Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. 3. Психолого - медико - педагогические комиссии (пмпк) и службы ранней помощиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПМПК является учреждением системы образования и реализует консультативно диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет (Приложение 1). Психолого - педагогические - медико - социальные центры (ППМС - центры) Основными задачами центров являются: - оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; - осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям; - оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации. После проведения комплексной диагностики специалисты ПМПК, ППМС - центра должны ознакомить родителей с предполагаемым образовательным маршрутом для ребенка. В настоящее время в системе образования РФ возможны следующие варианты по оказанию помощи в развитии и обучении детям с проблемами в развитии. Служба Ранней помощи (СРП). Для детей в возрасте от 0 до трех лет с проблемами в развитии на территории РФ создаются Службы Ранней помощи (раннего вмешательства) и Лекотеки. Высокая эффективность психолого-медико-педагогической помощи детям грудного и раннего возраста с отклонениями в развитии доказана мировой практикой. В историческом плане раннее вмешательство в большинстве развитых стран выделилось из сферы медицины и перешло в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснения медицинских методов абилитации психолого-педагогическими методами. Задачи службы ранней помощи: - адаптация членов семьи к появлению в ее составе ребенка-инвалида; - поддержка усилий родителей, направленных на улучшение качества жизни ребенка, его воспитание и обучение, развитие независимости, подготовку к интеграции в социум; - проведение абилитации; - ориентировка родителей в соответствующих социально-правовых вопросах; - партнерские отношения специалистов и родителей; - поддержка инициативы родителей и их объединения для расширения возможностей и видов помощи детям, включая вовлечение родителей в работу непосредственно в СРП; - ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт, имеющиеся международные стандарты, е) координация деятельности СРП с региональными учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты; - сотрудничество с государственными и общественными организациями, имеющими сходные цели; - сотрудничество с местными органами власти. В СРП сложились следующие формы работы: а) медицинская экспертиза, б) домашнее визитирование, в) групповые занятия, г) пролонгированное консультирование, д) семинары для родителей, е) психотерапевтическая работа с родителями, ж) семинары для родителей. Лекотека. Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать детские сады по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей, социализации и оказания психолого-педагогической помощи родителям. Лекотека реализует коррекционные и образовательные программы, а также психологическое сопровождение семьи на основе использования игровых методов и ресурсов Лекотеки. Как показывает опыт развития Лекотек они создаются на базе ДОУ компенсирующего вида (опыт Москвы), есть и другие варианты. Цель Лекотеки - обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием игро и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности. Основными задачами Лекотеки являются: - проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции при помощи игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями - обучение родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки. - психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, включая детей-инвалидов, от 2 месяцев до 7 лет. - психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями (с согласия родителей); - помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком. - подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка. - поддержка инициатив родителей в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой. Тема 5.3.1. Группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях разных видов
Цели и задачи организации групп кратковременного пребывания: • оказание своевременной систематической психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе и детям с проблемами в развитии, • консультативно-методическая поддержка родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, • социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. По результатам социально-педагогического исследования были выделены следующие модели кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: • кратковременное пребывание детей 3-7 лет в закрепленной группе детского сада; • кратковременное пребывание детей 3-7 лет в специально выделенном групповом помещении; • адаптационные группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста, которые затем будут посещать данное дошкольное образовательное учреждение, прогулочные группы; • семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1-3 лет и их родителей) в специально организованных семейных комнатах; • группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей 2-7 лет специалистами и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения в кабинетах (это могут быть кратковременного пребывания для детей с ОВЗ); • патронажные услуги для детей-инвалидов, которые оказываются на дому, в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском саду; • группы кратковременного пребывания детей 5-7 лет по подготовке их к школе в вечернее время; • группы выходного дня. Данная классификация, возможно, со временем будет уточнена и дополнена по мере дальнейшего развития новых форм дошкольного образования. Интегративные группы в дошкольных образовательных учреждения комбинированного вида. В ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Особое внимание должно уделяться интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников Задачи создания интегративных групп: 1.осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; 2.проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; 3.оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы; 4.обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки. В настоящее время эти виды и формы помощи детям с ОВЗ будут пересматриваться в контексте новой законодательной базы (Закон об образовании, ФГОС ДО, Единая Концепция СФГОС для детей с ОВЗ). В настоящее время законодательно обеспечивается право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, соответствующего их особым образовательным потребностям. Тема 5.3.3. Стандартизация образования детей с ОВЗ. Современные подходы (интеграция и инклюзия)
В настоящее время в общеобразовательной организации в потоке с нормально развивающимися сверстниками оказывается все больше детей с ОВЗ. Инклюзивное (включенное) образование имеет нормативно-правовую базу. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Необходимо помнить, что в Проекте специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (2013), указывается на то, что они могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Еще одним условием является удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса. Концепция интеграции предусматривает: Подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Та или иная модель интеграции должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям. Например, так представлены Модели интегрированного обучения детей с ЗПР (проект СФГОС): Постоянная полная интеграция (инклюзия), т. е. обучение в массовых классах общеобразовательной школы. Постоянная неполная интеграция, т. е. обучение в гибких классах общеобразовательной школы. Постоянная частичная интеграция, т. е. обучение в классе компенсирующего обучения общеобразовательной школы при сохранении возможности объединяться на некоторых уроках с нормально развивающимися сверстниками. Временная частичная интеграция, т. е. обучение в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных школ. Эпизодическая интеграция ориентирована на специальные (коррекционные) школы VII вида. В Проекте СФГОС (2013) дается развернутая характеристика 4-х уровней образования: Первый вариант СФГОС (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование - сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья Полноценное освоение первого варианта СФГОС ребенком с ОВЗ в обычной школе возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную помощь в формировании жизненной компетенции. Второй вариант СФГОС (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, но в иные - пролонгированные - сроки, находясь в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося. Третий вариант СФГОС (не цензовый) Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостьюв группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции применительно к каждой области образования. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции. Четвертый вариант (индивидуальный уровень образования) Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция ребенка от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты. Не все дети с ОВЗ получают образовательную услугу. Дети с тяжелыми нарушениями развития не могут освоить цензовую школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми, система образования их отторгает Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, но в большинстве случаев не получают там необходимой им коррекционной помощи. Недопустимо нарушение прав детей с ОВЗ на адекватное их возможностям и потребностям образование. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 дается определение инклюзивного образования. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, п.27 определяет, что «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Тема 5.5. Самостоятельная работа студентов по разделу 1. Подготовьтесь к проблемному семинару « Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в современной России» План 1.Раскройте роль учителя в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. 2.Обоснуйте требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности. 3.Обоснуйте отличия в организации коррекционно-педагогического процесса в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. 4. Дайте представление о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Выделите ее роль в предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков? 5.Какова структура государственной системы коррекции, поддержки и социальной защиты детей и подростков с проблемами в развитии в современных условиях? 6.Инклюзивное образования в России: вариант интеграции или новое качество специального (коррекционного) образования. Рекомендуемая литература 1.Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро – и патопсихологии. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с. 2.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с. 3.Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой. – М.: Академия, 2007. – 240 с. 4.Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М.:ЭНАС, 2005. – 168 с. 5. ФЗ № 273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» 6. Проект СФГОСов см. http://www.ikprao.ru (01.10.2013)
Раздел 6. Контроль знаний Тема 6.1. Задания для самостоятельной работы по модулю Методическая карта Подготовки учебного проекта
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.012 с.) |