Тема 6. Организация музыкального досуга детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Организация музыкального досуга детей



 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ

Основой музыкального воспитания в общеобразовательной школе является, как известно, урок музыки. Однако музыкальное воспитание не ограничивается только уроками, оно находит свое продолжение во внеклассной музыкальной работе. Здесь так же, как и на уроках музыки, идет нравственно-эстетическое формирование личности средствами музыкального искусства. Общей особенностью внеклассной работы является ее добровольность. И чем интереснее, содержательнее, разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше ее авторитет в глазах ре­бят, тем больше учащихся становятся ее участниками.

Внеклассная музыкальная работа должна быть тесно связана с работой групп продлённого дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем; что их влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность/ и творческую актив­ность.

Организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить:

· все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

· широкое использование различных методов должно способствовать про­буждению художественных интересов, развитию художественного вообра­жения, музыкальных, творческих способностей школьников;

· необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

На формирование музыкальных интересов и вкусов учащихся большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники.

Существуют две основные формы внеклассной музыкальной работы: кружковая и массовая.

В кружки, как правило, отбираются ребята, имеющие отличные музыкальные данные. Ну а как быть с теми ребятами, которые не проявляют особых, склонностей к музыке, а порой и чуждаются ее? Ограничиться только уроками музыки? Конечно же, уро­ки, безусловно, сделают свое дело в музыкальном и нравственном развитии детей. Тем не менее, коэффициент полезного действия их может быть значительно- боль­шим и эффективным, если по-настоящему использовать возможность массовой формы внеклассной музыкальной работы с учащимися.

Учитель музыки – организатор всей музыкальной жизни школы. Однако ис­пользовать возможность музыкального общения с учащимися обязаны и учителя, и классные воспитатели, и педагоги - организаторы. Именно эти люди, имеющие необ­ходимую музыкально - эстетическую подготовку, и должны выступать в роли ак­тивных помощников учителя музыки, а там, где его нет, стать главной силой в организации и проведении музыкальной работы, в том числе и внеклассной.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРУЖКИ

Хоровые кружки объединяют учащихся по возрастам: младших школьников (I - IV классы), подростков (V - VIII классы), старшеклассников (IX-XI классы). Большое воспитательное значение имеет создание общешкольного хо­ра, объединяющего все коллективы для исполнения заранее намеченных произведений.

Организация хорового коллектива начинается с приема желающих. Роль ор­ганизатора музыкального досуга заключается в том, чтобы привлечь тех, кто может успешно заниматься пением. Но бывает и так ученик сам изъявляет желание петь, но му­зыкальные способности у него не развиты, он нечисто интонирует, не обладает чув­ством ритма. Задача организатора - объяснить ученику, что настойчивость и устремленность помогают достичь хороших результатов, ведь у каждого можно раз­вить музыкальные способности, включая и певческий голос.

Обычно хоровой коллектив набирает учитель музыки. Педагоги -организаторы или классные воспитатели могут стать активными помощниками в столь важном деле, например, организовать прослушивание и отбор поступающих в хор. Для этого можно предложить спеть любимую песню без поддержки музыкаль­ного инструмента. Если ученик затрудняется в выборе, то можно напомнить ему самые популярные мелодии, соответствующие данному возрасту. Исполнение песни без инструментального сопровождения позволяет оценить качество его голоса и слуховые данные. Затем для более полного определения музыкальных способно­стей можно предложить пропеть эту же песню или часть ее мелодии от разных звуков, повторить какой-либо мотив, прохлопать заданный ритмический рисунок. Таким обра­зом, создается довольно объективная картина о возможностях ученика, что позволяет наметить пути его дальнейшего музыкального развития. Нужно отметить, что младшие школьники, как правило, стеснительные и немного скованные, поэтому их прослушивание лучше проводить небольшими группами.

Обычно в хор принимают 40-50 учащихся. Безусловно, Число участников может быть разным, но не должно быть менее 25 и более 60 человек. При большом коллективе участников руководителям трудно осуществлять индивидуальный под­ход к каждому ученику.

