Сельское хозяйство Казахстана в послевоенные годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сельское хозяйство Казахстана в послевоенные годы



Первый послевоенный год ока­зался для сельского хозяйства очень трудным. На состоянии сельско­го хозяйства страны, особенно в ее европейской части, очень тяжело отразилась засуха. Положение затруднялось еще и тем, что не хвата­ло рабочей силы; большая часть сельскохозяйственных машин вы­шла из строя в годы войны, а поступление новых машин было незна­чительным. Крайне низкой оставалась культу­ра земледелия, неудовлетворительно развивалось общественное жи­вотноводство.

Согласно принятому постановле­нию, к началу 1949 года колхозам Казахстана была возвращена задолженность различных организаций на сумму 214 млн рублей, много скота, техники, около 540 тыс. га незаконно отторгнутых от них земель, значительно сокращен административно-хозяйствен­ный персонал. Для резкого улучшения материально-технического оснащения сельского хозяйства государство выделяло дополнитель­ные ассигнования. Стала налаживаться система подготовки и пе­реподготовки кадров для сельского хозяйства. Большую помощь в получении новой техники приняли машинно-тракторные станции (МТС), которым было поручено обслуживать колхозы и совхозы. Тем не менее, принимаемые правительством меры не дали ожидае­мого эффекта.

Тогда, в целях повышения производства, мелкие колхозы пу­тем слияния были преобразованы в более крупные. Укрупнение мелких колхозов за короткий срок приняло массовый характер, в результате чего число колхозов в Казахстане уменьшилось с 6737 в 1945 году до 2047 в 1952 году. На базе мелких колхозов разверну­лась широкомасштабная организация новых совхозов. Считалось, что крупным хозяйствам более по плечу решение задач обеспечения насе­ления продовольствием. Массовая организация совхозов на базе эко­номически слабых колхозов началась с весны 1957 года. В течение это­го года было образовано 198 таких хозяйств. К концу 1958 года - более 500. Причем, совхозы стали развиваться по различным направ­лениям: мясо-молочные, зерновые, хлопководческие и т. д. Но, как показали последующие годы, данная реорганизация не решила глав­ной задачи: ни бывшие колхозы, ни образованные на их базе совхозы не решили до конца задачу обеспечения в полной мере населения про­довольствием. К тому же положение усугубилось тем, что в этот пе­риод государственно-партийными органами стала проводиться в жизнь кампания по ликвидации личных подсобных хозяйств. В 1957- 1958 гг. именно с целью увеличения колхозно-совхозного поголовья у селян стали изымать крупный рогатый скот.

Принятые меры несколько улучшили положение в сельском хозяйстве. За перевыполнение плановых заданий по урожайности, по продуктивности скота были введены дополнительные оплаты. Увеличивалось общее поголовье скота. За пятилетие на 16 процен­тов расширились площади орошаемых земель.

Однако сельское хозяйство республики, как и всего СССР, не могло удовлетворить потребности народа в продовольствии, про­мышленность- в сырье. Причиной этому являлась командно-адми­нистративная система управления колхозами, да и всем сельским хозяйством. Директивное планирование, засилье бюрократичес­кого аппарата способствовали отчуждению производителя и от средств производства, и от результатов труда. Вместо денег за вы­полненную работу колхозникам платили так называемой натур­оплатой: продуктами питания, кое-какой одеждой. Кроме того, кол­хозники не имели паспортов и учитывались по спискам, которые велись сельсоветами. Это лишало их возможности свободной пере­мены места жительства, юридически привязывало к колхозу, при­давало их труду крепостной характер.

Все послевоенные годы особенно остро ощущалась потребность в ликвидации диспропорций в развитии промышленности и сель­ского хозяйства. Чтобы стимулировать развитие аграрного секто­ра, государством были списаны долги хозяйств по прежним вы­платам, значительно уменьшены налоги. Затем были подняты за­купочные цены на мясо, молоко, шерсть, картофель, овощи. Одна­ко предпринятые реформы с целью улучшения системы сельско­хозяйственного производства не затрагивали основ сложившейся структуры хозяйствования, так как продолжала господствовать командно-административная система.

