Развитие промышленности Казахстана в послевоенные годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие промышленности Казахстана в послевоенные годы



К 1946 году стали возрождаться заводы, фабрики, вновь вступили в строй 7500 про­мышленных предприятий. После принятия сессией Верховного Совета СССР 23 июня 1945 года Закона о демобилизации миллионы солдат получили воз­можность для возвращения к мирной жизни.

С окончанием войны началась перестройка органов управления: стали меняться цели и задачи наркоматов, дана команда на отход от задач милитаризма. Был упразднен Государственный Комитет Обороны, на предприятиях и учреждениях восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены сверхурочные работы. Были намечены и ста­ли претворятся в жизнь планы перевода экономики на мирные рель­сы. Так, например, в Алма-Ате мирную продукцию стали выпускать завод им. Кирова, Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения.

В марте 1946 года на первой сессии Верховного Совета СССР был принят «Закон о пятилетнем плане восстанов­ления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.», которым пре­дусматривалось отпустить значитель­ные средства на развитие тяжелой про­мышленности республики, прокладку новых железнодорожных линий, повы­шение урожайности сельскохозяй­ственных культур. Перспективы пос­левоенного строительства, надежда на лучшую жизнь вдохновили трудящих­ся республики на выполнение прини­маемых государством планов. Между заводами, предприятиями, отраслями производства развернулось социалис­тическое соревнование. Весомых успе­хов в труде добились горняки Ка­рагандинского угольного бассейна.

У людей была огромная вера в будущее, в цели Коммунистической партии. В 1949 году СССР стал членом Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

В результате неимоверных усилий, неустанного труда широких слоев трудящихся в 1946-1951 гг. в республике было налажено про­изводство стального проката, искусственного волокна для предприя­тий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промыш­ленности. Быстрыми темпами в республике развивалась угледобыча. К 1965 г. в стране добывалось 19,5 млн тонн угля, из них в Экибастузе было добыто 14,3 млн тонн угля. В эти же годы большое развитие получила черная металлургия. На металлургическом заводе в Темир­тау были введены в действие три прокатных стана и две мартенов­ские печи, на Актюбинском заводе ферросплавов - третья очередь предприятия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, началась разработка угольного разреза Экибастузского бассейна. Были продолжены работы по уве­личению мощностей Балхашского медеплавильного завода. На запа­де республики вводились в строй новые нефтепромыслы. Например, включение в производство промыслов Мунайлы, Эмбенского бассейна и других позволило в 1950 году увеличить добычу нефти по сравне­нию с довоенным периодом на 52 процента.

В этот же период развивались легкая и пищевая промышлен­ность. К концу 1960-х годов было создано свыше 40 новых пред­приятий пищевой промышленности. Таким образом доля пищево­го производства достигла 17% в общем промышленном производ­стве. Стали давать продукцию дубильно-экстрактный завод в Семипалатинске, швейная фабрика «Комсомолка» в Петропавлов­ске, завершилось строительство кожевенных заводов в Джамбуле (ныне - Тараз), Кзыл-Орде, Павлодаре.

В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустри­альная база. Наиболее отличившиеся из рабочих были удостоены высоких трудовых наград. Знатные шахтеры Т. Кузембаев, Ж. Абдрахманов, П. Акулов и другие были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.

Развитие индустрии в Казахстане стимулировало, в свою оче­редь, расширение транспортной сети. В 1950 году завершилась ук­ладка полотна Моинты-Чу протяженностью 438 км. С севера на юг прокладывался участок Трансказахстанской магистрали. Нача­лось движение на железнодорожной линии Джамбул-Шолактау.

В эти же годы были телефонизированы все районные центры; большинство совхозов, аульных и сельских Советов получило те­лефонную связь с районными центрами. К весне 1949 года стала функционировать автоматическая телефонная станция в Алма-Ате, связавшая столицу с 56 городами страны, число радиоприемных и трансляционных радиоточек увеличилось по сравнению с 1940 го­дом почти вдвое.

Курс на демо­кратизацию общества, предпринятый XX съездом КПСС, обусловил некоторые изменения в экономической политике. Путь экстенсивного развития эко­номики исчерпал свои возможности, и все сильнее ощущался недо­статок новых технологий.

