Методы музыкального воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы музыкального воспитания



Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности педагога и учеников, где ведущая роль принадлежит педагог.

Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышле­ние, педагог стремится к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявле­нию их активности и самостоятельности.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Ме­тоды применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, организуя для детей музыкальную беседу, педагог задает вопросы о композиторе и его произве­дениях, (словесный метод); по ходу беседы дети слушают произведения грамзаписи (наглядно - слуховой метод); педагог сообщает интересные сведения об истории соз­дания произведения или о впечатлении, которое оно оказало на слушателей (стимули­рующий метод); дети выполняют предлагаемые творческие задания: слушая произве­дение, сравнивают и анализируют его, делятся впечатлениями (метод анализа и срав­нения); дети определяют после прослушивания основную идею произведения (метод обобщения); показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально - ритми­ческих движениях (практический метод).

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания детей, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязан­ной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности на­глядно - слуховой и наглядно - зрительный.

1. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспита­ния» т.к. без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных про­изведений педагогом или использование ТСО - основное содержание этого метода. Педагог - организатор музыкального досуга должен использовать в работе яркие, ин­тересные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональ­ное ее восприятие.

2. Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомога­тельное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяют для того, чтобы конкретизировать впе­чатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы и т.д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слухо­вому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь но необходимости, в зави­симости от возраста детей, наличия программности и изобразительности в му­зыкальном образе. Например, этот метод применяется при проведении бесед: "Му­зыка и природа", "Музыка и живопись", "Музыкальные инструменты" и др.

Словесный метод педагогики имеет универсальный характер в музыкальном воспитании, он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им оп­ределенные знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инстру­ментах. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образ­ным, осмысленным.

Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода в музыкальном воспитании детей. А особенностью словесного метода является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: "Слово должно настроить чуткие струны сердца.. Объяснение музыки должно не­сти в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке." (Сухомлинский В.А.О воспитании. - М., 1985. - С. 174).

Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образной речью. В беседе с детьми о музыке важно определить ее характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ.

Яркая, живая речь педагога и детей имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использо­вание стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению, характеру музыки. Ес­ли в стихотворении содержатся поэтические выражения и образные слова, близкие музыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.

Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и под­держивать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи может придать беседе поэтичность и праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.

1. Метод анализа и сравнения позволяет создать ситуации, вызывающие у учащихся интерес. Например, рассказывая детям о вальсе, можно сравнить вальсы различных эпох, стилей, композиторов, проанализировать их, сделать выводы.

2. Метод стимулирования музыкальной деятельности применяется для создания эмоциональной, творческой атмосферы на музыкальном занятии.

3. Метод эмоционального воздействия * умение педагога выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Например, его голос может эмоционально окрашиваться в зависимости от характера музыки (тепло, нежно, торжественно, сурово, мужественно). Владение этим методом говорит о мастерстве педагога. Эффективность метода всегда зависит от тех отношений, которые складываются между учениками и учителем, от его авторитета. Сильное эмоциональное воздействие на ребят можно оказать только в обстановке доверия и взаимопонимания.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движе­ниях и освоение этих приемов детьми необходимы для музыкальной деятельности. Помо­гают детям приобретать музыкальный опыт. Например, при обучении пению с помощью практического метода педагог показывает детям приемы дискуссии, правильного дыхания, звукообразование.

Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов. В ряде случаев, как было сказано, необходим прямой по­каз. Но злоупотребление им может свести все обучение к обычному натаскиванию, муштре и в результате угасает интерес к музыке и музыкальной деятельности. Такое обучение не обогащает детей, а наносит вред их музыкальному развитию. Важно помнить, что овла­дение навыками и умениями являются не самоцелью занятий, а одним из средств форми­рования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей.

Сформированные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию лишь в том случае, если у детей возникает интерес к музыкальной деятельности и они за­хотят эти навыки и умения применить самостоятельно, по собственной инициативе, твор­чески.

Готовясь к музыкальному занятию, педагог - организатор отбирает методы и приемы, с помощью которых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей. Оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимание, если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. В этом проявляется мастерство педа­гога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситуацией. Угасание у детей инте­реса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и прие­мы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя прие­мы индивидуально - дифференцированного подхода Педагог должен учитывать интере­сы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. Например, в младшем школьном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкаль­ного опыта, велика доля наглядных и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи возрастает. Для удержания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательно­сти.

Выбор методов и приемов определяет и опыт работы над музыкальным произведением. Если произведение: незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучи­вать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером.

На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают нагляд­но - слуховой и словесный методы.

На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода в сочетании с другими методами - наглядным, словесным.

На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества.

Таким образом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения.

Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, прояв­ление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необхо­димость индивидуально - дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей, опыт работы над музыкальным произведением.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Назовите задачи музыкального воспитания детей.

2) Как влияют занятия музыкой на физическое развитие ребенка?

3) Раскройте роль музыки в становлении нравственных качеств ребенка.

4) Охарактеризуйте понятие «музыкальная способность».

5) Какие основные музыкальные способности входят в структуру музыкальности?

6) Назовите виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкаль­ная способность.

7) Раскройте содержание понятия «музыкальная культура детей».

8) Назовите компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка.

9) Охарактеризуйте роль музыки в воспитании начал музыкальной культуры детей.

10) При каких условиях музыкальная деятельность является показателем развития музыкальной культуры детей?

11) Назовите различные классификации методов обучения музыке.

12) В чем проявляется специфика наглядного метода в применении к музыкальному воспитанию детей?

13) Раскройте возрастные особенности музыкального развития ребенка.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1) Разработать конспекты занятий, направленные на формирование музыкальной ' культуры детей.

2) Составить схему (Структура музыкальной культуры ребенка».

3) Составить таблицу «Диагностика музыкальных способностей детей».

4) Подобрать музыкальные произведения и на основе содержания таблицы «Диагностика музыкальных способностей детей» разработать задания для определения уровня развития музыкальных способностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

5) Проанализировать методы и приемы, используемые педагогами в практике работы с детьми.

6) Предложить варианты применения практических методов в музыкальном воспитании с учетом возрастных возможностей детей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1) Безбородова Л.А., Алиева Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразо­вательных учреждениях. - М., 2006.

2) Готсдинер А.Л Музыкальная психология. - М., 1993.

3) Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. М., 2006.

4) Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М., 2006.

5) Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.

6) Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972.

7) Радьшова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998.

8) Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей //Спутник учителя музыки /Сост. Т.В. Челышева. - М., 1993.

9) Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избр. труды: В 2 т. - М., 1985.

10) Теплов Б.М. Способности и одаренности //Избр; труды: В 2 т. - М., 1985.

11) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - М., 1990.

12) Шацкая ВЛ. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., 1975.

 

Тема 5. Содержание, виды и формы организации и музыкальной деятельности детей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 8509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.018 с.)