Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие промышленности Казахстана в послевоенные годыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К 1946 году стали возрождаться заводы, фабрики, вновь вступили в строй 7500 промышленных предприятий. После принятия сессией Верховного Совета СССР 23 июня 1945 года Закона о демобилизации миллионы солдат получили возможность для возвращения к мирной жизни. С окончанием войны началась перестройка органов управления: стали меняться цели и задачи наркоматов, дана команда на отход от задач милитаризма. Был упразднен Государственный Комитет Обороны, на предприятиях и учреждениях восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены сверхурочные работы. Были намечены и стали претворятся в жизнь планы перевода экономики на мирные рельсы. Так, например, в Алма-Ате мирную продукцию стали выпускать завод им. Кирова, Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения. В марте 1946 года на первой сессии Верховного Совета СССР был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.», которым предусматривалось отпустить значительные средства на развитие тяжелой промышленности республики, прокладку новых железнодорожных линий, повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Перспективы послевоенного строительства, надежда на лучшую жизнь вдохновили трудящихся республики на выполнение принимаемых государством планов. Между заводами, предприятиями, отраслями производства развернулось социалистическое соревнование. Весомых успехов в труде добились горняки Карагандинского угольного бассейна. У людей была огромная вера в будущее, в цели Коммунистической партии. В 1949 году СССР стал членом Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В результате неимоверных усилий, неустанного труда широких слоев трудящихся в 1946-1951 гг. в республике было налажено производство стального проката, искусственного волокна для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Быстрыми темпами в республике развивалась угледобыча. К 1965 г. в стране добывалось 19,5 млн тонн угля, из них в Экибастузе было добыто 14,3 млн тонн угля. В эти же годы большое развитие получила черная металлургия. На металлургическом заводе в Темиртау были введены в действие три прокатных стана и две мартеновские печи, на Актюбинском заводе ферросплавов - третья очередь предприятия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, началась разработка угольного разреза Экибастузского бассейна. Были продолжены работы по увеличению мощностей Балхашского медеплавильного завода. На западе республики вводились в строй новые нефтепромыслы. Например, включение в производство промыслов Мунайлы, Эмбенского бассейна и других позволило в 1950 году увеличить добычу нефти по сравнению с довоенным периодом на 52 процента. В этот же период развивались легкая и пищевая промышленность. К концу 1960-х годов было создано свыше 40 новых предприятий пищевой промышленности. Таким образом доля пищевого производства достигла 17% в общем промышленном производстве. Стали давать продукцию дубильно-экстрактный завод в Семипалатинске, швейная фабрика «Комсомолка» в Петропавловске, завершилось строительство кожевенных заводов в Джамбуле (ныне - Тараз), Кзыл-Орде, Павлодаре. В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база. Наиболее отличившиеся из рабочих были удостоены высоких трудовых наград. Знатные шахтеры Т. Кузембаев, Ж. Абдрахманов, П. Акулов и другие были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Развитие индустрии в Казахстане стимулировало, в свою очередь, расширение транспортной сети. В 1950 году завершилась укладка полотна Моинты-Чу протяженностью 438 км. С севера на юг прокладывался участок Трансказахстанской магистрали. Началось движение на железнодорожной линии Джамбул-Шолактау. В эти же годы были телефонизированы все районные центры; большинство совхозов, аульных и сельских Советов получило телефонную связь с районными центрами. К весне 1949 года стала функционировать автоматическая телефонная станция в Алма-Ате, связавшая столицу с 56 городами страны, число радиоприемных и трансляционных радиоточек увеличилось по сравнению с 1940 годом почти вдвое. Курс на демократизацию общества, предпринятый XX съездом КПСС, обусловил некоторые изменения в экономической политике. Путь экстенсивного развития экономики исчерпал свои возможности, и все сильнее ощущался недостаток новых технологий. В этот же период происходил поиск путей