ТОП 10:

Экономический кризис: поиски выхода



В изменившихся условиях Казахстан получил возможность расширения своих меж­дународных связей. Более активно стал развиваться культурный и экономический обмен с другими странами. За предыдущие пяти­летки вырос экспорт товаров, вырабатываемых предприятиями Ка­захстана, который в основной массе был представлен сырьем, а не технологическими новшествами. Это - цветные металлы, хромовая руда и ферросплавы, тонколистовая сталь, нефть и др. Заво­зил Казахстан металлорежущие станки, строительно-дорожное обо­рудование, электровозы, мебель, одежду, продукты питания, элек­тротовары и т.д.

Республика по-прежнему была ориентирована на одностороннюю сырьевую специализацию. Наращивание темпов добычи полезных ис­копаемых, энергоносителей сопровождалось низкой эффективнос­тью использования сырья и энергии. Так, к середине 1980-х годов СССР тратил на производство каждой единицы продукции в 2-3 раза больше энергии и сырья, чем страны Западной Европы и США.

Без сколько-нибудь серьезных ограничений сохранялось пла­нирование по валу. Как и прежде, итоги подводились в традицион­ном духе, когда на первый план выходили материалы о громадном размахе строительных работ, об успехах в области машинострое­ния, химической и нефтехимической промышленности, электроэнер­гетике и т.д. Именно в начале 1970-х годов создаются крупные территориально-производственные комплексы (ТПК) - Павлодарско-Экибастузский, Мангистауский, Каратау-Жамбылский, Чимкентско- Кентауский. Как и прежде, обычным делом была корректировка го­довых, квартальных и месячных заданий.

Повышение жизненного уровня людей производилось за счет опережающего роста денежных доходов населения и платеже­способного спроса по сравнению с ростом товарной массы и услуг. Расхождение в количестве денег и количестве качественных това­ров неизбежно привело к тотальному дефициту. Так экономичес­кие противоречия породили социальные, а те, в свою очередь, - серьезные нравственные проблемы. Уравнительные тенденции рас­пределения заработной платы не могли не привести к снижению за­интересованности трудящихся в результатах труда.

Спад, начавшийся в народном хозяйстве республик в 1987 году, не был преодолен и в последующие годы. Эффективность обществен­ного производства была по-прежнему низка. Отрицательное воздей­ствие на функционирование экономики республик оказывала сложив­шаяся отраслевая структура народного хозяйства.

Комплекс накопивших­ся неразрешенных проблем вызывал недовольство среди населения. Од­ним из проявлений недовольства явились события в г. Новый Узень Мангыстауской области. Здесь очень медленно продвигались очереди на жилье, в детские дошкольные учреждения, росла безработица среди молодежи. Центральные ведомства, выкачивающие нефть и газ этого региона, не стремились подготовить кадры на местах, а ввозили рабочие руки из-за пределов республики. Крупные недо­статки имелись в работе предприятий торговли, общественного пи­тания, бытового обслуживания. Нередко нарушались принципы социальной справедливости при распределении жилья, продоволь­ственных и промышленных товаров. Вахтовики, прибывавшие в го­род, не желали считаться с традициями казахского населения, неред­ко грубо игнорировали их.

Обострение социальных условий незаметно переплелось с напря­женностью в межнациональных отношениях, особенно между пред­ставителями коренного населения и национальностей Кавказа, про­живающих в городе. В июне 1989 года в городе возникли массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию с обеих сторон. Этот кон­фликт был погашен только с помощью правоохранительных орга­нов и войск специального назначения. Большинство вахтовиков пришлось эвакуировать из города. Но даже после таких событий многие проблемы еще долгое время оставались нерешенными.

