Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Казахстан в годы перестройки (1986 – 1991 г.)
К началу 1980-х годов практически во всех республиках Советского Союза сложилось удручающее социально-экономическое положение. Политическая организация общества, не оправдавшая себя система экономических отношений вплотную поставили страну перед серьезным кризисом. Предкризисное состояние проявилось в неспособности прежнего руководства не только осуществить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость; в централизованном руководстве всей экономической деятельностью и всеми аспектами общественной и личной жизни, в слиянии функций партийного и государственного аппарата и его бюрократизации, в нарушениях законности, в отсутствии гласности по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. Все это вынуждало людей искать новые программы обновления общества, тем более, что западные страны в своем развитии добились впечатляющих успехов. После череды кончин руководителей страны Л.И. Брежнева (1982), Ю.В. Андропова (1984), К.У. Черненко (1985) в марте 1985 года лидером Коммунистической партии и Советского государства стал М.С. Горбачев. Именно при нем начались в стране крупнейшие преобразования, вошедшие в историю как период начала перестройки, гласностии демократии. На состоявшемся в апреле 1985 г. Пленуме ЦК КПСС была предпринята попытка по-новому рассмотреть вопросы социально- экономической жизни. Был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития - преодоление снижения темпов экономического роста и сосредоточение основных усилий в данном направлении, структурная перестройка экономики на основе научно-технического прогресса. Партия заявила, что именно она является носителем программных целей общества, той реальной силой, которая может повести страну по пути обновления. Радикальные изменения в производительных силах и производственных отношениях рассматривались как средство совершенствования социализма, как условие раскрытия огромных преимуществ и возможностей социалистического строя. Однако, и в этот период продолжали практиковаться прежние подходы решения многих сложных проблем общественно-экономической жизни. Поэтому ни апрельский (1985 г.) Пленум, ни последующие пленумы, ни XXVII съезд КПСС не сумели, да и не могли вывести СССР из надвигающегося глубокого кризиса. Как показали дальнейшие события, курс на ускорение был взят без глубоко осмысленной научной концепции, без четкой и ясной программы. Новому руководству виделось, что экономическое и социальное положение можно поправить с помощью отдельных мер, повышения воспитательной работы, а не путем пересмотра всей государственной системы.
Между тем, источник торможения обновления крылся в существовании прежней командно-административной системы, неэффективности и отчужденности от народа ее политических институтов, нежизненности ее экономических структур, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться. Результатом серьезных противоречий между первоначально провозглашенными целями и реальностями дня явились декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. Долгие годы во главе руководства республики стоял Д.А. Кунаев. Он был членом Политбюро ЦК КПСС и заслуженно трижды Герой Социалистического Труда. Человек, несомненно, честный, одаренный и талантливый, он стал заложником командно-административной системы, как и вся КПСС. Работать ему приходилось в условиях, когда суверенность республик провозглашалась лишь на словах. Наиболее важные политические решения принимались в Москве и доводились в качестве директив до национальных республик. Любое возражение или несогласие с верхами могло быть расценено как «нарушение партийной дисциплины» или же как «национализм». Кроме прочего, административная система создавала культы и культики «вождей» не только в Москве, но и в республиках и областях. В 1980-е годы стало ясно, что погибает Арал, суживается сфера применения казахского языка, идут бесконечные взрывы на Семипалатинском и иных полигонах, процветают вечные спутники административной системы: взяточничество, протекционизм, растущий алкоголизм и социальная апатия населения. Остались незамеченными, более того, скрытыми от широкой общественности массовые волнения в 1979 году в г. Целинограде по поводу немецкой автономии. Для людей, воспитанных на коммунистических идеях, исторический поворот апреля 1985 года дался совсем нелегко. Перестроечный процесс в Казахстане, так же, как и в других регионах страны, столкнулся с многочисленными трудностями и препятствиями. Судьба Д.А. Кунаева решалась в Кремле. 16 декабря 1986 года утром состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос - организационный. Пленум длился совсем недолго, всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов - смена политического деятеля, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо Д. А. Кунаева был избран Г. В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, до избрания в республике не работавший и абсолютному большинству населения не известный. С подобным волюнтаризмом центра Казахстан сталкивался не первый раз.