Московское руководство считало, что Казахстан располагает огромными возможностями для резкого уве­личения производства зерна и другой сельскохозяйственной про­дукции. Поэтому в высших кругах власти и возникла идея вовле­чения в хозяйственный оборот огромных массивов целинных и за­лежных земель для расширения посевов зерновых культур. Для успешной реализации задач Н. Хрущев решил «укрепить» руко­водство республикой. Для руководства республикой Первым секре­тарем ЦК Компартии Казахстана в феврале 1954 года был избран П. К. Пономаренко, которого в Казахстане и не знали. Вопрос о смещении Ж. Шаяхметова был решен в Кремле узким кругом лиц. Формальным поводом для снятия Ж. Шаяхметова стали какие-то незначительные недостатки, а на самом деле Н.С. Хру­щев в этот период активно расставлял свои кадры, тем более что Ж. Шаяхметов не поддержал идею скоротечного освоения це­линных земель.

В русле выработанного союзными ведомствами постановления «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» (1954 г.) было решено резко расши­рить посевы зерновых культур в северных районах Казахстана, Сибири, на Урале и Северном Кавказе. За счет освоения новых зе­мель в 1954-1955 годах планировалось распахать 13 млн га земли и получить с них в 1955 году 1100-1200 млн пудов зерна.

Уже к началу августа 1954 года установленное задание по подъ­ему целины в СССР было выполнено: распахано 13,4 млн га новых земель, или 103,2 процента к плану, в том числе в Казахстане - более 6,5 млн га целинных земель. В августе было принято еще одно поста­новление «О дальнейшем освоении целинных земель для увеличения производства зерна». В нем уже ставилась задача довести в 1956 году площади под посевами зерновых культур на целинных землях до 28- 30 млн га. Научные рекомендации ученых, что подобное освоение но­вых земель может оказаться совершенно неоправданным, в расчет не брались. Наоборот, все делалось в спешке. В 1955 году на целине было распахано 9,4 млн гектаров при плане 7,5 млн.

Перед трудящимися республики была поставлена грандиозная задача — расширение посевов зерновых культур за счет освоения 6,3 млн га целинных и залежных земель. На общих собраниях под нажимом вышестоящих партийных комитетов брались повышен­ные обязательства, которые далеко не всегда выполнялись и пре­творялись в жизнь. В итоге за один только 1954 год было допол­нительно вспахано 636 тыс. га целинных и залежных земель. Всего за тот год колхозами и машинно-тракторными станциями респуб­лики было освоено 4847 тыс. га, а совхозами - 3684 тыс. га новых земель. Таким образом, государственный план подъема целинных и залежных земель, рассчитанный на 2 года, был выполнен за один год со значительным превышением. В республике массово строи­лись дороги, возводились новые поселки.

На освоение целины вы­ехали десятки тысяч специалистов, организаторов сельскохозяй­ственного производства. Еще в первой половине 1954 года только в Акмолинскую область поднимать целину прибыло свыше 20 тысяч человек. Более того, организации промышленных предпри­ятий направили на работу в сельское хозяйство, для освоения це­линных и залежных земель 1386 специалистов и механизаторов. Так, например, из обкома профсоюза сельского хозяйства и загото­вок Акмолинской области выехало 300 человек, с завода «Казах- сельмаш» - 121 человек, среди них 5 дипломированных инжене­ров. В 1954-1955 годы в совхозы было направлено 4,5 тыс. специ­алистов, а в 1959 году в них трудились около 15 тыс. специалис­тов с высшим и средним образованием. Всего же за 1953—1958 годы в сельское хозяйство было направлено 266,6 тыс. механизаторских кадров. Одним из самых знаменитых первоцелинников был Миха­ил Довжик. Освоение целины поддерживалось значительными льготами для трудящихся, прибывающих целинников, а также появилась воз­можность выплачивать значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет. Целинники обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выезда к месту вселения, единовременным денежным пособи­ем на главу семьи в размере 500-1000 рублей и по 150-200 руб­лей на каждого члена семьи, получали кредит на постройку дома в размере 10 тыс. рублей на 10 лет (из них 35 процентов суммы го­сударство брало на себя), 1500-2000 рублей кредита на приобре­тение скота, продовольственную ссуду в размере 1,5 ц зерна или муки, освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет. За 1954-1959 годы в освоение целинных земель Казах­стана было вложено около 20 млрд рублей.