Немало локальных конфликтов происходило и в других городах и рабочих поселках. В июле 1989 года вслед за шахтерами Донбасса и Кузбасса забастовали шахтеры Карагандинского угольного бассей­на. Ежедневно в забастовках принимало участие до 10-15 тысяч человек. Требования шахтеров в начале были, в основном, эконо­мического характера: повышение заработной платы, улучшение условий работы на шахтах, изменение ассортимента продоволь­ственных товаров. Затем к требованиям социального плана доба­вились требования закрытия Семипалатинского ядерного полиго­на, прекращения монополии всесоюзных ведомств. Во главе создан­ных шахтерами стачкомов стали Д. Тегисов, П. Шлегель, М. Рамазанов, В. Перебейнос и другие.

Ответами прибывшего в Караганду для успокоения шахтеров министра угольной промышленности СССР М.И. Щадова горняки не удовлетворились. В это же время в Караганду срочно прилетел Н.А. Назарбаев. После серий встреч правительству республики уда­лось успокоить шахтеров. Во многом такому решению помогло то, что требования бастующих шахтеров и позиция руководителя Казахстана совпали: обе стороны были недовольны монополией цен­тральных ведомств и желали экономической самостоятельности. После обещания руководителей республики выполнить справед­ливо поставленные требования шахтеров забастовки прекратились. Тем не менее, созданные стачкомы просуществовали длительное время.

В отличие от прежних времен, Казахстан в конце 1980- х годов стал более активно выходить на внешний рынок. По объему экспортных поставок Казахстан за­нимал пятое место в СССР. В структуре экспорта республики 97% приходилось на сырье, материалы и полуфабрикаты. Казахстан поставлял 90% экспорта желтого фосфора из СССР, 72% - меди, практически всю хромовую руду, свинец, цинк. Республика, в основном, поставляла на экспорт сырье и энергоносители, про­дукцию черной и цветной металлургии, нефть, уран и т.д.

В условиях приобретения реального суверенитета правительство республики приняло ряд очень важных экономических законов, которые позволяли ей более самостоятельно вести свою внешнюю полити­ку: «О собственности в Казахской ССР», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» и т.д. В республике было образовано мини­стерство внешнеэкономических связей, создан республиканский Внешэкономбанк. Такие меры правительства республики привели к созданию различных внешнеэкономических ассоциаций, корпо­раций и консорциумов. Все это положительно сказалось на росте встречной торговли, объем которой только за 1990 год увеличился в 1,5 раза. Рост деловой активности сопровождался созданием но­вых банковских структур: коммерческих, инновационных и т.д. Со­вместно с Саудовской Аравией в ноябре 1990 года был создан пер­вый банк с иностранным участием «Аль-Барака-Банк Казахстан». Активно стали развиваться связи с Республикой Корея, в частно­сти, с корпорациями «Самсунг», «Голд Стар» (ныне LG) и другими. В Алматы заработал ресторан, открытый бизнесменами из Южной Кореи. За первую половину 1991 года в Казахстане было зарегист­рировано 35 совместных предприятий при участии 24 стран.

Положительным было то, что теперь республика без посред­ников сама заключала договоры с иностранными предприятиями и имела большую прибыль для народного хозяйства. Доведенная до нищенского состояния экономика республики уже не могла обой­тись без зарубежной помощи и валютных вложений. Чтобы при­влечь побольше предприятий, по новым законам республики ино­странные инвесторы освобождались от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет после первого объявления прибыли. Причем совместные предприятия были ориентированы на выпуск товаров народного потребления.

Важным направлением внешнеэкономических связей Казахстана стали свободные экономические зоны: Жайрем- Атасуйская, Караган­динская, Мангисmayская, Алакульская и Жаркентская. Активно ста­ли развиваться торговые отношения между Казахстаном и Кита­ем. Товарооборот между ними в приграничной торговле вырос с 4 миллионов рублей в 1986 году до 21,7 миллиона в 1990. В 1990 году первая группа студентов из Казахстана была направлена для продолжения учебы в Китай. Была открыта новая авиалиния Алматы-Урумчи-Алматы, налажена автобусная связь между г. Пан­филовым и городом Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район).

 

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.004 с.)