Назначение Г. В. Колбина на пост высшего руководства республики послужило поводом для волнений. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате начались массовые волнения, которые позже перекинулись и в другие города республики. Причинами для них послу жило то недовольство, которое копилось годами. Возмущение вызвало явное противоречие между традиционно командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки. С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов, не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Привыкшее к администрированию, руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу власти, оно отреагировало на него приведением в готовность алмаатинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превосходящими количество демонстрантов. В ЦК КПСС под давлением Г. Колбина полетела депеша, где события получили превратное истолкование. После незаконных и настойчивых просьб республиканского руководства министром внутренних дел СССР А.В. Власовым было принято решение о переброске из разных регионов страны в Алма-Ату спецчастей внутренних войск министерства внутренних дел, которые совершили нарушения законности. При разгоне демонстрации использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки. В постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Следует сказать, что и действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения; оказывая неповиновение силам охраны порядка, молодежь сама нередко нарушала общественный порядок. Неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическим последствиям, которые выразились в гибели людей, как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану порядка.
Грубые нарушения законности со стороны партийных комитетов, советских властей были допущены при задержании демонстрантов. Установлено, что число задержанных, доставленных в изоляторы временного содержания, спецприемники, следственные изоляторы и вывезенных за город составляло около 8,5 тысяч человек. Многочисленные и грубейшие нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Следствие, как правило, велось спешно, некачественно и с обвинительным уклоном. Например, из 99 осужденных 46 человек через некоторое время были реабилитированы. За короткий срок за участие в декабрьских событиях 1986 года 787 человек были исключены из членов ВЛКСМ, 1138 получили комсомольские взыскания, 271 - отчислены из учебных заведений, а сотни людей были вынуждены уволиться с места работы. В июле 1987 года ЦК КПСС, принимая постановление «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», оценил декабрьские события 1986 года в г. Алма-Ате как «проявление казахского национализма». В средствах массовой пропаганды по указке партийных комитетов была развернута целая кампания по поиску «националистов». Бюрократия вновь снимала с себя вину и находила очередного «виновника». Однако после настойчивых просьб общественности содержавшиеся в постановлении ЦК КПСС обвинения в казахском национализме были признаны ошибочными. По мере укрепления гласности и демократии в республике был объявлен своеобразный мораторий на декабрьские события. Между тем десятки невиновных людей томились в тюрьмах, в силе было постановление ЦК КПСС, принявшее силу закона, на своих креслах восседали те, кто был повинен в допущенных беззакониях. Своеобразный заговор молчания был прерван выступлением народного депутата СССР М. Шаханова на 1-м съезде народных депутатов СССР в июне 1989 года. И понадобилось немало времени, чтобы восторжествовала справедливость. Декабрьские события были первым шагом к демократии, когда после многолетнего молчания люди в открытую высказали свою позицию. В1990 году Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявление казахского национализма является ошибочной. В декабре 1991 года 11резидент Казахстана издал Указ «О реабилитации граждан, примененных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане». Декабрьские события 1986 года в Алма- Ате стали катализатором демократизации политической жизни. Последекабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Усилился поиск «националистов» и «коррупционеров», преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков и Н. Надиров, уче- мый-антрополог О. Исмагулов. Прием в вузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальному признаку, что на деле закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, составлявшим в городах абсолютное меньшинство. Однако политические процессы, проходившие в Москве (XIX партконференция, учреждение поста Президента СССР, гласность), не могли не влиять на рост политической активности в Казахстане. В 1989 г. окончательно скомпрометировавший себя Г. Колбин был отозван в Москву, а первым секретарем республиканского ЦК был избран Н. Назарбаев.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.206.248.122 (0.055 с.) |