Во многих трудах и публи­кациях советского периода об освоении целинных земель не отра­жалось множество просчетов, перекосов и перегибов. Целина как массовое и не очень подготовленное мероприятие привлекала не только специалистов и подлинных энтузиастов, но и большое коли­чество случайных людей, приехавших в эти края за «длинным рублем». Например, из 650 тысяч человек, приехавших в Северный Казахстан за первые два года, по мнению исследователей, людей, действительно нужных целине, было всего 130 тысяч. В ряде мест­ностей целинных областей вследствие этого частыми были нарушения правопорядка, разбазаривание государственных средств, хищения.

В период массового освоения целинных и залежных земель много говорилось о необходимости перевода на интенсивный путь разви­тия, немало делалось по укреплению материально-технической базы колхозов и совхозов на целине, и все же в условиях экстен­сивного земледелия эти цели зачастую сужались или в ряде случа­ев не выполнялись из-за изношенной, устаревшей техники, под­гонки трудовых показателей и др. В погоне за показателями рас­пахивались большие территории. Нарушение экологического ба­ланса приводило к тяжелым последствиям: развивалась эрозия почв, выветривался плодородный слой почвы. Вообще же рацио­нальная система земледелия для целины была создана лишь спус­тя два десятилетия после ее массового освоения. К тому же рас­пашка миллионов гектаров земли под посевы привела к серьезно­му сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи гекта­ров земли изымались для застройки населенных пунктов, а для их инфраструктурного обустройства были отведены значительные площади плодородных земель. В результате был нанесен непопра­вимый ущерб традиционной отрасли сельского хозяйства - жи­вотноводству. Падение уровня развития животноводства, в свою очередь, привело к уменьшению производства в республике мяс­ных и молочных продуктов.

По мнению российского исследователя А. Тюриной, «...в конце 1950-х и начале 1960-х годов неокрепшую еще экономику колхо­зов подорвали кабальными условиями реорганизации МТС и дру­гими пагубными для развития сельского хозяйства мерами. Это привело к резкому падению темпов производства сельскохозяй­ственной продукции в стране. Вместо запланированного на семилет­ку (1959-1965 гг.) прироста в 70 процентов реально валовая про­дукция увеличилась всего на 15 процентов».

Кампания по освоению целинных земель способ­ствовала притоку населения из других республик, что привело к снижению роли национальных обычаев и традиций, к резкому со­кращению количества школ, в которых велось обучение на казах­ском языке, уменьшилось издание национальной литературы и пе­риодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблемы.

Казахстан с давних пор был краем, благоприятным для развития животноводства. Но те непродуман­ные меры правительства, которые допускались в отношении сельско­го хозяйства республики, отрицательно сказывались и на животно­водстве. Главными причинами отставания животноводства явля­лись: использование оторванных от реальной жизни экономических законов, недостаточная материально-техническая база отрасли, со­кращение в результате распашки больших массивов пастбищных уго­дий. Продолжали сказываться и отрицательные последствия насиль­ственной коллективизации, повлекшие громадные людские потери.

В1951-1952 годах в республике случился массовый падеж скота. И к началу 1954 года общественное поголовье скота, по сравнению с прежними годами, возросло незначительно. Основную тяжесть и трудности работы в животноводстве по-прежнему несли на своих плечах чабаны-труженики. В эти годы было широко известно имя ча­бана совхоза «Айдарлинский» Мойынкумского района Жамбылской области Жазылбека Куанышпаева. Путем проведения системати­ческой селекционной работы в бригаде он сумел значительно по­высить качество шерсти и каракулевых смушек. Его каракуль де­монстрировался на международных выставках, ярмарках, прода­вался на аукционах в Дели, Бухаресте, Познани и Нью-Йорке. За свой самоотверженный труд и выдающиеся успехи в 1958 году он был награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». Героями Социалистического Труда стали также Ибрай Жахаев, Камшат Доненбаева, Николай Головацких, Яков Геринг и многие другие сельские труженики.

