Тема 3.1. Первичный и вторичный дефект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.1. Первичный и вторичный дефект



Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы. Вторичный дефект имеет характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы.) Они могут быть врожденными или приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а так же родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм и т.п. На детей с отклонениями в развитии оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения, в зависимости от степени нарушения, являются в одних случаях ярко выраженными, в других - слабо выраженными, а в-третьих - почти незаметными. Степень выраженности нарушения определяет своеобразие аномального развития. Так, небольшая потеря слуха приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое его поражение без специальной помощи может оставить ребенка немым. То есть существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития детей с отклонениями в развитии от степени и качества первичного дефекта.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и имплантация в коррекции нарушения слуха, коррекция нарушения зрения очками и линзами.) Большие надежды в преодолении появления первичных нарушений в развитии у детей связывают с развитием иммунологии и генной инженерии.

Вторичные отклонения производны от первичных дефектов. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефектности. Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Первичный дефект может иметь характер недоразвития. Вторичный дефект является основным объектом в психическом изучении и педагогической коррекции аномального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной зоной (недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха).

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к «выпадениям» ребенка из обязательной для любого общества системы. Называя такие выпадения «социальными вывихами» Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти «обходные пути», обеспечивающие доступ детям с определенными потребностями к культуре как источнику и средству развития высших психических функций. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины. Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов.

Игнорирование средовых факторов на ранних этапах развития, недооценка значения специального воспитания усугубляют вторичные отклонения в развитии ребенка.

В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и в письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать свободно, без посторонней помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.004 с.)