей подразделяются такие вещи как несправедливость (зульм) [371], нечестие (фусук) [372] и лицемерие (нифак)? Ответ. Каждая из этих вещей подразделяется на две части: большую, которой является неверие, и малую, чем является всё то, что меньше неверия.
Вопрос 161. Что может служить примером большой и малой несправедливости?
Ответ. Примером большой несправедливости является то, о чём упоминает Аллах Всевышний, который сказал: «И не взывай помимо Аллаха к тому, что не принесёт тебе ни пользы, ни вреда, а если ты будешь делать (это), то, поистине, (станешь одним) из несправедливых.» Йунус, 106 «.... поистине, многобожие - великая несправедливость!» Лукман, 13 «Поистине, Аллах сделает рай запретным для того, кто наряду с Ним поклоняется и другим, и убежищем для него станет ад и не будет несправедливым помощников!» Трапеза,, 72 Что же касается несправедливости, которая меньше этого, то примером её может служить то, о чём упоминает в суре "Развод" Аллах Всевышний, который сказал: «... и бойтесь Аллаха, Господа вашего. Не выгоняйте их из их [373] домов и пусть сами они не уходят, если только не станут совершать чего-нибудь явно непристойного [374]. Таковы установления Аллаха, а кто нарушит установления Аллаха, тот сам себя обидит.» Развод, 1, Аллах Всевышний также сказал: «….и не удерживайте их [375] (, стараясь нанести им) вред и (тем самым) нарушая (установления Аллаха), а кто сделает это, сам себя обидит.» Корова, 231.
Вопрос 162. Что может служить примером большого и малого нечестия?
Ответ. Примером большого нечестия является то, о чём упоминает Аллах Всевышний, который сказал: «Поистине, лицемеры - они нечестивцы». Покаяние, 67 «….кроме Иблиса, который был из (числа) джиннов [376] и уклонился от (исполнения) веления Господа своего.» Пещера, 50 «И Луту - даровали Мы ему (право) судить [377] и знание и спасли его (, выведя) из селения (, жители) которого совершали мерзкие дела. Поистине, были они дурными и нечестивыми людьми». Пророки, 74. Что же касается нечестия, которое меньше этого, то в пример можно привести то, что Аллах Всевышний сказал о клеветниках: «....и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они -нечестивцы.» Свет, 4 Аллах Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, то постарайтесь выяснить (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (каким-нибудь невинным) людям и потом не начать жалеть о том, что вы сделали.» Koмнаты, 6 Сообщается, что этот аят был ниспослан из-за аль-Валида бин 'Укбы.
Вопрос 163. Что может служить примером большого и малого лицемерия?
Ответ. Примеры большого лицемерия приведены в цитированных нами аятах, относящихся кяачалу суры "Корова". Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, лицемеры (думают, что) обманывают Аллаха, но это Он обманывает их! [378] А когда они встают на молитву, то встают неохотно, делая это напоказ людям, и лишь немного поминают Аллаха. Они колеблются между теми и этими [379], а для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты никогда не найдёшь пути. О те, кто уверовал, не берите в покровители неверных (, предпочитая их) верующим! Неужели хотите вы предоставить Аллаху убедительный довод против самих себя? Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них заступника.» Женщины, 142-145 Аллах Всевышний также сказал: «Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: "Мы свидетельствуем, что ты - действительно посланник Аллаха", - и Аллах знает, что ты - действительно являешься Его посланником, и Аллах свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами.» Лицемеры, 1 В пример можно привести и другие аяты. Что же касается лицемерия, которое меньше этого, то примером его может послужить то, о чем упомянул пророк, (с.г.с.), который сказал: «Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт [380]», Аль-Бухари, Муслим. Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присуши четыре (свойства), а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-либо), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)». Аль-Бухари, Муслим.
Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
Ответ. Колдовство действительно существует, что же касается его воздействия, то это - не более чем совпадение с предопределённым, как указал на это Аллах Всевышний, который сказал: «И (люди) учились у них [381] тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха.» Корова, 102 О воздействии колдовства сообщается также в достоверных хадисах[382]. Что же касается колдуна, то он является неверным, если его умение колдовать воспринимается им от шайтанов, как говорится.об этом в вышеупомянутом аяте из суры "Корова", ведь Аллах Всевышний сказал: «И ни тот, ни другой не обучали никого, не предупредив (предварительно): "Поистине, мы только искушаем, не будь же неверующим!" И (люди) учились у них тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха. И они обучались тому, что им вредит и не приносит пользы (, хотя и) знали, что в мире вечном не будет доли тому, кто приобрёл это [383]». Корова, 102
Вопрос 165. Что такое "нушра" и каковы установления шариата относительно этого?
Ответ. Так называется снятие колдовских чар с околдованного. Если это осуществляется с помощью такого же колдовства, то оно относится к делам шайтана, а если это делается с помощью узаконенных шариатом заговоров[384], то в этом нет ничего плохого.
Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рука)?
Ответ. Узаконенными заговорами являются взятые только из Корана или из сунны и произносимые по-арабски слова, если и заговаривающий и заговариваемый считают, что слова эти могут оказать воздействие только с дозволения Аллаха Всемогущего и Великого. Так, например пророка, (с.г.с.), заговаривал Джибрил, мир ему, а сам он заговаривал многих своих сподвижников[385] и не только допускал подобное для них, но и повелевал им заниматься заговорами такого рода, разрешая им брать за это плату, о чём сообщается в хадисах, приводимых в обоих "Сахихах", и многих других источниках. Запретным является всё то, что не имеет отношения к Корану и сунне и произносится не по-арабски. Подобное относится к делам шайтана, к его использованию и приближению к нему с помощью того, что он любит, чем и заняты многочисленные обманщики, шарлатаны и выжившие из ума люди, а также многие из тех, кто читает книги, где речь идёт о всевозможных символах и талисманах, якобы способных защищать людей, которые были составлены врагами ислама и не имеют никакого отношения к истинному исламу.
Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов? [386]
Ответ. Сообщается, что во время некоторых своих поездок посланник Аллаха, (с.г.с.), посылал вперёд посланца предупреждать людей, чтобы они не оставляли на шеях верблюдов ожерелий из сухожилий или любых иных подобных вещей, но обязательно срезали их. Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Поистине, заговоры (рука) [387], амулеты (тама'им) [388] и колдовство (тиваля) [389] есть (не что иное как) многобожие». Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад. Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Впал в многобожие тот, кто повесил амулет». Ахмад Сообщается, что однажды пророк, (с.г.с.), увидел в руке какого-то человека медное кольцо и спросил его: «Что это?» Тот сказал: "Это - от слабости", - и тогда пророк, (с.г.с.), велел: «Поистине, оно только добавит тебе слабости, выбрось же его, ибо если ты умрёшь, так и не сняв его, то никогда не преуспеешь». Аль-Хаким, Ахмад Сообщается, что однажды Хузайфа[390], да будет доволен им Аллах, перерезал нить, которую намотал на руку один человек, а потом прочитал следующий аят: «И в большинстве своём не веруют они в Аллаха без того, чтобы не поклоняться наряду с Ним и другим.» Йусуф, 106
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.01 с.) |