Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Организация музыкального досуга детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ Основой музыкального воспитания в общеобразовательной школе является, как известно, урок музыки. Однако музыкальное воспитание не ограничивается только уроками, оно находит свое продолжение во внеклассной музыкальной работе. Здесь так же, как и на уроках музыки, идет нравственно-эстетическое формирование личности средствами музыкального искусства. Общей особенностью внеклассной работы является ее добровольность. И чем интереснее, содержательнее, разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше ее авторитет в глазах ребят, тем больше учащихся становятся ее участниками. Внеклассная музыкальная работа должна быть тесно связана с работой групп продлённого дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем; что их влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность/ и творческую активность. Организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить: · все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов; · широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников; · необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру. На формирование музыкальных интересов и вкусов учащихся большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники. Существуют две основные формы внеклассной музыкальной работы: кружковая и массовая. В кружки, как правило, отбираются ребята, имеющие отличные музыкальные данные. Ну а как быть с теми ребятами, которые не проявляют особых, склонностей к музыке, а порой и чуждаются ее? Ограничиться только уроками музыки? Конечно же, уроки, безусловно, сделают свое дело в музыкальном и нравственном развитии детей. Тем не менее, коэффициент полезного действия их может быть значительно- большим и эффективным, если по-настоящему использовать возможность массовой формы внеклассной музыкальной работы с учащимися. Учитель музыки – организатор всей музыкальной жизни школы. Однако использовать возможность музыкального общения с учащимися обязаны и учителя, и классные воспитатели, и педагоги - организаторы. Именно эти люди, имеющие необходимую музыкально - эстетическую подготовку, и должны выступать в роли активных помощников учителя музыки, а там, где его нет, стать главной силой в организации и проведении музыкальной работы, в том числе и внеклассной.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРУЖКИ Хоровые кружки объединяют учащихся по возрастам: младших школьников (I - IV классы), подростков (V - VIII классы), старшеклассников (IX-XI классы). Большое воспитательное значение имеет создание общешкольного хора, объединяющего все коллективы для исполнения заранее намеченных произведений. Организация хорового коллектива начинается с приема желающих. Роль организатора музыкального досуга заключается в том, чтобы привлечь тех, кто может успешно заниматься пением. Но бывает и так ученик сам изъявляет желание петь, но музыкальные способности у него не развиты, он нечисто интонирует, не обладает чувством ритма. Задача организатора - объяснить ученику, что настойчивость и устремленность помогают достичь хороших результатов, ведь у каждого можно развить музыкальные способности, включая и певческий голос. Обычно хоровой коллектив набирает учитель музыки. Педагоги -организаторы или классные воспитатели могут стать активными помощниками в столь важном деле, например, организовать прослушивание и отбор поступающих в хор. Для этого можно предложить спеть любимую песню без поддержки музыкального инструмента. Если ученик затрудняется в выборе, то можно напомнить ему самые популярные мелодии, соответствующие данному возрасту. Исполнение песни без инструментального сопровождения позволяет оценить качество его голоса и слуховые данные. Затем для более полного определения музыкальных способностей можно предложить пропеть эту же песню или часть ее мелодии от разных звуков, повторить какой-либо мотив, прохлопать заданный ритмический рисунок. Таким образом, создается довольно объективная картина о возможностях ученика, что позволяет наметить пути его дальнейшего музыкального развития. Нужно отметить, что младшие школьники, как правило, стеснительные и немного скованные, поэтому их прослушивание лучше проводить небольшими группами. Обычно в хор принимают 40-50 учащихся. Безусловно, Число участников может быть разным, но не должно быть менее 25 и более 60 человек. При большом коллективе участников руководителям трудно осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Продолжительность занятий зависит от возраста школьников. С младшим хором целесообразно заниматься не более 40 минут два раза в неделю, ас подростками одно занятие может длиться 2 академических часа с перерывом. Каждое занятие нужно тщательно планировать, стремиться делать их разнообразными и увлекательными. Кружки обучения игре на инструменте (фортепиано, баян, аккордеон). В основе занятий лежит индивидуальная форма работы учителя с учеником, которая создает благоприятные условия для овладения навыками игры на инструменте, активного развития музыкальных способностей, воспитания музыкальных интересов и вкусов. Обучают детей педагоги - музыканты. Педагогу - организатору важно позаботиться о концертных выступлениях учеников, приглашая Их на школьные праздники, тематические вечера и всячески поощряя такое участие. Формируемая таким образом музыкально - просветительская деятельность всегда способствует воспитанию положительных личностных качеств учащихся, стимулирует интерес к занятиям в кружке. Детские фольклорные ансамбли. Создание их требует знания народного Творчества, богатства его жанров и религиозных особенностей. Само обращение к народной песне имеет огромное воспитательное значение. Ее активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что, в