 

 

Казахстан в 60 – 80 гг.

Рефор­маторские силы, во главе которых стоял тогдашний председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, осудив администрирование в руководстве экономикой, высказался за управление промышленно­стью по отраслевому принципу и образование союзно-республикан­ских министерств по отраслям промышленности. Предприятиям была предоставлена большая самостоятельность, на них стал ши­роко внедряться метод хозяйственного расчета, более продуманно использовались меры экономического стимулирования и матери­ального поощрения работников.

Предпринятые шаги по хозяйственной реформе 1965 года сти­мулировали решение вопросов технического перевооружения, совер­шенствования организации труда и производства. Устранялась излишняя регламентация деятельности предприятий, расширялась хозяйственная самостоятельность. Заработали такие экономичес­кие рычаги, как прибыль, цена, премия, кредит. Большое внимание уделялось материальной заинтересованности каждого работника и предприятия в целом.

В Казахстане в 1966 году на новый порядок планирования пере­шли 11 промышленных предприятий, в том числе Усть-Ка­меногорский свинцово-цинковый комбинат, Чимкентский цемент­ный завод, обувная фабрика «Жетысу» в Алма-Ате и др. Предпри­ятия, перешедшие на новые формы управления, стали пере­выполнять план, повысилась их рентабельность. Тогда было реше­но перевести на такие формы хозяйствования и другие производ­ства. К концу 1967 года по ним работали 193 предприятия, т. е. 10 процентов общего количества промышленных предприятий рес­публики, здесь была занята четвертая часть всех работников, и они вырабатывали почти треть валовой промышленной продукции. В последующие 2 года перевод своих предприятий на новую систему хозяйствования полностью завершили 13 министерств и ведомств. К 1970 году по новой системе планирования их работало уже бо­лее 80 процентов.

К 1970 году значительно вырос удельный вес Казахстана в на­родном хозяйстве СССР по добыче угля, железной руды, выплавке стали и прокату черных металлов. Республика давала пре­обладающую часть общесоюзного производства свинца, меди и ти­тана. Общесоюзное значение приобрела к тому времени неф­тедобывающая и химическая промышленность. Происходило формирование и развитие новых промышленных районов, осваивались новые месторождения. Ускоренными темпа­ми осваивались нефтяные месторождения полуострова Мангыстау. На берегу Каспийского моря, вблизи города Шевченко (ныне Актау) была построена первая в мире атомная водоопреснительная установка. Быстрыми темпами развивалась легкая промышлен­ность республики, только за пять лет в строй было введено 14 круп­ных фабрик и комбинатов легкой и текстильной промышленнос­ти. В числе которых - предприятия хлопчатобумажной промыш­ленности в Алма-Ате, Чимкенте; трикотажные фабрики в Джез­казгане, Семипалатинске, Актюбинске.

Темпы развития промышленности в 1960-е годы привели к воз­никновению новых городов на карте республики. Своим появлением они были обязаны крупным месторождениям полезных ископае­мых. В города преобразовывались или бывшие рабочие поселки, или же они строились заново, как, например, город Рудный в Кустанайской области, Актау - в Мангыстауской. Решающую роль в строительстве городов играли различные ведомства. Для работы в местах добычи полезных ископаемых со всех концов страны прово­дились так называемые оргнаборы. В результате еще более изме­нилась демографическая карта республики. Например, если в 1959-1964 годах в Казахстан ежегодно прибывало в среднем по 64 тыс. человек, то в 1965-1975 годах в народное хозяйство Ка­захской ССР ежегодно вливалось в среднем 115 тыс. человек из других республик.

