Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Норма и отклонение развития человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 2.1. «Норма-аномалия» как междисциплинарная проблема Разграничение понятий «нормальное» и «аномальное» (отклоняющееся от нормы) развитие является сложной, до конца нерешенной междисциплинарной проблемой. Нозоцентрический подход (от греч. болезнь) основан на негативных критериях нормы, которая понимается как отсутствие каких-либо патологических симптомов. В этом случае здоровье определяется через нездоровье, норма - через аномалию. Однако такой подход не может отражать специфику нормы. Нормоцентрический подход предполагает оценку психической деятельности с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся отклонения от среднестатистической нормы расцениваются как вариант нормы и появления индивидуальных особенностей личности. Подход, основанный на критериях адаптации, рассматривает норму как приспособление, адаптацию к окружающей среде. Отрицательной стороной такого подхода является то, что развитие человека отождествляется с приспособлением к шаблонам поведения. Есть и другие подходы рассмотрения нормы Подход, учитывающий пограничные между нормой и патологией состояния, рассматривает область пограничных между нормой и патологией состояний психики и не выделяет строгих критериев нормы и патологии. Понятие «аномалия» в переводе с греческого языка означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках. Одно из основных значений термина «норма» (от лат. мера) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и меняется со временем. Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. Проблема «нормы» и аномалий личностного развития сводится, с одной стороны, к изучению особенностей усвоения ребенком определенных жизненных нормативов, выдвигаемых тем или иным социальным окружением, а с другой - к анализу причин, затрудняющих им усвоение соответствующей субкультуры (по В.А. Худик). Определение понятия «норма» в личностном с позиций только биологического, либо узко психологического, или же только нормативного аспекта невозможно. Поэтому данное понятие следует рассматривать с точки зрения статистической, функциональной и идеальной нормы. Статистический аспект нормы. Нормальным считается такое состояние, которое находится в рамках средней величины или оговоренной меры распределения. Не всякое отклонение от статистической нормы следует отождествлять с патологическим состоянием. Функциональный аспект нормы принимает во внимание единичность индивида. Этот вид нормы иногда называют индивидуальной нормой. В воспитательной практике перед нами стоит не «средний» человек, а индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями. В этом случае нормальным считается такой человек, который воспринимает себя таким, какой он есть. В воспитательной работе мы должны исходить из возможностей и способностей самого ребенка с ОВЗ, т. к. именно этот круг потенциально возможных способностей является для него нормой, а все отклонения от этой нормы следует считать прогрессом в развитии в зависимости от того, в каком направлении идет отклонение. То есть функциональная норма является исходным пунктом в работе с этими детьми. Идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. При ее оценке на передний план выступают качественные, а не количественные показатели. Идеальная норма понимается как бесконечный процесс самореализации индивида в данных общественных условиях и природном окружении. Но идеальной нормы достигнуть нельзя, к ней можно только приблизиться. Однако отсутствие стремления к какому-либо идеалу - это признак ненормальности. Вместе с тем ненормальным является и то, если у человека много противоречивых идеалов. Рассмотренные доводы определения понятий «норма» личностного развития - это лишь крайние полюса сложной проблемы. Между этими условными полюсами находится обширное поле пограничных с нормой и патологией уровней развития. К этим пограничным состояниям могут быть отнесены вредные привычки, стереотипы поведения, эмоционально-личностные реакции и другие девиации поведения; акцентуированные черты характера, которые формируются у детей и подростков как в связи с социальной ситуацией развития, так и под влиянием различных эндогенных и экзогенных влияний. Таким образом, для нормальной человеческой психики характерна определенная свобода выбора вариантов поведения. Поэтому отклонение от среднестатистического варианта поведения не всегда говорит о той или иной патологии. Нормальное человеческое поведение далеко не всегда является продуктом хорошо продуманных планов. Значительно чаще поведение зависит от конкретной ситуации и имеет преимущественно познавательный и эмоциональный характер, основанный на особенностях личности, ее интуиции, на усвоенных штампах, образцах поведения. Все это определяет разнообразие нормы человеческой личности и психики в различные периоды жизни под влиянием разных обстоятельств, а также болезней. Однако задачи, стоящие перед коррекционной педагогикой, нуждаются в более четком определении границ нормального и анормального развития личности. Необходимо учитывать, что ребенок с ОВЗ индивидуален и модель нарушений его личностного развития так же будет индивидуальна. Общими признаками, проявления нарушений в личностном развитии, можно назвать: - нарушения в мотивационной, эмоциональной и волевой сферах. Гармония или дисгармония названных сфер определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, межличностные взаимодействия, деятельность; - нарушения в одной из сфер личности ребенка оказывают негативное действие на другие сферы, в результате может наблюдаться либо замедление темпов развития, либо наступает деградация личности в целом; - психические нарушения приводят к социальной дезадаптации ребенка. Ребенок замыкается в себе, сужается круг лиц, с которыми он взаимодействует, нарушаются контакты с социальным окружением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.01 с.) |