Музыкальное воспитание в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное воспитание в семье.



Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогики. Исследователи, занимающиеся ею, подчеркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребенка, расширению его кругозора. Знания, приобретенные с интересом, оказываются более глубокими и разнообразными, они могут быть с большим успехом использованы в самых разно­образных условиях; Увлеченность побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной; творческой, радостной, углубленной.

Музыкальная педагогика придает пробуждению желания заниматься музыкой огромное значение. Его наличие - это залог подлинного музыкального воспита­ния вместе с тем и формирования певческой личности.

Семья может оказать значительную помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой или подготовить почву для его формирования. Об этом ярко свидетельствуют результаты различных социально-психологических исследований. Они показывают, что очень многие ребята полюбили музыку благодаря родителям.

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребенка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьей М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Воз­никнув в эпоху Петра I, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным.

Домашнее музицирование, которое начиналось обычно еще до поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей XIX века, воспитывало у них любовь к искусству. Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного воспитания (музыкального) большое внимание. Педагоги того времени считали, что:

а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводиться лишь к обучению игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию их творческих способностей;

б) полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей;

в) в домашнем воспитании, как и в воспитании вообще, очень важен учет возрастных особенностей детей.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интере­са к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием: средств массовой коммуникации. Телевидение, радио, магнитофонные ленты и диски создали совершенно несопоставимый с прежним масштабом звуковой мир. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем своем многообразии буквально каждому.

Широкое распространение телевизоров, магнитофонов и компьютеров сме­стило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в определенной мере благотворно влияет на развитие личности, повышая систематичность воспри­ятия музыки и увеличивая избирательность по отношению к произведениям искус­ства. Но не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса. Содер­жание домашнего слушания музыки, его интенсивность и качество, в отличие от общественного, в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулирова­нию: Кроме этого, учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, что домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному развитию личности.

Во избежание формирования потребительского отношения к искусству и односторонности развития музыкальных произведений подрастающего поколения, семье необходимо, активно включаться в воспитание у детей интереса к художест­венно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для Современных родителей, требует от них определенной педаго­гической подготовленности.

Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими зна­ниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным ин­ститутом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Центральное место следует отвести музыкально-педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определенной возрастной группы, конкретными задачами музыкального воспитания. Достижению наиболее большей результативности будет способствовать сочетание различных форм работы:

а) регулярные занятия музыкально-педагогического лектория (лекции, педагогические практикумы, семинарские занятия, тематические вечера);

б) музыкально-педагогическое самообразование родителей;

в) индивидуальные консультации с родителями;

г) организация концертов для родителей силами детей.

На занятиях лектория родители должны узнать, что прежде всего необходи­мо подготовить почву для воспитания музыкального интереса своим вниманием к музыкальным занятиям и успехами детей, уместными советами и собственным уча­стием в этих занятиях.

Не менее важно создание дома благоприятного музыкального микроклимата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать большие, хорошие дела, улучшают настроение. На занятиях целесообразно раскрыть значение - активной Музыкальной деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется интерес к музыке. Родителей следует учить педагогически целесообразно организовать домашнее музицирование ребенка (пение, слушание, игру на детских музыкальных инструментах, движение под музыку). Они должны знать, что у детей формирование вокальных мышц начинается только к 7-8 годам, а заканчивается лишь в 12-13 лет. Младшие школьники поют за счет натяжения голосовых связок. Поэтому родителям важно обратить внимание прежде всего на охрану детского голоса, т.е. на то, чтобы ребенок не пел слишком громко, не переходил во время пения на крик. Хорошо, если взрослые будут петь вместе с ребенком, и не только петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в содержание исполняемого. В качестве сопровождения с успехом можно использовать записи детских песен, в том числе караоке.

Слушание музыки в домашней обстановке происходит в различных услови­ях: по телевизору, магнитофону и т.д. Родители должны знать, что радостное ожида­ние музыкальных теле- и радиопередач и внимательное их прослушивание вместе со взрослыми воспитывают у детей интерес к музыке. Поэтому желательно подгото­вить к ним детей. Прежде всего, нужно побеседовать о программе: что нужно и что стоит посмотреть по телевизору или послушать по радио. Не следует навязывать свои впечатления ребенку. Можно, например, просто сказать: «Интересно, понрави­лась ли тебе эта передача? Мне она очень запомнилась».

После просмотра или прослушивания следует поделиться впечатлениями с детьми о том, что выражает музыкальное произведение или танец, что больше всего произвело впечатление в передаче.

Глубине и полноте музыкального восприятия произведений, записанных на аудиокассетах и дисках, будут способствовать пояснительное слово родителей, их краткие комментарии до, в процессе и после прослушивания, беседы о музыке. Это дает возможность ребенку получить правильное представление об общем содержа­нии произведений, их жанрах, строении, характере, мелодии, ритме, гармонии, орке­стровке.

Такая педагогическая деятельность родителей помогает ребенку активно пе­реживать и оценивать музыку, что уже является началом зарождения подлинного интереса к искусству.

На занятиях лектория следует большое внимание уделять посещению музы­кального театра, особенно подготовительному этапу работы, методика которого мо­жет быть такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально-литературной Композицией; ознакомление с образцами литературы и изобразительного искусства, близкого к спектаклю по теме и идее; зарисовка от­дельных эпизодов будущего спектакля. На этом этапе важно создать у детей опреде­ленный настрой, радостное ожидание, сделать эту радость «перспективной».

На восприимчивую психику детей очень большое внимание могут оказать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, прослушивания отдельных музыкальных произведений помогут углубить интерес детей к музыкальному искусству.

Привязанность ребенка к родителям и, главное, его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педа­гогически организованной музыкальной деятельности активно формировать и раз­вивать у него интерес к подлинно художественной музыке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.005 с.)