Подведение итогов, подсчет баллов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итогов, подсчет баллов.



Использованная литература:

«Читаем, учимся, играем» Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 12 выпуск 2006г. С.23;

http://www.prodlenka.org

http://astersoft.net/stsenarii-shkolnyh-prazdnikov

 

Бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Калмыкия «Профессиональное училище №4»

Город Городовиковск Республика Калмыкия

Интернет-конференция воспитательной работе

Особенности чайной церемонии калмыцкого народа.

Шевцова Наталья Владимировна, мастер производственного обучения.

Особенности чайной церемонии калмыцкого народа

Цель:

- воспитание патриотических чувств к малой родине, обычаям и традициям калмыцкого народа;

- углубление познаний учащихся о культуре и быте калмыцкого народа;

- сохранение истории своего народа.

Оформление: выставка книг калмыцких поэтов, воспевающих в своих стихах калмыцкий чай, макеты-элементы быта калмыков(кухонная утварь, лампадка, кибитка,)музыкальные композиции.

Эпиграф:

«Кленовыми дровами затопим,

Крепкого чая сварим,

Верблюжье молоко нальем,

Сливочное масло положим,

Чтобы густой он был,

Чтоб даже язык не поворачивался…»

(из эпоса «Джангар»)

Участники и аудитория: ведущий, 3 чтеца.

Ход мероприятия: Музыкальный фон - калмыцкая национальная композиция

Ведущий: Пища - одна из основных частей материальной культуры. У разных народов в зависимости от природно-климатических факторов, способов ведения хозяйства и особенностей жизни сложилась своя кухня.

Исстари калмыки занимались скотоводством. В пищу входило мясо всех домашних и некоторых диких животных и птиц. Со временем в калмыцкой кухне сложилось разделение на мясные, молочные, рыбные, мучные, растительные блюда и напитки.

Молочные продукты, как и мясо, составляли основу повседневного питания. В рацион входило молоко коров, кобыл, овец, коз, верблюдиц. Из коровьего молока путем его переработки получали самые различные продукты. Оригинальность и разнообразие набора продуктов характерны для молочной пищи калмыков. Большую роль в питании всего калмыцкого населения играл калмыцкий чай - самый распространенный напиток, который варили с молоком, маслом и солью, пили его с лепешкой. Он употреблялся ежедневно. Всех гостей без исключения, независимо от общественного положения, пола, возраста и национальности, калмыки сначала угощали чаем и только потом - другой пищей. Поэтому в народной пословице говорится:

Чай, хоть жидкий,-

Глава всех блюд,

Бумага, хоть тонкая,-

Слуга науки и учения.

Чтец 1: Этот обычай обнаружен у цайдамских монголов, во Внешней Монголии и Бурятии. Из народов немонгольского происхождения такой чай употребляют южные алтайцы, хакасы и тувинцы, т.е. тюркоязычные народы-соседи монголов и ойратов. Калмыцкий чай был заимствован соседним русским населением, проживающих на территории современных Ставропольского края, Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей и народами Кавказа: кумыками, чеченцами, ингушами, кабардинцами, адыгейцами, ногайцами и т.д.

Чтец 2: Чай этот рос в районах Черного моря, в Грузии, в Адыгее и других южных теплых местах. Первый сбор чайного листа начинался в начале лета. Листья этого сбора шли на изготовление чая первых и высших сортов, а также различных него букетов. Из чайного листа второго сбора, куда входили грубые листья с мелкими ветками, изготовляли калмыцкий плиточный чай. Сначала эту зеленую массу размельчали, потом спрессовывали в четырехугольной формы брикет. Длина плитки чая равнялась 36,ширина-16,а толщина-4 сантиметрам.

