Тема 2.2. Психологический аспект проблемы «норма -аномалия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Психологический аспект проблемы «норма -аномалия»



Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты и устанавливает тесные междисциплинарные связи с общей и возрастной психологией.

Периодизация психического развития и понятие критического возраста Л. С. Выготского (кризис новорожденности, 1 года, 3 лет, 13 лет, 17 лет). Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина (закономерности развития деятельности ребенка). А. Н. Леонтьев – теория развития ребенка в детском возрасте. Новообразования дошкольного возраста – возникновение иерархии, соподчиненности мотивов.

Кризис трех лет научно описал Л. С. Выготский, который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, - негативизм ребенка, т. е. отказ от выполне­ния любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом - это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хо­чет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерали­зированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном жел ании. Четвертый симптом - свое­волие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельно­сти в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Л.В. Выготский называет второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ре­бенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова, называть ругательными словами своих любимых мам, пап, бабушек. Кризис трех лет, по убеждению исследователей, - это кризис социаль­ных отношений ребенка с взрослыми, свидетельство того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотно­шений проходят (Д. Б. Эльконин).

Дошкольный возраст - важный период становления личности. Акаде­мик А. Н. Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ре­бенка в детском возрасте, пришел к заключению, что именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими но­вообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерар­хии соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотно­шения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важ­ных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побу­ждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотива­ми, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов.

С этим центральным психическим образованием А. Н. Леонтьев связы­вает все другие конкретно-психологические изменения. Среди них особо вы­деляется развитие произвольности некоторых психических процессов. В до­школьном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Это значит, что к концу дошкольного возраста ребенок умеет удерживать воз­никшую цель и действовать по правилам, может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации и добиваться ее результата.

В дошкольном возрасте возникают элементы самосознания, элементы самооценки и оценки. У ребенка, как замечает Л. И. Божович, появляется по­требность в реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается тенденция в желании быть школьником.

Кризис семи лет называют кризисом непосредственности (Л. С. Вы­готский, Д. Б. Эльконин). Самой сущест­венной чертой кризиса семи лет Л. С. Выготский называет «начало диффе­ренциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок на­чинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и пережи­ваниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредст­венности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, по мысли Л. С. Выготского, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка, возникающие в обоб­щенном виде именно в этот период.

Кризисы развития детей школьного возраста.

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе со­циальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второ­го физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. Физиологическую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-психическая ранимость, повышенная утомляемость. Принципиально меняется социальная ситуация развития ребенка. Он становится «общественным субъектом», выполняет общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Все жизненные отношения его пе­рестраиваются и во многом определяются тем, насколько успешно он овла­девает учебной деятельностью, которая становится ведущей. Таким образом, нормально развивающийся младший школьник – это активный, жизнерадостный ребенок, желающий и умеющий учиться, уверен­ный в себе, в своих способностях, организованный, умеющий управлять сво­им вниманием, памятью, умеющий дружить, соотносить свои поступки с нравственными нормами и правилами.

Нормой психологи признают и тот факт, что большинство этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны в период кризиса в подростковом возрасте (И. В.Дубровина).

Изучению подросткового возраста посвящено множество иссле­дований. Это классические работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, Д. И. Фельдштейна, Л. И. Божович и современные - А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, С. К. Масгутовой и др.

Подростковый кризис исследователи объясняют по-разному. В отече­ственной психологии в контексте идей Л. С. Выготского сложилась позиция, согласно которой подростковый кризис играет существенную роль в общем процессе возрастного развития. Кризисные проявления: противопоставление себя взрослым, отчуждение от взрослых, завоевание новой позиции - не только закономерные, т.е. нормальные, явления, но и продуктивные для формирования личности подростка (А. М. Прихожан).

Можно выделить следующие важнейшие проявления подросткового кризиса. Кризис подросткового возраста проходит три фазы: негативную, или предкритическую, - фазу лом­ки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее струк­тур; кульминационную точку кризиса, как правило, это 13 лет, хотя возмож­ны значительные индивидуальные варианты; посткритическую, когда фор­мируются новые структуры, складываются новые отношения.

Подросток пытается раздвинуть границы своей самостоятельности. Это дает возможность удовлетворить потребность в самоутверждении. Если этого не происходит, то позднее, в 17-18 лет, может проявиться запоздалый и болезненный кризис, либо инфантильная позиция «ребенка» затягивается и может оставаться даже в зрелом возрасте.

Психологи описывают два основных пути протекания кризиса. Наибо­лее распространенный - кризис независимости. Его симптомы те же, что и в дошкольном возрасте, - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требования. Но в подро­стковом возрасте они выражаются по-своему. Второй путь - кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших. Это своего рода возврат назад, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности защищен­ности. Первый и второй варианты - это способы самоопределения. Но в первом случае он выражается позицией - «Я уж не ребенок», а во втором - «Я ребенок и хочу оставаться им». Специалисты подчеркивают, что в симптомах кризиса приветствуют обе тенденции, но одна из них доминирует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.28.179 (0.006 с.)