совершенствования управления производством, ускорения темпов научно-технического прогресса, преодоления отставания сельского хозяйства. Часть экономических мероприятий была призвана решить проблему рационализации управления, расширения хозяйственных прав союзных республик. Такой подход положительно сказался на развитии общественной жизни Казахстана. Повысились темпы экономического роста. В течение 1954-1958 гг. были построены и введены в эксплуатацию 730 промышленных предприятий и цехов. Среди них Жезказганская обогатительная фабрика, первая очередь Усть-Каменогорского машиностроительного завода горного оборудования, первые очереди Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината, Актюбинский завод хромовых соединений, Чимкентский гидролизный завод, Карагандинский, Семипалатинский и Чимкентский цементные заводы. Все это позволило Казахстану в 1958 году выйти на третье место по выпуску продукции среди союзных республик. Основным направлением развития промышленности Казахстана в 1960-е годы стала механизация производства. Темпы экономического развития Казахстана потребовали подготовки новых кадров рабочего класса. 50 тыс. новых рабочих массовых профессий за пятилетку дала система трудовых резервов. Но данная система подготовки кадров не смогла удовлетворить все растущие потребности. Тогда новые отряды рабочих стали пополняться за счет прибывающих из-за пределов республики. Это было особенно заметно на промышленных предприятиях Карагандинского угольного бассейна, городов Чимкента, Джамбула, Акмолинска и Алма-Аты. За 1951-1955 годы численность кадров на предприятиях тяжелой промышленности увеличилась более чем в 1,8 раза. В результате более интенсивно росло городское население, удельный вес которого к 1959 году составил почти 44 процента. На карте Казахстана за эти годы появилось 15 новых городов и 86 поселков городского типа. Кроме того, в эти же годы продолжалась крупномасштабная акция по привлечению рабочей силы для работы в промышленности, строительстве и на транспорте. В 1954- 1965 гг. в Казахстан приехало почти 0,5 млн человек. Но взятый курс на экстенсивный характер экономики привел к использованию республики в качестве сырьевого придатка европейской части СССР. Интенсивное развитие экономики республики потребовало одновременного развития транспорта и связи. Сеть железных дорог в 1960 году возросла до 11,47 тыс. километров по сравнению с 1945 годом, когда длина дорог составляла 8,2 тыс. километров. Вместе с тем, организация ритмичной работы на железной дороге затруднялась тем, что отдельные участки ее входили в состав семи железных дорог - Туркестано-Сибирской, Карагандинской, Оренбургской, Ташкентской, Омской, Рязано-Уральской, Томской. Трудности были устранены, когда на территории республики в 1958 году была создана Казахстанская железная дорога (ныне «Казахстан Темир Жолы»). За 1951-1955 гг. эксплуатационная длина железных дорог на территории Казахстана увеличилась с 8407 до 9973 километров, то есть на 1566 километров. Большой объем строительных работ, высокие темпы развития цветной и черной металлургии, машиностроения и топливной промышленности в Казахстане явились объективной основой опережающего развития энергетической базы. Карагандинский металлургический комбинат стал базой снабжения металлом не только самой республики, но и Сибири, Урала, Средней Азии. Вместе с тем, историческая практика показала, что реформы в области у правления экономикой в условиях административной системы не смогли обеспечить крупных радикальных преобразований. Осуществляемая с 1957 года перестройка управления отраслями по территориальному принципу, предусматривающая создание системы совнархозов, вскоре стала давать сбои. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. Неудачи порождали нервозность, волну скоропалительных решений, многочисленные субъективистские импровизации, где центральную ключевую роль играл первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В 1962 году была предпринята попытка укрупнения совнархозов в Казахстане. В том же году была осуществлена реорганизация органов управления, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные подразделения. Но в руководстве страны по-прежнему не было понимания необходимости политической реформы, внесения каких-либо существенных корректив в идеологические основы политики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 3189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.007 с.) |