Формирование основ музыкальной культуры детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование основ музыкальной культуры детей



Понятие «культуры» прошло сложный путь развития. Философы и культуроведы насчитывают до 200 определений.

Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способст­вуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу. (Швейцер А., немецкий музыкант XIX-XX в.).

Ценностями культуры являются произведения искусства (им присущи такие особенности, как уникальность, долговечность, коммуникативность).

Восприятие произведений искусства развивает человека духовно, обогащает его чувства, интеллект.

Музыкальная культура - пласт общей культуры. В это понятие входят:

1) различные виды музыкальной деятельности и их результат (музыкальные произ­ведения, восприятие, исполнение),

2) музыкально-этическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмо­ции, переживания, чувства, вкусы, идеалы, взгляды, теории),

3) деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространени­ем музыкальных произведений; музыкальным образованием и воспитанием, му­зыкальными исследованиями.

Музыкальную культуру ребенок перенимает в семье, детском саду, школе, через СМИ, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сада и школы проявляется через личностные и профессио­нальные качества педагога - музыканта, его талант и мастерство общекультурный уровень всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты (СМИ, музыкально-культурные учреждения) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание тиражирования и хранение музыкальных произведений.

Музыкально-эстетическое сознание формируется в процессе музыкальной деятельности, на разных этапах жизни проявляется и развивается неравномерно. Его компоненты взаимосвязаны и составляют единую систему. Уровень музыкально-эстетического сознания зависит от развития музыкальных способностей и от общего развития детей.

Охарактеризуем некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка более подробно.

Потребность в музыке. Развивается с приобретением музыкального опыта. Возникает рано и усиливается, если имеются для этого соответствующие условия.

При правильном педагогическом руководстве продуманной организации музыкаль­ной деятельности к 6 годам у ребенка можно сформировать устойчивый интерес к музыке. Средства педагогического воздействия, способствующие формированию интереса детей к музыке: игровые приемы, краткие образные рассказы о музыке, применение наглядных пособий, выразительное яркое исполнение.

Эстетическое переживание. Чтобы понять музыкальные произведения, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

Музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций: радость, печаль и т.д. Переживание произведения индивидуально для каждого чело­века. Переживание духовно обогащает личность, очищает духовный мир человека.

Музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности, когда ребенок мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. Вкус не является врожденным, а приобретается с опытом.

Оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запро­сам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Оценка включает: обобще­ние, сравнение, ассоциации, высказывание мнений. Оценивание проявляется в во­просах: «Чем тебе нравится произведение?», «Какое настроение преобладает в музыке?»

Необходимо с малых лет создавать условия для формирования основ музы­кальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального раз­вития, другие - более скромного. Важно, чтобы с раннего детства они учились от­ношению к музыке не только как к средству увлечения, ной как к значительному явлению духовной культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.004 с.)