Тема 1. 1. Предмет, объект и задачи курса Коррекционной Педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Предмет, объект и задачи курса Коррекционной Педагогики



Коррекционная (специальная) педагогика -это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни (О.И. Кукушкина,2002). Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей». В качестве синонима в настоящее время используется также термин «отклонения в психофизическом развитии» (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина,2002).

Специальная педагогика занимается исследованием теории и практики специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно (Н.М. Назарова, 2005).

Г.В. Кумарина (2001) объектом коррекционной педагогики называет ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой, необусловленные факторами органической этиологии, а также явления социально-психологической школьной дезадаптации.

Субъектом коррекционной педагогики является личность ребен­ка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Выражаясь языком математических формул субъектомкоррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре «Д», то есть дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. - лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (фр - от..., нарушение, лат. - приспособление) и проявляющие девиацию (лат. - отклонение) в поведении (Г.Ф. Кумарина, 2001). В официальных документах ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (2012), ФГОС дошкольного образования (2013), в Проекте СФГОС (2013) используются термины – «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и дети инвалиды.

Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации ( различных подходов в… ) обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение результативных путей предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении (А.Д. Гонеев и др.,2003).

Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении окружающего мира и адекватной интеграции в социум.

Коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.

3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.

4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

5. Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в современных условиях.

6. Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.

7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке специалиста к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.006 с.)