Чтец 3: Чай хранили в специальной сумке, сшитой из телячье шкуры, вместе с дощечкой, на которой его крошили. Чай доставали и крошили лишь перед самой его варкой. Топором чай не рубили,так как получавшиеся при этом большие куски заваривались плохо. Чтобы отвар получился крепким и душистым, чай крошили ножом на мелкие кусочки. Варили его в чугунном котле. После закипания, когда начинал распространяться ароматный запах, в котел добавляли молоко и продолжали кипятить чай вместе с молоком, положив по вкусу соли и постоянно помешивая. Потом котел снимали с огня, ставили на деревянный треугольник, добавляли в чай сливочное масло, мускатный орех и, немного помешав, разливали по пиалам.

Ведущий: Калмыцкий чай - традиционный национальный напиток. О нем говорится в калмыцких сказках, в легендарном эпосе «Джангар», его воспели в стихах.

Какой калмык в какое из столетий

Придумал то, что я воспеть хочу?

Я каждый день, вставая на рассвете,

Напиток золотистый кипячу.

Да не простой, а золотой! Он с перцем,

И с маслом, и со свежим молоком.

Мы счастливы всем существом, всем сердцем,

Когда привольно чай калмыцкий пьем.

Завоет ли вечеровая вьюга,

Придавит ли траву полдневный зной,

Нет лучшего помощника и друга,

Чем наш калмыцкий чай степи родной.

Я потчевала гостя им недавно,

А гость приехал к нам издалека.

Он пил и приговаривал:"Как славно,

Есть в чае жар сердечный степняка.

В нем запахи я чувствую степные

И чувствую дыханье роз в меду.

У вас его отведал я впервые

И лучшего напитка не найду!"

Приятно было слушать это слово.

Что я могла в ответ ему сказать?

И, чашку взяв у гостя дорогого,

Я чаю налила ему опять.

Но тут читатель голос свой возвысит:

"А вкус его каков?" Я говорю:

От той, кто сварит, вкус его зависит,

И я сама для вас его сварю.

Так приезжайте, угощу вас чаем

И дружбою...Народ наш невелик.

Как нас найти? В степи мы обитаем.

Иль вам напомнить? "Друг степей калмык..."

(Б. Сангаджиева)

Чтец 1: Раньше бедным калмыкам трудно было приобрести чай. Если, бывало, достанут где взаймы четвертушку или восьмушку, то варили его без молока и пили без масла...

Калмыкам известна легенда, в которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы. В ней говорится, что однажды Цзонхава занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его "божественным" и рекомендовал пить его на голодный желудок в течении семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю он повелел всем верующим в этот день поставить бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками җомба.

С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым напитком стал калмыцкий чай. В память о чудесном исцелении стали ежегодно совершать чайный ритуал-подношение божествам.

Чтец 2: В другом предании говорится, что чай был известен задолго до того, как наши предки приобщились к мясным блюдам; тогда существовал запрет на употребление мясной пищи. И вот один лама(священник) решил создать растительную пищу, которая бы не уступала по калорийности мясным блюдам.С этой целью в течении тридцати дней он читал специальную молитву. Согласно легенде, на тридцатый день, благодаря молитвенным взываниям ламы, чудодейственная культура проросла. Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался день у калмыка, без него не обходился ни один праздник.

Особое отношение к чаю как к «божественному напитку» определило специфику чайного ритуала калмыков. Существует множество канонов, связанных с церемонией приготовления и подношения калмыцкого чая. Давайте рассмотрим их.

Чтец 3: Считается хорошей приметой, когда человеку посчастливится попасть к кому-либо на утренний чай. По этому случаю хозяева дома говорят: «Хороший человек всегда попадает на сытную пищу».Хозяева специально приглашают вошедшего принять участие в утреннем чаепитии. Как правило, от такого приглашения калмыки никогда не отказываются,потому что с утренним чаем связывают благополучное решение начатых дел -если с утра выпьешь чай, дела исполнятся (народная мудрость).

Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему.

Ведущий: Сейчас наши участники расскажут о правилах, которых должна придерживаться хозяйка при приготовлении и подношении калмыцкого чая.