Продолжительность занятий зависит от возраста школьников. С младшим хором целесообразно заниматься не более 40 минут два раза в неделю, ас под­ростками одно занятие может длиться 2 академических часа с перерывом. Каж­дое занятие нужно тщательно планировать, стремиться делать их раз­нообразными и увлекательными.

Кружки обучения игре на инструменте (фортепиано, баян, аккордеон).

В основе занятий лежит индивидуальная форма работы учителя с учеником, которая создает благоприятные условия для овладения навыками игры на инстру­менте, активного развития музыкальных способностей, воспитания музыкальных интересов и вкусов.

Обучают детей педагоги - музыканты. Педагогу - организатору важно позабо­титься о концертных выступлениях учеников, приглашая Их на школьные праздники, тематические вечера и всячески поощряя такое участие. Формируемая таким образом музыкально - просветительская деятельность всегда способствует воспитанию положительных личностных качеств учащихся, стимулирует интерес к занятиям в кружке.

Детские фольклорные ансамбли. Создание их требует знания народного Творчества, богатства его жанров и религиозных особенностей. Само обращение к народной песне имеет огромное воспитательное значение. Ее активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что, в свою очередь, является важным условием воспитания чувства любви к Родине, к родному краю.

Ансамбль может быть сформирован из учащихся младшего или подросткового возраста. Уже в 6-7 лет дети с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях, создающих необхо­димый эмоциональный настрой, а использование простейших движений при их исполне­нии является началом формирования творческих умений.

В репертуар ансамбля входят доступные народные песни, характерные для того или иного района, а также авторские сочинения, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они должны быть понятны детям по содержанию, вызывать у них интерес и вместе с тем соответствовать исполнительским возможностям. Развитию творческого воображения при освоении музыкального фольклора помогают такие приемы: об­ращение к известным образам народных сказок, проведение аналогий с повадками раз­ных зверей и птиц, являющихся персонажами произведений. Овладение творческими уме­ниями способствует достижению органического единства слева и движения в создании художественного образа.

Воспитанию у ребят слушательской культуры, музыкального вкуса, рас­ширению кругозора способствует посещение концертов народной музыки, а также слушание произведений в записи с их последующим разбором и обсуждением.

Школьный оркестр или ансамбль народных инструментов. К сожале­нию, сегодня таких коллективов существует не так много, однако опыт показывает, что они могут играть важную роль в пропаганде музыкальной культуры. Так, благодаря конструктивным особенностям русских народных инструментов возможно довольно быстрое их освоение и при этом активное развитие музыкальных способностей учащихся. Еще в свое время В. В. Андреев (организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов) обращал внимание на то, что усо­вершенствованные русские народные инструменты отличаются доступностью и даже люди с ограниченными природными данными могут успешно приобщаться к му­зыке.

Современные русские народные оркестры как профессиональные, так и самодеятельные в большинстве своем имеют одинаковый инструментальный со­став: семейство трехструнных домбр, семейство балалаек, баяны, а также ударные инструменты. Этот набор наиболее распространен. Вместе с тем в по­следнее время для тембрового обогащения, расширения технических и художест­венных возможностей народных оркестров все чаще в их состав вводят дере­вянные и медные духовые инструменты симфонического оркестра: флейту, гобой, кларнет, фагот, трубу; народные духовые инструменты; жалейку, рожки, сви­рели: а также фортепиано, гитару и другие инструменты.

Каждый инструмент оркестра имеет свою ярко выраженную тем­бровую окраску, свои технические и художественные возможности. Задача педаго­га - организатора - познакомить детей с этими инструментами, через беседу приоб­щить к народной музыкальной культуре.

Детский музыкальный театр. В него можно привлечь широкий круг школьников, имеющих различные интересы, так как для постановки оперного спек­такля необходимы солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители и т.д. Каждый ученик, принимая участие в постановке спектакля и занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается к музыкальному искусству.

Прежде всего учителю необходимо выбрать для постановки дел детскую оперу, которая вызывала бы у учащихся интерес и в то же время соответствовала их возможностям. Педагог - организатор может выступить в роли главного помощника учителя. Его задача - тщательно продумать, как лучше преподнести оперу учащимся: увлекательно рассказать о содержании, композиторе, его твор­честве, а после прослушивания произведения привлечь внимание детей к музыкаль­ным характеристикам героев. Анализ средств музыкальной выразительности, определение характера основных тем позволяют учащимся выявить идею оперы. Она становится более близкой и понятной, если ребята представляют себе произ­ведение в целом.

