Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программно-изобразительная музыка↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Различным инструментальным произведениям, будь то маленькая пьеса или большая симфония, композиторы нередко дают названия, поясняющие их содержание. Например: Д.Б. Кабалевский «Барабанщик» Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» П. И. Чайковский «На тройке» С.С. Прокофьев «Зимний костер» М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а исполнителям - лучше выразить замысел автора. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки», -утверждал немецкий композитор Р. Шуман. Иногда, помимо названия, композитор дает произведению литературное предисловие - программу. В ней более или менее подробно излагается его содержание. В таких произведениях замысел композитора раскрывается не только средствами музыки. Говорит о нем также и название произведения или его программа. Это и есть программно-изобразительная музыка. Правдивые и фантастические истории, картины природы и изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведений литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка. Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки. Само слово «жанр» произошло от латинского genus - род и от французского genre - род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр - это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом. На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Это так называемые первичные жанры, которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер. Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций. Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, месса, кантата, оратория), камерной - нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т.д.), симфонической - написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ Богаты и разнообразны выразительные средства музыки; Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков. В отличие от звуков немузыкальных (шум; скрежет; шорох) музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр и ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп - это все выразительные средства музыкального искусства. Мелодия Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности (протяженности). Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Мелодия - основа музыкального искусства. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня. Народное Музыкальное творчество - неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью. Характер мелодии во многом зависит от ее лада: в мажоре легче выразить светлое, радостное настроение, в миноре - печальное. Мелодия бывает не только напевной, кантшенной, но и взволнованной, героической, с ярко выраженным ритмическим рисунком. Взволнованная речь, героический призыв, гневный возглас, настойчивый вопрос также Могут быть переданы в ней. Мелодия, в которой певучесть сочетается со свободой и гибкостью разговорной речи, называется речитативом. Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Ф. Шуберта и романсы С. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена и оперы Д. Верди, сочинения В.А. Моцарта, М.И. Глинки и П.И. Чайковского стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям. Яркий мелодический дар присущ С.С. Прокофьеву и Д.Д. Шостаковичу, Д.Б. Кабалевскому и А.И. Хачатуряну. Выразительность и красота мелодий сделали песни И.О. Дунаевского, В.П. Соловьева - Седого, А.И. Островского и других композиторов - песенников достоянием всего народа. Ритм - соотношение звуков по длительности. Мелодия не существует вне ритма. Ритм организует музыку во времени, выполняя важную выразительную роль. Особенности ритмического рисунка влияют на характер мелодии. Преобладание равных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной, степенной. Напротив, разнообразие длительности придает ей прихотливость, изящество, гибкость. Если мелодию исполнить одинаковыми длительностями, то она искажается, становится неузнаваемой. Значение ритма в создании музыкального образа исключительно велико. Иногда ритм приобретает особое выразительное значение. Так, мужественную суровость придает главной теме пятой симфонии Л. Бетховена прежде всего ее настойчивый волевой ритм. Об этой теме сам композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь». К выразительным возможностям ритма композиторы обращаются при создании образа движения - шага, бега, скачка, прыжков, полета. Велика роль ритма в маршах и танцах. Ритм может существовать и без мелодии, когда, например, барабан отбивает четкую дробь. Некоторые танцы народов Азии и Африки вообще не имеют мелодии. Их богатый и сложный ритм - основа танцевальных движений, он воспроизводится лишь с помощью ударных инструментов. Гармония Если в мелодии звуки следуют друг за другом, то при одновременном звучании нескольких звуков образуется созвучие, аккорд. Аккорды и их последовательность называются гармонией. Гармония тесно связана с мелодией.. Самый простой пример сочетания мелодии с гармонией - это песня с аккомпанементом. Поддерживая мелодию, гармония наполняет звучание новыми выразительными красками. Регистр - определенный участок звукового диапазона певческого голоса или инструмента. Известно, что музыкальный звукоряд насчитывает около ста различных по высоте звуков. На клавиатуре фортепиано, например, 85 клавиш. По характеру звучания звукоряд разделяется на регистры: верхний, средний и нижний. Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Крайние регистры по характеру звучания выделяются сильнее. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими, а верхние звучат светло, прозрачно, звонко. К ним композиторы часто обращаются в музыке изобразительной. В «Песне жаворонка» (из «Детского альбома») П. И. Чайковский использует верхний регистр, чтобы передать птичье щебетанье. Звуки же нижнего регистра в пьесе М. П. Мусоргского «Быдло» (из «Картинок с выставки») кажутся нарочно грубыми, «тяжелыми». Здесь музыка изображает крестьянскую телегу на больших колесах. Она движется медленно, со стуком. Тембр Каждый инструмент, как и голос человека, имеет свою особую окраску, т.е. тембр. Тембр позволят узнавать и различать голоса, звуки инструментов. Выразительность голоса певца прежде всего зависит от красоты его тембра. Богатство красок человеческого голоса - яркое выразительное средство в вокальной музыке. Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии. Их обычно четыре. Женские голоса - это сопрано и альты (или меццо-сопрано). Мужские голоса тенора и басы. Ярко, светло и чисто звучат высокие голоса: сопрано и тенор. А нижние - меццо-сопрано и бас - отличаются густым, насыщенным звуком. Очень характерны и тембры музыкальных инструментов. Их разнообразие позволяет сравнить оркестр с красками палитры, которые оживают в картине художника. У скрипки - струнного смычкового инструмента - тембр мягкий, нежный, богатый оттенками. По выразительности он, как и тембр виолончели, близок человеческому голосу. У трубы же - духового инструмента - тембр яркий, резкий. Труба звучит мужественно, призывно, как героический клич. Иной «голос» у арфы. На этом древнем по происхождению инструменте звуки извлекаются непосредственным прикосновением пальцев к струнам. Ее тембр чуть приглушенный, «матовый», мягкий. Лад - система интонационных взаимоотношений, основанная на организации «устойчивых» и «неустойчивых» звуков. Существуют мажорный лад (светлый, радостный) и минорный лад (грустный, темный). Темп - скорость отсчета единиц времени в процессе музыкального движения. Динамические оттенки - изменения силы звучания, осуществляемые при исполнении музыкального произведения, сообразно его эмоциональному содержанию и идейному замыслу. Таблица основных динамических оттенков
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы возможности музыки в воспитании человека? 2. Перечислите известные вам выразительные средства музыки. 3. Что такое жанр в музыке? 4. Назовите известные вам музыкальные жанры. 5. К каким жанрам следует отнести сонату? 6. Что такое программно-изобразительная музыка? С какой целью композиторы дают название инструментальным произведениям? 7. В чём своеобразие музыки как вида искусства? Сравните музыку с живописью, скульптурой, литературой. 8. Какие качества в человеке формирует музыка? 9. Перечислите разновидности инструментальной музыки. 10.Что такое «первичные жанры»? 11.Как ритмический рисунок влияет на характер мелодии? 12.Что такое «речитатив»? 13.Что такое «кантилена»? 14.Что такое «гармония»? 15.На какие регистры разделяется звукоряд? 16.Что такое «тембр»? 17.Перечислите партии женских голосов. 18.Перечислите партии мужских голосов. 19.Что такое «лад»? 20.Что такое «динамические оттенки»? 21.Что означает ff? p? mf?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Подобрать афоризмы, пословицы, поговорки о музыке. 2. Составить словарь музыкальных жанров. 3. Подготовить эссе на одну из тем: - «Как родилась музыка», - «О чем может рассказать музыка?», - «Роль музыки в жизни народа». 4., Составить развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении. 5. Подобрать и прокомментировать: - контрастные произведения одного жанра, - контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия, - контрастные произведения одного настроения.
ЛИТЕРАТУРА 1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М., 2006. 2. Безбородова Л.А., Алиева Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2006. 3. Кабалевский Д.Б. Про «грех китов» и про многое другое. - М., 1976. 4. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. - М., 1965. 5. Методологическая культура педагога-музыканта /Под ред. Э.Б. Абдулина, О.В. Ванилихина. - М., 2006. 6. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2006. 7. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. – М., 1981. 8. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000. 9. Радынова О.П. практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. – М., 1999. 10. Фрид Р.Н. Выразительные средства музыки. – Л., 1960.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 2327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.008 с.) |