В связи с развитием промышленности и освоением нефтеносных районов в Казахстане интенсивно строились железнодорожные пути. Развитие получили в эти годы и другие виды транспорта: авиационный, водный, трубопроводный и, в особенности, автомо­бильный. Укрепилась материально-техническая база автомобиль­ного транспорта. К 1970 году протяженность автомобильных до­рог Казахстана с твердым покрытием достигла 40 тыс. км. Были построены авторемонтные заводы в Алма-Ате, Джамбуле, Кокчетаве, Целинограде. В 12 областных центрах были сооружены но­вые автовокзалы.

Символом революционного прорыва в развитии науки стал первый в мире полет человека в космос, осуществленный Ю. А. Гагариным 12 апреля 1961 года. Это историческое событие под­водило экономику к необходимости начать переход к научно-индустриальному производству, базирующемуся на достижениях научно-технической революции. В честь этого события казахстан­ский поэт Олжас Сулейменов написал поэму «Земля, поклонись человеку!».

Государственный научно-технический комитет при Совете Министров Казахской ССР совместно с Госпланомреспу блики раз­работали план внедрения новой техники в отраслях промыш­ленности республики. Одним из главных направлений научно-технического прогресса являлась электрификация производства. Высокими технико-эконо­мическими показателями отличались вступившие в действие Ка­рагандинская ГРЭС-2 и Бухтарминская ГЭС. Более 45 тыс. км вы­соковольтных линий электропередач пересекли республику во всех направлениях. Техническое перевооружение отрасли произошло и в угольной промышленности. В основном были механизированы все процессы добычи угля. Автоматизация механизмов на комби­нате «Карагандауголь» позволила высвободить 2700 человек и по­высить производительность труда по комбинату на 6 процентов. Крупным горнодобывающим предприятием стал угольный разрез Экибастуза. Здесь применялась открытая технология добычи угля, в работе использовались мощные экскаваторы. Была модернизи­рована технология работ на Шымкентском заводе кузнечно-прессового оборудования им. М.И. Калинина. За разработку и внедрение прогрессивных технологических процессов в 1965 году большая группа работников Ачисайского полиметаллического комбината и ученых республики была удостоена звания лауреатов Ленинской премии.

На базе прогресса стали развиваться новые для республики отрасли промышленнос­ти. Казахстан стал производить титан, магний, синтетический ка­учук, полиэтилен, подъемные краны. Вошли в строй крупные пред­приятия электротехнического машиностроения; Усть-Каменогор­ский конденсаторный и Кентауский трансформаторный заводы, завод Семипалатинск-кабель. Павлодарский машиностроительный завод был реконструирован в тракторный. В мощную отрасль пре­вратилась химическая промышленность. Были осуществлены круп­ные мероприятия по освоению нефтяных и газовых месторожде­ний на Мангыстау. В 1965 году свою первую нефть дало место­рождение Узень.

Следует отметить углубившуюся в эти годы сырьевую направленность развития отраслей. Например, крупней­ший в республике Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат стал сырьевой базой для Магнитогорского метал­лургического комбината, Нижне-Тагильского металлургического завода и ряда других предприятий СССР. Как правило, в Казах­стане добывалось только сырье, а предприятия конечной продук­ции находились в других республиках страны. В этот период про­исходит и дальнейшая милитаризация экономики. Многие пред­приятия тяжелой промышленности нередко в непомерных объемах выпускали в ущерб народному хозяйству военную продукцию.

На мартовском Пленуме ЦК КПСС (1965 год) руководителя­ми страны была предпринята очередная попытка разработки эф­фективной аграрной политики. Его решения предусматривали си­стему мер, направленных на подъем экономики колхозов и совхо­зов. Были установлены твердые планы на ряд лет, в 2 раза были подняты закупочные цены на сельхозпродукцию и введены над­бавки за сверхплановую продажу. Также были изменены условия взимания подоходного налога с колхозов, и укреплена материаль­но-техническая база хозяйств. После 1965 года возросли ассигно­вания на нужды села. Но меры, принятые Пленумом, не меняли коренным образом экономических отношений в сельском хозяйстве, и это, в конечном счете, не привело к большим преобразованиям.

