Понятие и элементы организационной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и элементы организационной культуры



Под организационной культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, выдержавших испытание временем.

Культура придает единообразие совместным действиям людей, формирует общую для всех психологию.

Концепция культуры фирмы была разработана в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области стратегического управления, теории организации, индивидуального повеления.

Можно выделить несколько основных признаков организационных культур, по которым они различаются между собой. Особая комбинация таких признаков придает каждой культуре индивидуальность, позволяет ее тем или иным способом идентифицировать.

К основным признакам организационной культуры относятся:

1. отражение в миссии организации ее основных целей;

2. направленность на решение инструментальных (т.е. производственных в широком смысле) задач
организации или личных проблем ее участников;

3. степень принятия риска:

4. мера соотношения конформизма и индивидуализма;

5. предпочтение групповых или индивидуальных форм принятия решений;

6. степень подчиненности планам и регламентам;

7.преобладание сотрудничества или соперничества среди участников;

8. преданность или безразличие людей по отношению к организации;

9. ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность:
10. характер отношения руководства к персоналу;

1 1. ориентация на групповую или индивидуальную организацию труда и стимулирования;

12. ориентация на стабильность или изменения;

1 3. источник и роль власти:

14.средства интеграции;

15. стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников.

Специалисты выделяют две важные особенности, культуры:

1) многоуровневость. Поверхностный уровень образует способы поведения людей, ритуалы, эмблемы.
дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и
верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы.

2) многогранность, многоаспектность. Культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных
подразделений пли социальных групп, существующих под «крышей» общей культуры (они могут
конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей
противоречить). Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех пли иных направлений и
сторон деятельности — предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения

По отношению к организации культура выполняет ряд важных функции.

1. Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних
воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы.

2. Интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее. стремление
посторонних лиц включиться в нее. Это облегчает решение кадровых проблем.

3. Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организаций, их
взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает
возможность нежелательных конфликтов.

4. Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление полей друг к другу и к организации. Она
реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осушествляется также

воспитание сотрудников. Участвуя в совместных мероприятиях, придерживаясь одинаковых способов поведения и т. п., люди легче находят контакты друг с другом.

5. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое
русло.

6. Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы.

7. Функция формирования имиджа организации, т.е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является
результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое
неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие, как на эмоциональное, так и на
рациональное отношение к ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.162 (0.005 с.)