Тема 2.3. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте



Биосоциальная модель психического здоровья предполагает наличие и взаимодействие биологических, психологических и социальных компонентов жизнедеятельности. В литературе приводятся различные классификации факторов риска, влияющих на соматическое и психическое здоровье ребенка. Среди них выделяют 4 группы факторов:

- медико-биологические (связанные с периодом беременности и родов, генетические);

- медико-социальные (низкий материальный доход, неполные семьи, с детьми-инвалидами и др.);

- факторы, связанные с условиями жизни (проблемы экологии, низкое качество питания, гиподинамия, стресс, негармоничное воспитание);

- медико-организационные (снижение профилактической направленности медицины, недостатки в системе медицинской помощи отдельным группам детского населения и др.)

Мультифакторный и сочетанный характер неблагоприятных воздействий затрудняет прогнозирование уровня и качества нарушений. Учитывая, что факторы риска усиливают действие друг друга и повышают вероятность развития отклонений, профилактика последних предполагает комплексное воздействие на факторы риска, выявленные у ребенка.

Многие зарубежные авторы центральное место отводят исследованию механизмов возникновения отклонений, трудностей и негативных сторон личности. Одним из первых обратил внимание на позитивные стороны раз­вития личности американский психолог гуманистического направления Абрахам Маслоу.

Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в кото­рой различает базовые потребности и метапотребности. Базовые потребно­сти - это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении. Метапотребности - это потребности в справедливости, доброте, красоте, порядке, единстве, потребности в личностном росте. Базовые потребности сильней метапотребностей и организованы иерархически.

Нарушения развития наиболее резко проявляются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характере (А.Ф. Лазурский, В.П.Кащенко, М.И.Буянов, А.И.Захаров, А. Е. Личко и др.). В литературе выделяются различные характерологические и поведенческие отклонения ребенка. Типичные отклонения, с которыми чаще сталкиваются воспитатели и учителя, важны и для описания характера и поведения ребенка.

Расторможенность, гиперактивность. Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто растормо­женность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфан­тилизмом (М. И. Буянов).

Аффектив­ное поведение - не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, ост­рым и разрушительным эмоциональным состояниям.

Застенчивост ъ, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пас­сивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Пессимизм - уныние, безна­дежность, склонность видеть во всем только плохое. Постоянное недовольство собой и окружением создает мно­жество проблем в общении, решении жизненных задач.

Особую группу составляют дети с расстройствами аутичного спектра (РАС) - аутопогружение в себя, отчужденность от окружения. Такие дети относятся к ка­тегории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспита­тельные воздействия не всегда ими принимаются.

С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие не­произвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и, обдумывать их. Иногда это может принимать­ся за решительность. Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повышенной внушаемостью - некритической податливостью действию внушения, готов­ностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.

Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлению любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возник как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. В пси­хологической литературе называются две формы негативизма - пассивный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качест­вами его личности.

Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разру­шительном отношении к вещам, оскорблениях, брани стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, пря­мая и косвенная.

Бесцельная ложь - когда ребенок не знает причины своей неправдивости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Непреднамеренная ложь, от кото­рой не может воздержаться.

Бесцельное воровство - зачаточная форма явления, которые специали­сты называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые не­обычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной.

Страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположения.

Лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, боль­шинство ленивых школьников - совершенно здоровые люди. И только у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Частой причиной тако­го состояния бывает соматогенная астения, т.е. физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием. Она вполне преодолевает­ся благодаря щадящему режиму. У здоровых школьников чаще всего при­чиной лени отсутствие интереса к деятельности. В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой ус­певаемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспитуемости», асоциаль­ном поведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.005 с.)