Правительство СССР стало изыскивать новые пути решения про­блемы. В апреле 1967 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР при­няли постановление «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный рас­чет». Эксперименты над сельским хозяйством продолжались. В соот­ветствии с решениями правительства в Казахстане на хозяй­ственный расчет было переведено 18 совхозов. Были расширены права и повышалась ответственность руководителей за результаты производственной деятельности каждого совхоза. Перевод совхо­зов на хозяйственный расчет несколько улучшил положение дел. Снизилась себестоимость производства зерна, молока, яиц, мяса. Тем не менее, командно-административная, мобилизационная сис­тема сельскохозяйственного производства оставалась неизменной. Продолжалось ущемление экономических интересов крестьянства, отчуждение последнего от результатов труда. Как результат - уси­ление миграции из сельской местности в города.

Вместо интенсификации сельского хозяйства, использования эффективных способов хозяйствования зачастую применялись до­рогостоящие меры. Не сумев справиться с хронической текучес­тью кадров, совхозы и колхозы были вынуждены в период убороч­ных работ восполнять дефицит механизаторских кадров за счет привлечения людей со стороны. Так, в 1968 году в Казахстан было направлено из других республик 16 тыс. комбайнеров и тысячи военнослужащих Советской Армии. В вузах и техникумах рес­публики стала вестись подготовка студентов по специальностям механизаторов и комбайнеров. В уборке урожая принимали учас­тие также учащиеся школ и ГПТУ. Но подобное привлечение ра­бочих рук со стороны не решило до конца проблем сельского хо­зяйства республики. В целях восполнения рабочей силы в сель­ской местности партия и комсомол стали поддерживать создание студенческих строительных отрядов и комсомольско-молодежных бригад. Студенческие строительные отряды использовались при воз­ведении домов для чабанов, кошар, при строительстве крупных промышленных предприятий. Комсомольские молодежные брига­ды создавались с целью закрепления молодежи на селе.

1970-1980-е годы ознаменовались крупномасштабными решениями руководства страны по развитию сельского хозяйства, предусматривающими укрепление материально-технической базы, все­мерную интенсификацию, специализацию и концентрацию производ­ства. Резко возросли ассигнования на нужды села. За 1971- 1980 гг. капитальные вложения в сельское хозяйство республики составили свыше 18 млрд рублей. Огромные средства были вложе­ны в мелиорацию и химизацию земель. Совхозы и колхозы, напри­мер, за этот период получили 58 тыс. тракторов, свыше 42 тыс. автомобилей, 41 тыс. комбайнов, много другой сельскохозяй­ственной техники, более 5,3 млн тонн минеральных удобрений. Энергетические мощности села увеличились более чем на 14 про­центов.

Однако в целом объемы производства сельскохозяйственной продукции неуклонно уменьшались: в IX пятилетке - на 1,4%, в X - на 1,3%, в XI - на 0,4%.

Главной причиной низкой эффективности сельского хо­зяйства оставалось отчуждение крестьянства от результатов труда. По сути, сложившаяся еще на рубеже 1920-1930-х годов административно-командная система управления сельским хозяй­ством, видоизменяясь и модифицируясь, продолжала действовать и в 1970-начале 1980-х годов. Как только ущемлялись экономи­ческие интересы крестьянства, сразу же падали показатели.

На республиканском уровне стали приниматься специальные про­граммы по повышению уровня жизни жителей села. Вкратце цели принятых программ преследовали задачи сближения доходов кол­хозников с доходами рабочих и служащих промышленности; улуч­шение социального обеспечения села за счет более высоких темпов роста розничного товарооборота и платных услуг; создание на селе условий, приближенных к городским условиям жизни; благоуст­ройство сельских населенных пунктов, а несколько позже - фор­сированное строительство объектов социально-культурного зна­чения - клубов, больниц, медицинских пунктов и т.д. Кроме ос­новной оплаты труда, работникам сельского хозяйства были уста­новлены дополнительные поощрения — за своевременное и каче­ственное проведение работ, за классность, высокую продуктивность животноводства и т.д. Важную роль в проведении реформ в сель­скохозяйственном секторе экономики, в проведении политики электрификации сыграл тогдашний председатель Совета Министров республики Б.А. Ашимов.

