Раздел 2. Норма и отклонение развития человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Норма и отклонение развития человека



Тема 2.1. «Норма-аномалия» как междисциплинарная проблема

Разграничение понятий «нормальное» и «аномальное» (отклоняющееся от нормы) развитие является сложной, до конца нерешенной междисциплинарной проблемой.

Нозоцентрический подход (от греч. болезнь) основан на негативных критериях нормы, которая понимается как отсутствие каких-либо патологических симптомов. В этом случае здоровье определяется через нездоровье, норма - через аномалию. Однако такой подход не может отражать специфику нормы.

Нормоцентрический подход предполагает оценку психической деятельности с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся отклонения от среднестатистической нормы расцениваются как вариант нормы и появления индивидуальных особенностей личности.

Подход, основанный на критериях адаптации, рассматривает норму как приспособление, адаптацию к окружающей среде. Отрицательной стороной такого подхода является то, что развитие человека отождествляется с приспособлением к шаблонам поведения. Есть и другие подходы рассмотрения нормы

Подход, учитывающий пограничные между нормой и патологией состояния, рассматривает область пограничных между нормой и патологией состояний психики и не выделяет строгих критериев нормы и патологии.

Понятие «аномалия» в переводе с греческого языка означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком зна­чении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Одно из основных значений термина «норма» (от лат. мера) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культу­ры и меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобре­тает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятель­ности, решения задач воспитания и перевоспитания. Проблема «нормы» и аномалий личностного развития сводится, с одной стороны, к изучению особенностей усвоения ребенком определенных жизненных нормативов, выдвигаемых тем или иным социальным окружением, а с другой - к анализу причин, затрудняющих им усвоение соответствующей субкультуры (по В.А. Худик).

Определение понятия «норма» в личностном с позиций только биологического, либо узко психологического, или же только нормативного аспекта невозможно. Поэтому данное понятие следует рассматривать с точки зрения статистической, функциональной и идеальной нормы.

Статистический аспект нормы. Нормальным считается такое состояние, которое находится в рамках средней величины или оговоренной меры распределения. Не всякое отклонение от статистической нормы следует отождествлять с патологическим состоянием.

Функциональный аспект нормы принимает во внимание единичность индивида. Этот вид нормы иногда называют индивидуальной нормой. В воспитательной практике перед нами стоит не «средний» человек, а индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями. В этом случае нормальным считается такой человек, который воспринимает себя таким, какой он есть. В воспитательной работе мы должны исходить из возможностей и способностей самого ребенка с ОВЗ, т. к. именно этот круг потенциально возможных способностей является для него нормой, а все отклонения от этой нормы следует считать прогрессом в развитии в зависимости от того, в каком направлении идет отклонение. То есть функциональная норма является исходным пунктом в работе с этими детьми.

Идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. При ее оценке на передний план выступают качественные, а не количественные показатели. Идеальная норма понимается как бесконечный процесс самореализации индивида в данных общественных условиях и природном окружении. Но идеальной нормы достигнуть нельзя, к ней можно только приблизиться. Однако отсутствие стремления к какому-либо идеалу - это признак ненормальности. Вместе с тем ненормальным является и то, если у человека много противоречивых идеалов.

Рассмотренные доводы определения понятий «норма» личностного развития - это лишь крайние полюса сложной проблемы. Между этими условными полюсами находится обширное поле пограничных с нормой и патологией уровней развития. К этим пограничным состояниям могут быть отнесены вредные привычки, стереотипы поведения, эмоционально-личностные реакции и другие девиации поведения; акцентуированные черты характера, которые формируются у детей и подростков как в связи с социальной ситуацией развития, так и под влиянием различных эндогенных и экзогенных влияний.

Таким образом, для нормальной человеческой психики характерна определенная свобода выбора вариантов поведения. Поэтому отклонение от среднестатистического варианта поведения не всегда говорит о той или иной патологии. Нормальное человеческое поведение далеко не всегда является продуктом хорошо продуманных планов. Значительно чаще поведение зависит от конкретной ситуации и имеет преимущественно познавательный и эмоциональный характер, основанный на особенностях личности, ее интуиции, на усвоенных штампах, образцах поведения. Все это определяет разнообразие нормы человеческой личности и психики в различные периоды жизни под влиянием разных обстоятельств, а также болезней.

Однако задачи, стоящие перед коррекционной педагогикой, нуждаются в более четком определении границ нормального и анормального развития личности. Необходимо учитывать, что ребенок с ОВЗ индивидуален и модель нарушений его личностного развития так же будет индивидуальна. Общими признаками, проявления нарушений в личностном развитии, можно назвать:

- нарушения в мотивационной, эмоциональной и волевой сферах. Гармония или дисгармония названных сфер определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, межличностные взаимодействия, деятельность;

- нарушения в одной из сфер личности ребенка оказывают негативное действие на другие сферы, в результате может наблюдаться либо замедление темпов развития, либо наступает деградация личности в целом;

- психические нарушения приводят к социальной дезадаптации ребенка. Ребенок замыкается в себе, сужается круг лиц, с которыми он взаимодействует, нарушаются контакты с социальным окружением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.004 с.)