свою очередь, является важным условием воспитания чувства любви к Родине, к родному краю. Ансамбль может быть сформирован из учащихся младшего или подросткового возраста. Уже в 6-7 лет дети с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях, создающих необходимый эмоциональный настрой, а использование простейших движений при их исполнении является началом формирования творческих умений. В репертуар ансамбля входят доступные народные песни, характерные для того или иного района, а также авторские сочинения, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они должны быть понятны детям по содержанию, вызывать у них интерес и вместе с тем соответствовать исполнительским возможностям. Развитию творческого воображения при освоении музыкального фольклора помогают такие приемы: обращение к известным образам народных сказок, проведение аналогий с повадками разных зверей и птиц, являющихся персонажами произведений. Овладение творческими умениями способствует достижению органического единства слева и движения в создании художественного образа. Воспитанию у ребят слушательской культуры, музыкального вкуса, расширению кругозора способствует посещение концертов народной музыки, а также слушание произведений в записи с их последующим разбором и обсуждением. Школьный оркестр или ансамбль народных инструментов. К сожалению, сегодня таких коллективов существует не так много, однако опыт показывает, что они могут играть важную роль в пропаганде музыкальной культуры. Так, благодаря конструктивным особенностям русских народных инструментов возможно довольно быстрое их освоение и при этом активное развитие музыкальных способностей учащихся. Еще в свое время В. В. Андреев (организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов) обращал внимание на то, что усовершенствованные русские народные инструменты отличаются доступностью и даже люди с ограниченными природными данными могут успешно приобщаться к музыке. Современные русские народные оркестры как профессиональные, так и самодеятельные в большинстве своем имеют одинаковый инструментальный состав: семейство трехструнных домбр, семейство балалаек, баяны, а также ударные инструменты. Этот набор наиболее распространен. Вместе с тем в последнее время для тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных оркестров все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты симфонического оркестра: флейту, гобой, кларнет, фагот, трубу; народные духовые инструменты; жалейку, рожки, свирели: а также фортепиано, гитару и другие инструменты. Каждый инструмент оркестра имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности. Задача педагога - организатора - познакомить детей с этими инструментами, через беседу приобщить к народной музыкальной культуре. Детский музыкальный театр. В него можно привлечь широкий круг школьников, имеющих различные интересы, так как для постановки оперного спектакля необходимы солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители и т.д. Каждый ученик, принимая участие в постановке спектакля и занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается к музыкальному искусству. Прежде всего учителю необходимо выбрать для постановки дел детскую оперу, которая вызывала бы у учащихся интерес и в то же время соответствовала их возможностям. Педагог - организатор может выступить в роли главного помощника учителя. Его задача - тщательно продумать, как лучше преподнести оперу учащимся: увлекательно рассказать о содержании, композиторе, его творчестве, а после прослушивания произведения привлечь внимание детей к музыкальным характеристикам героев. Анализ средств музыкальной выразительности, определение характера основных тем позволяют учащимся выявить идею оперы. Она становится более близкой и понятной, если ребята представляют себе произведение в целом. Затем участники будущей постановки вместе с учителем обсуждают и подбирают исполнителей ролей. В каждом конкретном случае учитывается своеобразие музыкального образа, ведь исполнителю важно уметь петь, двигаться на сцене, а иногда и танцевать в соответствии с характером персонажа. В спектакле могут быть заняты учащиеся различных классов, что зависит от содержания оперы, определенных художественных задач. После распределения всех ролей необходимо продумать и дальнейшую организацию подготовки спектакля, поскольку для него нужны еще костюмы, декорации. Сначала ребята с помощью руководителя создают эскизы костюмов, подбирают материал и, найдя лучшее художественное решение, переходят к изготовлению. Здесь нередко: требуется и помощь родителей. Известно, что небрежно выполненные декорации и плохие костюмы отрицательно влияют на восприятие спектакля, а хорошее оформление не только помогает создать целостное художественное впечатление, но и поднимает настроение у артистов. Педагог - организатор может оказать помощь руководителю музыкального театра при подготовке спектакля (например, разучивая партии с каждым исполнителем, репетируя танцевальные номера, организуя сводные репетиции). На завершающем этапе работы над спектаклем создаются яркие, красочные афиши, привлекающие внимание зрителей. Безусловно, подготовка к спектаклю требует большой напряженной работы, однако его успех приносит радость и удовлетворение не только зрителям, но и участникам постановки. Чрезвычайно важно, что участие в оперных спектаклях развивает творческие способности ребят, их фантазию, воображение. Одни совершенствуют свои исполнительские возможности, овладевают певческими, танцевальным навыками, сценическими умениями; другие, запятые оформлением, также приобщаются к музыке, решая свои художественные задачи. Хорошо, если после просмотра оперного спектакля, педагог организует его обсуждение. Театр может стать центром широкой и действенной воспитательной работа средствами искусства. Учителю важно