Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национально-этническая политика Российского государства
В современной России этнонациональная проблематика существенно влияет на действие политических сил, активно участвующих в общественной жизни страны, ее регионов, государственных органов власти. Нация-этнос – это самая реальная из всех социальных реальностей, как бы мы ни старались от нее уйти. Государственная власть должна вырабатывать определенную политику в отношении этой социально-политической силы, оформляя ее в целостную органическую и прозрачную систему общественных отношений с четкими правовыми рамками. Сегодня идут, точнее, продолжаются, споры о том: есть ли у нынешнего российского руководства, а значит, и Российского государства национальная политика? Разумеется, есть, ибо государства без политики не бывает. Что касается концептуального содержания этой политики, то о нем до недавнего времени мало кто имел системное представление, что, безусловно, отрицательно влияло и влияет сейчас на стабильность и безопасность государства, на самочувствие россиян. Кризис и трагедия в Чечне – яркое тому подтверждение. Однако в полной мере о наличии национальной политики в Российской Федерации можно будет говорить лишь тогда, когда она станет составной частью деятельности всех органов власти в центре и на местах, всего гражданского общества. Анализ этнополитической обстановки в стране, систематически проводимый в последние годы научными учреждениями, показывает, что в последние годы получили значительное распространение узконациональные идеи, стимулирующие как национальный эгоизм и этноцентризм, так и национал-шовинизм. Зачастую эти тенденции переходят в национал-экстремизм. Данные социологических исследований и результаты обобщения конкретных фактов и тенденций позволяют говорить о том, что в ряде субъектов Федерации наблюдается рост межнациональной напряженности, национал-сепаратизм и националистический экстремизм, что нередко переходит в открытое противостояние. Помимо явно негативного влияния социально-экономических причин, существенное воздействие на рост межнациональной напряженности оказывают ошибки в национальной политике и неспособность местных властей в ряде случаев своевременно решать возникающие национальные проблемы. Особенно тревожит то обстоятельство, что более «взрывоопасной» становится область непосредственного межнационального общения людей. О неуважении к языку, культуре, обычаям и традициям народов как о причине межнациональной напряженности в различных регионах говорят от 10 до 30 и более процентов опрошенных. Чаще чувствуют себя «ущемленными» и «обиженными» в реализации национальных интересов кавказская группа национальностей и представители малочисленных народов Севера.
Выводы науки и практика свидетельствуют, что концентрация устремлений вокруг местных национальных идей и целей солидаризировала так называемые «титульные» национальности. Причем уровень их консолидации в 1,5-2 раза выше, чем у русских, составляющих абсолютное большинство населения страны. Именно это обстоятельство влияет на межэтническую дестабилизацию. Однако в последнее время уровень внутренней этнической консолидации русских и славян возрос. В целом этот позитивный процесс этнической солидарности вполне естественен, если он не направлен против других, а обогащен созидательными идеями. Ныне же этническая консолидация зачастую основывается на подчеркивании своей ущемленности по сравнению с другими. Национализм в различных вариантах, как начальный экстремизм, стал реальностью, который стимулирует войны, кризисы, кровопролитие, массовые убийства, издевательства, глумление над честью и достоинством отдельных людей и целых народов. Содержание деятельности и требований многочисленных национальных движений постепенно стали определять криминальные и коррумпированные структуры, и делалось это под лозунгом предоставления свободы, независимости, сплочения своего этноса. На деле же этой свободы становилось все меньше и меньше для другого человека, представителя другого народа. Национальные движения не всегда оказывались силой, способной утверждать достоинство народов, их культурную самобытность и прогрессивные перспективы. В Российской Федерации в последнее десятилетие активизировались две тенденции: одна – национал-сепаратизм на национальных окраинах, влияние которого на жизнь национальностей особенно возросло в начале 90-х годов;
Другая – национал-шовинизм, атрибутика которого использовалась в последнее время многими политиками, говорящими от имени русской нации. В российских общественно-политических и научных кругах вырабатывалось новое эволюционное демократическое понимание национального вопроса и демократических механизмов национальной политики. Учитывалось, что этнополитическая ситуация в современной России характеризуется рядом противоречий: а) между полученной долгожданной свободой и отсутствием демократического правового механизма ее защиты и реализации на всех уровнях жизнедеятельности наций и межнациональных отношений; б) между стремлением народов к самоорганизации, к сохранению этнокультурной самобытности и разным уровнем их социально-экономического развития и соответствующего включения в общероссийский интеграционный процесс, а также объективной необходимостью укрепления единства многонационального российского народа; в) между реальной потребностью реформирования жизни народов на новых принципах развития и сотрудничества и несоответствием проводимых реформ самобытным интересам; г) между получением субъектами Федерации дополнительных полномочий для самостоятельного развития и их неспособностью доводить эти полномочия до местных сообществ и отечественной реализации с точки зрения интересов развития народов и территорий, укрепления свободы и прав человека и национальностей, всей российской государственности; д) демократическими намерениями и отсутствием правового механизма и соответственно социально-экономического потенциала их обеспечения; е) желанием сохранить единство и целостность Российского государства и имеющими место массовыми нарушениями прав человека по национальному признаку. При этом обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор остались неосмысленными как негативные, так и позитивные последствия социалистического этапа развития наций, межнациональных отношений, особенности их отражения на состоянии и самочувствии всех народов России, на решении специфических для различных народов страны проблем их обустройства и налаживания сотрудничества. На характер противоречий в этнополитической сфере влияет, прежде всего, состояние экономики в стране и социальное самочувствие ее граждан. Базисные факторы для всех народов в целом одинаковы, но специфика состояния и проявления экономической жизни, уклада жизни, элементов культуры, информатики и прочих сторон жизнедеятельности и самоутверждения могут быть различны. Поэтому на федеральном уровне национальная политика может обозначать лишь общие приоритеты, а на местном уровне, на уровне субъектов Федерации быть более приближенной к практике деятельности конкретных этносов и этнических групп. Концепция государственной национальной политики по замыслу ее авторов должна стать ориентиром действия для органов государственной власти и структур гражданского общества на всех уровнях их функционирования, а также использоваться при разработке конкретных местных, региональных и федеральных программ развития и регулирования национальных отношений, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.