Затем участники будущей постановки вместе с учителем обсуждают и подбирают исполнителей ролей. В каждом конкретном случае учитывается своеобразие музыкального образа, ведь исполнителю важно уметь петь, двигаться на сцене, а иногда и танцевать в соответствии с характером персонажа. В спектакле могут быть заняты учащиеся различных классов, что зависит от содержания оперы, определенных художественных задач. После распределения всех ролей необхо­димо продумать и дальнейшую организацию подготовки спектакля, поскольку для него нужны еще костюмы, декорации. Сначала ребята с помощью руководи­теля создают эскизы костюмов, подбирают материал и, найдя лучшее художест­венное решение, переходят к изготовлению. Здесь нередко: требуется и помощь родителей. Известно, что небрежно выполненные декорации и плохие костюмы отрицательно влияют на восприятие спектакля, а хорошее оформление не только помогает создать целостное художественное впечатление, но и поднима­ет настроение у артистов.

Педагог - организатор может оказать помощь руководителю музыкального театра при подготовке спектакля (например, разучивая партии с каждым ис­полнителем, репетируя танцевальные номера, организуя сводные репетиции).

На завершающем этапе работы над спектаклем создаются яркие, красочные афиши, привлекающие внимание зрителей. Безусловно, подготовка к спектаклю требует большой напряженной работы, однако его успех приносит радость и удовлетворе­ние не только зрителям, но и участникам постановки. Чрезвычайно важно, что уча­стие в оперных спектаклях развивает творческие способности ребят, их фантазию, воображение. Одни совершенствуют свои исполнительские возможности, ов­ладевают певческими, танцевальным навыками, сценическими умениями; другие, за­пятые оформлением, также приобщаются к музыке, решая свои художественные за­дачи. Хорошо, если после просмотра оперного спектакля, педагог организует его обсуждение.

Театр может стать центром широкой и действенной воспитательной рабо­та средствами искусства.

Учителю важно иметь в виду, что к подготовке оперного спектакля можно привлекать ребят и из других кружков. Например, хоровые номера могут испол­нять участники хора; сопровождение готовится инструментальным ансамблем; костюмы, декорации делают учащиеся из кружка "Умелые руки", а в постановке детских опер, написанных на основе русских народных сказок, свои достижения представляется возможность продемонстрировать фольклорному ансамблю.

Объединяя умения ребят, можно создавать спектакли более высоко-художественного уровня, вызывающие интерес и увлеченность, оказываю­щие глубокое эмоциональное воздействие.

Вокально--инструментальные ансамбли, рок-группы. Организация
ВИА, рок-групп - одна из форм внеклассной работы в школе. Интерес подростков к ним объясняется многими причинами. Это, прежде всего, безусловное желание следовать моде, позволяющее чувствовать себя «современным человеком» и утвердиться среди сверстников. Кроме того, популярная музыка доступна для восприятия и привлекает своей внешней оригинальностью. Подчас подростков увлекает сам процесс игры, а не художественные достоинства исполняемых произведений, что отрицательно сказывается на формирование их вкуса, а интересы ограничиваются лишь пустым подражанием популярным рок-группам. Увлечение модными новинками, звуковыми эффектами и неумение видеть в музыке подлинно
ценное и духовное, обедняет, а порой и опустошает еще не сформированную личность.

Вместе с тем практика работы показала, что интерес к современной легкой музыке можно использовать и для приобщения подростков к музыкальной культу­ре. С этой целью в репертуар наравне с популярными песнями включаются лучшие образцы современной легкой Музыки, народные песни. В данном случае увле­ченность подростков во многом зависит от умелого и тактичного подхода к их интересам. Не навязывая те или иные произведения, важно расширять музы­кальный кругозор учащихся, привлекать их внимание к Своеобразию музыки, ее выразительным средствам.

Таким образом, музыкальные кружки создают большие возможности для про­явления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей уча­щихся. Они имеют важное значение в воспитании интересов и вкусов школьников.

ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Школьные праздники - массовая форма внеклассной работы; Их тема­тика может быть разнообразной, но особое значение приобретают календар­ные праздники (Рождество, Новый год), а также посвященные знаменатель­ным датам. Музыка в сочетании с другими видами искусства (живописью, ли­тературой) делает праздники эмоционально окрашенными.

Музыкальные праздники могут быть посвящены современной песне, событиям музыкальной жизни, музыке народов нашей страны.

Праздники должны доставлять учащимся радость, объединять, вызы­вая общие чувства, переживания, и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности и творческую инициативу.

Как лучше организо­вать праздник?

1. Учесть интересы, склонности ребят, их возраст.

2. Привлечь к празднику учителя музыки, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня.

3. Создать актив.

4. Найти оригинальное название праздника.

5. Составить сценарий.

6. Продумать художественное оформление.

7. Подобрать музыкальный материал.

8. Распределить основные обязанности.

Большое значение придается художественному оформлению. В каж­дом конкретном случае важно тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их количество, чтобы внимание ребят привлекло содержание праздника. Восхищение и оживление вызывают яркие костюмы, световые эффекты, а реакции школьников проявляются в веселом смехе, репликах, аплодисментах.

Праздник готовится постепенно, чтобы избежать перегрузки учащих­ся, которая отрицательно сказывается на их самочувствии.

Являясь источником радостных впечатлений, праздник оказывает большое эмоциональное воздействие на ребёнка, обогащает его внутренний мир.

Тематические занятия могут включать разные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игру на музыкальных инструментах), могут объединять разные виды художественной деятельности (изобразитель­ную, художественную и т.д.).

Дискотека - популярная форма проведения досуга. Это объясняется прежде всего тягой молодежи к легкой музыке, под которую можно танцевать и веселиться. Синхронность музыки с яркими огнями, усиливающими энергию ритма, способствует созданию приподнятого настроения.

Дискотеки используются для развития познавательных интересов в области музыки. Зная подростков и старшеклассников, их способности и склонности, можно планомерно развивать музыкальные интересы и формиро­вать убеждения учащихся.

Безусловно, многое зависит от умелой организации дискотек.

Помогая учащимся, учитель должен гибко руководить совместной ра­ботой, т.е. уметь учитывать интересы ребят и оказывать на них положитель­ное влияние. Только последовательная и целенаправленная работа может при­нести ощутимые результаты в музыкальном развитии школьников.

В организации дискотек большое значение придается ведущему. Ему Необходимо обладать способностью непринужденного общения, умением ув­лекательно рассказывать о музыке. Сама фигура ведущего дискотеки быстро становится популярной, а его вкусы формируют отношение всех участников к воспринимаемым музыкальным произведениям.

Важно, чтобы дискотеки не (были похожи одна на другую (разная те­матика, форма: диско-танцзал, диско-театр). На дискотеках развертываются диспуты, проводятся конкурсы и викторины, Направленные на воспитание ин­тересов и взглядов ее участников.

 

СХЕМА ПОДГОТОВКИ К МУЗЫКАЛЬНО - ДОСУГОВОМУ МЕРОПРИЯТИЮ

1. Согласовать с преподавателем тему мероприятия, получить рекомендации по изучению необходимой учебно-методической литературы и составлению сцена­рия.

2. Изучить необходимую литературу по теме.

3. Составить сценарий, подобрать музыкальный репертуар.

4. При разработке мероприятия определить цель, задачи, структуру, основные эта­пы. Разработать содержание, продумать форму проведения, сформулировать во­просы кучащимся.

5. Соотнести время, отведенное на проведение мероприятия с его основными эта­пами. Провести хронометраж, проверить, укладывается ли содержание разрабо­танного Мероприятия в отведенные временные рамки.

6. Заранее подобрать (или самим изготовить) наглядно - дидактический материал.

7. Черновой вариант сценария показать преподавателю группы, а после его одоб­рения оформить чистовой вариант.

8. Определить сроки проведения мероприятия и место его проведения.

9. Заранее подготовить кабинет (прийти заранее за 10-15 мин. до начала), пригото­вить необходимые материалы и оборудование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 5577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.032 с.)