Чтец 1: Во-первых, запрещалось кипятить воду без чая. Обычный кипяток употреблялся в случае болезни, крайней нищеты. Предупреждая возможность подобного, воду кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чаем, каплей молока).

Чтец 2: Все движения во время приготовления чая и ритуала подношения совершаются слева направо, по ходу солнца. В этом просматривается солярный культ, имеющий огромное значение в духовной жизни калмыков. Совершая круговые движения, люди надеялись, что жизнь и все добрые начинания будут необратимо двигаться вперед согласно законам диалектики.

Чтец 3: После того, как чай хорошо заварится, его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченый в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают половником.

Чтец 1: Первая порция свежего калмыцкого чая преподносится в качестве подношения бурханам. Чай наливается в жертвенную чашечку, которая должна постоянно находиться на алтаре. По истечении определенного времени этот чай давали детям, в основном мальчикам.

Чтец 2: Известно, что калмыки поклонялись солнцу, луне, почитали землю. По этой причине они регулярно совершали обряды жертвоприношения небесным светилам, земле и по-особому относились к предметам,формы которых напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещалось наступать на порог кибитки с круглым основанием, держать дома пиалу с отломленными краями. Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда.

Чтец 3: Человек, подносящий чай должен держать пиалу обеими руками на уровне груди, тем самым демонстрируя свое уважение и сердечное расположение к гостю. Раньше ритуал подношения совершался в коленоприклоненной позе, поскольку наши предки пили чай, сидя на земле или за низеньким столиком.

Чтец 1: При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является ли он гостем или родственником. Если адресатом является духовное лицо, важный государственный чиновник, то ритуал подношения чая совершается хозяином дома.

Чтец 2: Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления, произнести благопожелания, в котором добрые пожелания адресуются самому напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству. В йоряле (благопожелании) говорящий упоминает, как правило, и себя.

Чтец 3: Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивается как проклятие.

Ведущий: Итак, мы сегодня узнали, что чайная церемония-это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика национального характера калмыков, их религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков. А завершить наш классный час мне хотелось бы стихотворением калмыцкого поэта Михаила Хонинова:

Ясным утром пред дальней дорогой

Солнце смотрит в окно, наклоняясь.

Я его приглашаю в дорогу,

Говорит, что поздней, не чинясь.

…Чай калмыцкий пришло пить светило

И сияет напротив меня:

Маловато кастрюли нам было,

Как сандал, с ним красны у огня.

И в хорошем таком настроении,

Отдохнув, благодарно вновь в путь

Поднимается солнце- строения

Гнутся под великаном чуть-чуть.

Солнце всех на земле привечает.

А я в детстве не знал, что оно

Чай калмыцкий так пьет и встречает

Красным цветом ойрата давно.

Ведущий: А теперь, попробуйте это божественный напиток, насладитесь его изысканным вкусом!

Праздничное чаепитие участников классного часа (угощение калмыцким чаем в пиалах и мучными блюдами калмыцкой национальной кухни).

Литература

1.Эрдниев У.Э.Калмыки / У.Э. Эрдниев. - Элиста.: Калмыцкое книжное издательство,1985.-282с.

2.Шовгурова А.С.Калмыцкая кухня / А.С. Шовгурова, В.А. Вяткина.- Элиста: Калмыцкое книжное издательство,1982.- 80с.

3.Эрендженов К.Э.Золотой родник /К.Э. Эрендженов. -Элиста.: Калмыцкое книжное издательство, 1990.-125с.

4.Поэзия Калмыкии: сборник; гл. ред. Д.Б. Дорджиева. -Элиста.: ГУ «Издательский Дом «Герел»,2009.- 352с.

5.Хабунова Е.Э.О чайной церемонии калмыков/Е.Э. Хабунова.- Элиста.: ГУ «Редакция газеты «ХАЛЬМГ ҮҮН»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.022 с.)