Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема1.5.Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности
Общепедагогические принципы: 1.Принцип целенаправленности педагогического процесса. 2.Принцип целостности и системности педагогического процесса. 3.Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. 4.Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. 5.Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. 6.Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе. 7.Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности: 1. Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. 2. Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. 3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка рассматривается как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов. 4. Деятельностный принцип коррекции определяет организацию активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения. 5.Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, учитывающий индивидуально-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации развития, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса. 6.Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Отклонение в развитии и поведении ребенка не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и детского коллективов. Тема 1.6. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности
В Концепции коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей и подростков коррекционно-педагогическая деятельность занимает центральное положение в едином педагогическом процессе.
По объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе общего образования ему отводится довольно заметное место на пересечении его составляющих: обучения, воспитания, развития. Коррекция как самостоятельная единица педагогического процесса должна взаимодействовать с социальной средой, поскольку для коррекционно-педагогического процесса она является не компонентным элементом, а окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагогического процесса. Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены как стратегические направления: 1. корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными) – т.е. «терапия средой»; 2. специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность); 3. целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий; 4. психогигиена общения и семейного воспитания. Основные тактические направления коррекционной работы: 1. нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом; 2. компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой он может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечение спортом, техникой, музыкой и т.д.); 3. восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию); 4. постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; 5. интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств; 6. усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни; 7. накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей. В коррекционно - педагогической деятельности используются такие методы, как переубеждения, принуждения, приучения, «реконструкции» характера, «взрыва», переключения, поощрения и наказания (по А.И. Кочетову).
Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков: 1. суггестивные (суггестия – внушение, намек) и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; 2. дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия; 3. метод «сократического диалога»; 4. методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию; 5. методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций; 6. методы конгруэнтной коммуникации, метод разрушения конфликтов и т.д. Вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть практико-ориентирована и нацелена на высокий уровень результативности. Коррекционно-педагогическая деятельность должна опираться на прочную базу координаций усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, в формировании у них социально значимых качеств личности.
Тема 1.7. Самостоятельная работа студентов по разделу 1. Подготовьтесь к повторительно-обобщающему семинару по теме «Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики» План -предмет и задачи курса коррекционной педагогики. -взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний. - становление и развитие коррекционной педагогики как науки. -сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками. -принципы организации коррекционно-педагогической деятельности. -содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. 2. Составьте глоссарий по данной теме. 3. Прочитайте В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция». Какие идеи высказанные автором актуальны в современных условиях? Представьте обоснованный ответ в тетради для самостоятельной работы. 4.Разграничьте интересы двух таких научных отраслей педагогики, как коррекционная педагогика и специальная педагогика (дефектология). 5.Составьте глоссарий персоналий - ученых, заложивших основы коррекционной педагогики и специальной психологии Рекомендуемая литература 1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-332с. 2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.-276с. 3. Коррекционная педагогика в начальном образовании. /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001.-341с. 4. Специальная педагогика: Уч. пособ. Для студ. пед.вузов / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.//Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2007- 442с. 5. Р.А. Санабасова Коррекционная педагогика с основами специальной психологии – Благовещенск, 2010. – 107 с. 6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 237с. 7. Мишина Г. А., Моргачева Е. Н.Коррекционная и специальная педагогика / Г. А. Мишина, Е. Н. Моргачева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 144 с. Интернет- ресурсы по теме 1. http://www.ikprao.ru (01.10.2013) Институт Коррекционной Педагогики РАО. 2. http://almanah.ikprao.ru/ (02.10.2013) Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. 3. http://www.inclusive-edu.ru/(02.10.2013) Институт Проблем Инклюзивного Образования (2009).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.008 с.) |