Интеграционные процессы в менеджменте. Методы, функции-, принципы, школы менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы в менеджменте. Методы, функции-, принципы, школы менеджмента.



Главной целью деятельности организации является получение прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления подразделяются на следующие группы:

1. Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности
фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также
регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.

2. Административные методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на
жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на
принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми
может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или
если подавляется инициатива подчиненных.

Отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует всех возможностей организации.

3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют
активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может
привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и
ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и,
как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает
дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ
пли всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата,
премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и
экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные
потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации
!\4аслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на
творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в 20-е гг. XX в.

5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:
создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных
(доверительных) отношений между руководителем и подчиненными;

предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Выделяют следующие принципы менеджмента:

сочетание научности и творчества: заключается в том. что деятельность руководителя основывается на

профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать

принятие управленческого решения основывается на интуиции пли импровизации:

целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на

достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем:

сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к

решению проблемы с одной стороны, а с другой - разрешение проблем является составляющей деятельности

организации и строится на общих принципах ее функционирования;

последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во

времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие.

затягиванию выполнения задач (например, сначала следует определить необходимый штат сотрудников, а

после этого заполнять вакансии, а не наоборот). Некоторые работы имеют циклический характер -

повторяются периодически, (например, периодически или непрерывно должны проводиться маркетинговые

исследования покупательского спроса или составляться планы работы предприятия на будущий год):

непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида

(например, инженерный проект, на который затрачиваются значительные средства, должен быть реализован

на практике, т.к. иначе работа данного сотрудника будет ненужной, а затраты напрасными):

сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в

соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;

концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их

взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы.

определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, а.

следовательно, увеличивается эффективность работы;

обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости

превышения прав над ответственностью, т.к. подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц.

но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников.

т.к.инициатива оказывается наказуема;

состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе

материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких

результатов;

предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается

на том, что при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение

более охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке спускается от руководства.

Функция управления - это обособившийся вид управленческой деятельности.

Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.

Наиболее распространенная классификация выделяет следующие группы функций:

1. Общие, функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда
входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским
практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916г.. которая
была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивируюшее
воздействие на поведение человека.

Последовательность выполнения данных функций обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

Функция планирования имеет особое значение и включает в себя следующие процессы:

на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации:

определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации:

исходя из установленных-целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются

альтернативные стратегии;

для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники

организации:

производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах:

планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

2. Конкретные функции (специфические) определяются объектом управления.
К функциям современного предприятия относятся следующие:

планирование (используемый ресурс - время):

маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

финансы (используемый ресурс - деньги);

организация (используемый ресурс - люди);

производство (используемый ресурс - технологии);

инновация (используемый ресурс - идеи);

информация (используемый ресурс - данные);

социальное развитие (используемый ресурс культура).Школы менеджмента

Управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с

разных точек зрения, только в XX в.

Основополагающие школы управления:

1. Научная школа управления (1885-1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего

значения до сих пор:

отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;

здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;

компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их

рекомендаций;

дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением.

своевременным поощрением;

справедливое отношение к персоналу;

быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

диспетчирование;

нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

нормализация условий труда;

нормирование операций;

письменные стандартные инструкции;

вознаграждение за производительность.

2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой: финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

первоначальная функция - разделение труда;

полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее

составляющая противоположность;

дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;

единоначалие;

единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных нелеп;

подчиненность личных интересов общим;

скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;

порядок;

справедливость как сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места.

3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношении влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.025 с.)