иметь в виду, что к подготовке оперного спектакля можно привлекать ребят и из других кружков. Например, хоровые номера могут исполнять участники хора; сопровождение готовится инструментальным ансамблем; костюмы, декорации делают учащиеся из кружка "Умелые руки", а в постановке детских опер, написанных на основе русских народных сказок, свои достижения представляется возможность продемонстрировать фольклорному ансамблю. Объединяя умения ребят, можно создавать спектакли более высоко-художественного уровня, вызывающие интерес и увлеченность, оказывающие глубокое эмоциональное воздействие. Вокально--инструментальные ансамбли, рок-группы. Организация Вместе с тем практика работы показала, что интерес к современной легкой музыке можно использовать и для приобщения подростков к музыкальной культуре. С этой целью в репертуар наравне с популярными песнями включаются лучшие образцы современной легкой Музыки, народные песни. В данном случае увлеченность подростков во многом зависит от умелого и тактичного подхода к их интересам. Не навязывая те или иные произведения, важно расширять музыкальный кругозор учащихся, привлекать их внимание к Своеобразию музыки, ее выразительным средствам. Таким образом, музыкальные кружки создают большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Они имеют важное значение в воспитании интересов и вкусов школьников. ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ Школьные праздники - массовая форма внеклассной работы; Их тематика может быть разнообразной, но особое значение приобретают календарные праздники (Рождество, Новый год), а также посвященные знаменательным датам. Музыка в сочетании с другими видами искусства (живописью, литературой) делает праздники эмоционально окрашенными. Музыкальные праздники могут быть посвящены современной песне, событиям музыкальной жизни, музыке народов нашей страны. Праздники должны доставлять учащимся радость, объединять, вызывая общие чувства, переживания, и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности и творческую инициативу. Как лучше организовать праздник? 1. Учесть интересы, склонности ребят, их возраст. 2. Привлечь к празднику учителя музыки, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня. 3. Создать актив. 4. Найти оригинальное название праздника. 5. Составить сценарий. 6. Продумать художественное оформление. 7. Подобрать музыкальный материал. 8. Распределить основные обязанности. Большое значение придается художественному оформлению. В каждом конкретном случае важно тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их количество, чтобы внимание ребят привлекло содержание праздника. Восхищение и оживление вызывают яркие костюмы, световые эффекты, а реакции школьников проявляются в веселом смехе, репликах, аплодисментах. Праздник готовится постепенно, чтобы избежать перегрузки учащихся, которая отрицательно сказывается на их самочувствии. Являясь источником радостных впечатлений, праздник оказывает большое эмоциональное воздействие на ребёнка, обогащает его внутренний мир. Тематические занятия могут включать разные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игру на музыкальных инструментах), могут объединять разные виды художественной деятельности (изобразительную, художественную и т.д.). Дискотека - популярная форма проведения досуга. Это объясняется прежде всего тягой молодежи к легкой музыке, под которую можно танцевать и веселиться. Синхронность музыки с яркими огнями, усиливающими энергию ритма, способствует созданию приподнятого настроения. Дискотеки используются для развития познавательных интересов в области музыки. Зная подростков и старшеклассников, их способности и склонности, можно планомерно развивать музыкальные интересы и формировать убеждения учащихся. Безусловно, многое зависит от умелой организации дискотек. Помогая учащимся, учитель должен гибко руководить совместной работой, т.е. уметь учитывать интересы ребят и оказывать на них положительное влияние. Только последовательная и целенаправленная работа может принести ощутимые результаты в музыкальном развитии школьников. В организации дискотек большое значение придается ведущему. Ему Необходимо обладать способностью непринужденного общения, умением увлекательно рассказывать о музыке. Сама фигура ведущего дискотеки быстро становится популярной, а его вкусы формируют отношение всех участников к воспринимаемым музыкальным произведениям. Важно, чтобы дискотеки не (были похожи одна на другую (разная тематика, форма: диско-танцзал, диско-театр). На дискотеках развертываются диспуты, проводятся конкурсы и викторины, Направленные на воспитание интересов и взглядов ее участников.
СХЕМА ПОДГОТОВКИ К МУЗЫКАЛЬНО - ДОСУГОВОМУ МЕРОПРИЯТИЮ 1. Согласовать с преподавателем тему мероприятия, получить рекомендации по изучению необходимой учебно-методической литературы и составлению сценария. 2. Изучить необходимую литературу по теме. 3. Составить сценарий, подобрать музыкальный репертуар. 4. При разработке мероприятия определить цель, задачи, структуру, основные этапы. Разработать содержание, продумать форму проведения, сформулировать вопросы кучащимся. 5. Соотнести время, отведенное на проведение мероприятия с его основными этапами. Провести хронометраж, проверить, укладывается ли содержание разработанного Мероприятия в отведенные временные рамки. 6. Заранее подобрать (или самим изготовить) наглядно - дидактический материал. 7. Черновой вариант сценария показать преподавателю группы, а после его одобрения оформить чистовой вариант. 8. Определить сроки проведения мероприятия и место его проведения. 9. Заранее подготовить кабинет (прийти заранее за 10-15 мин. до начала), приготовить необходимые материалы и оборудование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 5658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.01 с.) |