В этот же период происходил поиск путей совершенствования управления производством, ускорения темпов научно-техническо­го прогресса, преодоления отставания сельского хозяйства. Часть экономических мероприятий была призвана решить проблему ра­ционализации управления, расширения хозяйственных прав союз­ных республик. Такой подход положительно сказался на развитии общественной жизни Казахстана. Повысились темпы экономичес­кого роста. В течение 1954-1958 гг. были построены и введены в эксплуатацию 730 промышленных предприятий и цехов. Среди них Жезказганская обогатительная фабрика, первая очередь Усть-Каме­ногорского машиностроительного завода горного оборудования, первые очереди Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината, Актюбинский завод хромовых соединений, Чимкентский гидролизный завод, Карагандинский, Семипалатинский и Чимкен­тский цементные заводы. Все это позволило Казахстану в 1958 году выйти на третье место по выпуску продукции среди союзных рес­публик. Основным направлением развития промышленности Ка­захстана в 1960-е годы стала механизация производства.

Темпы экономического развития Казахстана потребовали под­готовки новых кадров рабочего класса. 50 тыс. новых рабочих мас­совых профессий за пятилетку дала система трудовых резервов. Но данная система подготовки кадров не смогла удовлетворить все растущие потребности. Тогда новые отряды рабочих стали попол­няться за счет прибывающих из-за пределов республики. Это было особенно заметно на промышленных предприятиях Карагандин­ского угольного бассейна, городов Чимкента, Джамбула, Акмолин­ска и Алма-Аты. За 1951-1955 годы численность кадров на пред­приятиях тяжелой промышленности увеличилась более чем в 1,8 раза. В результате более интенсивно росло городское население, удельный вес которого к 1959 году составил почти 44 процента.

На карте Казахстана за эти годы появилось 15 новых городов и 86 поселков городского типа. Кроме того, в эти же годы продолжа­лась крупномасштабная акция по привлечению рабочей силы для работы в промышленности, строительстве и на транспорте. В 1954- 1965 гг. в Казахстан приехало почти 0,5 млн человек. Но взятый курс на экстенсивный характер экономики привел к использованию рес­публики в качестве сырьевого придатка европейской части СССР.

Интенсивное развитие экономики республики потребовало одновременного разви­тия транспорта и связи. Сеть железных дорог в 1960 году возрос­ла до 11,47 тыс. километров по сравнению с 1945 годом, когда дли­на дорог составляла 8,2 тыс. километров. Вместе с тем, организа­ция ритмичной работы на железной дороге затруднялась тем, что отдельные участки ее входили в состав семи железных дорог - Туркестано-Сибирской, Карагандинской, Оренбургской, Ташкентской, Омской, Рязано-Уральской, Томской. Трудности были устранены, когда на территории республики в 1958 году была создана Казах­станская железная дорога (ныне «Казахстан Темир Жолы»). За 1951-1955 гг. эксплуатационная длина железных дорог на терри­тории Казахстана увеличилась с 8407 до 9973 километров, то есть на 1566 километров.

Большой объем строительных работ, высокие темпы развития цветной и черной металлургии, машиностроения и топливной про­мышленности в Казахстане явились объективной основой опере­жающего развития энергетической базы. Карагандинский ме­таллургический комбинат стал базой снабжения металлом не толь­ко самой республики, но и Сибири, Урала, Средней Азии.

Вместе с тем, историческая практика показала, что реформы в области у правления экономикой в условиях административной сис­темы не смогли обеспечить крупных радикальных преобразований. Осуществляемая с 1957 года перестройка управления отраслями по территориальному принципу, предусматривающая создание системы совнархозов, вскоре стала давать сбои. Предприятия вме­сто мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнар­хозов. Неудачи порождали нервозность, волну скоропалительных ре­шений, многочисленные субъективистские импровизации, где цент­ральную ключевую роль играл первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В 1962 году была предпринята попытка укрупне­ния совнархозов в Казахстане. В том же году была осуществлена реорганизация органов управления, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные подразделения. Но в ру­ководстве страны по-прежнему не было понимания необходимости политической реформы, внесения каких-либо существенных кор­ректив в идеологические основы политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 3063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.159.188 (0.004 с.)