К крупнейшим социальным преобразованиям необходимо отнес­ти меры государства по созданию единой системы пенсионного обес­печения и социального страхования колхозников, куда были направ­лены значительные средства. В результате принятых мер среднеме­сячная оплата труда в совхозах в 1980 году увеличилась в 1,8 раза по сравнению с 1965 годом.

Наметились качественные улучшения и в жилищном строи­тельстве. Стали сдаваться в эксплуатацию квартиры, столовые, детские сады, школы. Было электрифицировано 46 населенных пунктов, газифицировано 2551 квартир. Еще больше было освое­но капиталовложений в зернодобывающих северных областях Ка­захстана и в Жетысу. В 1976 году Северный Казахстан благо­даря пуску Петропавловской ТЭЦ стал одним из первых в респуб­лике краем полной электрификации.

Тормозом на пути интенсификации стали государственные пла­новые закупки сельхозпродукции. По сути, это была та же продраз­верстка, которая выбивалась всеми методами и средствами. С 1971 по 1985 гг. Казахская ССР ежегодно отправляла в союзный фонд по 300 тыс. т мяса, по цене не более 2 руб. за килограмм. Прибыль составила лишь около 9 млрд рублей, тогда как затраты на произ­водство составили 18-27 млрд рублей. Все это привело к тому, что к 1986 г. в Казахстане большинство колхозов и совхозов полнос­тью утратили собственные оборотные средства и вели свою произ­водственную деятельность за счет кредитов.

В 1970-е годы ряд работников сельского хозяйства республики попытался сломать сложившуюся структуру хозяйствования. Одним из таких людей был И.Н. Худенко. Работая руководителем сов­хоза «Илийский» Енбекши-Казахского района, а затем совхоза «Акчийский» Куртинского района Алма-Атинской области, он стал вне­дрять новые формы управления сельским хозяйством. Например, уже тогда он попытался развивать фермерское хозяйство, резко уменьшил бумажную волокиту, несколько «развязал руки» крес­тьянам. Дела в совхозе пошли намного лучше, повысилась произ­водительность труда, укрепилась дисциплина. Такая инициатива, конечно, не могла понравиться тем, кто по-прежнему держался за старые методы хозяйствования. В совхоз одна за другой зачастили различные комиссии - из министерства сельского хозяйства рес­публики, обкома и райкома партии.

Эффективная и очень перспективная методика И.Н. Худенко была загублена. Более того, он был предан суду и посажен в тюрь­му, где и умер. Только через несколько лет, когда начались пре­образования в стране, И.Н. Худенко был посмертно реабилитиро­ван решением коллегии Верховного суда Казахской ССР.

К началу 1980-х годов сель­ское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. В этих условиях необходимы были решительные меры. В такой обстанов­ке было принято решение о разработке специальной Продоволь­ственной программы СССР, которую утвердил майский 1982 года Пленум ЦК КПСС.

Продовольственная программа 1982 года являлась комплекс­ной целевой программой, то есть это был комплекс материально- технических, социальных, организационных и идеологических мер, направленных на кардинальное решение продовольственной про­блемы. Продовольственная программа была направлена на устой­чивое снабжение населения всеми видами продовольствия, суще­ственное улучшение структуры питания и социальное преобразо­вание села на основе интенсивного развития всех отраслей агро­промышленного комплекса (АПК).

Однако, как и прежде, программа, разработанная в рамках ус­таревшей системы у правления, несла на себе следы застоя, половин­чатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве - интересов крестьянства, преобразования экономических отноше­ний в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась и ситуация в сельском хозяйстве стала принимать все более кризисные меры. В стране к середине 1980-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение продуктами питания, снова по­явились карточки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 2269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.85.179 (0.067 с.)