Исходя из Конституции Российской Федерации и признанных Россией норм международного права, в Концепции были сформулированы основные принципы национальной политики: - равенство прав и свобод человека независимо от национальности, языка и культуры; - признание общепринятых принципов равноправия и самоопределения народов при безусловном сохранении исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации; - равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; - гарантия прав малочисленных народов и национальных меньшинств; - право каждого гражданина свободно определять свою национальную принадлежность; - содействие со стороны государства развитию национальных культур и языков; - запрещение любых форм ограничения прав граждан по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни; - защита прав граждан России, этнических россиян в других странах. На основе этих принципов строится программа развития национальных и федеративных отношений, разрабатываются и принимаются соответствующие законодательные акты, как на федеральном, так и на региональном уровне. Историческая многонациональность современного российского общества требует учитывать этнический принцип в государственном устройстве. Реальной особенностью национального вопроса в России является то, что он «вмонтирован», прежде всего, в проблематику государственного устройства. Это отличает нас от многих других государств. В силу значимости этого обстоятельства строительство демократического федеративного государства выступает как один из эффективных способов обустройства жизни наций и стабилизации межнациональных отношений, решения национального вопроса. Не учитывать это обстоятельство – значит сводить на нет усилия по стабилизации национальных и федеративных отношений. Этнический принцип должен быть учтен в государственном строительстве России.. Разграничение полномочий на основе классического принципа федерализма – самостоятельности субъектов Федераций и укреплении единства Российского государства при безусловном соблюдении прав и свобод человека на всей его территории – является генеральным, конституционно закрепленным ориентиром нашей национальной и федеративной политики. В этом плане необходимо разрабатывать и осуществлять систему мер политического, экономического и политико-правового характера, способных обеспечить государственную поддержку и стимулирование как самостоятельности субъектов и народов Федерации, так и интеграционных процессов сотрудничества народов и территорий, укрепления единства всего государства.
Конституционное закрепление принципа федерализма, подписание Федеративного договора и других основополагающих документов по разграничению полномочий снижают остроту региональных и этнических проблем. Поэтому самой главной задачей Российской Федерации является переход от теоретико-политического, теоретико-конституционного обоснования его статуса к практической реализации конкретных законов и программ развития. Главным образом речь идет о переходе Федерации от политических, идеологических намерений к правовым механизмам. Федерализм – это реальное воплощение свободы и демократии в обустройстве народов и территории страны, способ демократического приближения власти и управления к условиям и жизнедеятельности конкретных сообществ на местах, с учетом их специфических особенностей и потребностей. При этом важно подчеркнуть еще раз, что критерием решения этих вопросов является, прежде всего, защита прав человека и соблюдение интересов национальностей на всей территории страны. Права человека, независимо от национальности, защита прав народов, независимо от их численности, самоуправление своей жизнью, – вот стержень демократического подхода в национальном вопросе. Национальная политика – мощный консолидирующий фактор российского общества, если она учитывает особенности, потенциал, интересы, потребности и равноправное развитие всех национальностей. Основные приоритеты национальной политики сегодня состоят в следующем: - демократическое развитие и углубление такой модели федерализма и федеративных отношений, которая во всех сферах жизни российского общества отвечала бы насущным интересам народов и территорий, историческому опыту и перспективам развития единого многонационального Российского государства; - обеспечение социально-экономических и политико-правовых механизмов своевременного учета и согласования многообразных интересов народов и территорий в регионах и в стране в целом; - правовое регулирование федеративных и национальных отношений; налаживание и постоянное демократическое совершенствование различных форм диалога между властью и национальностями, а также между нациями, в том числе за счет более равномерного участия представителей различных национальностей в политической, социально-экономической и культурной жизни страны; - борьба с проявлениями агрессивного национализма и шовинизма различных мастей, ведущих к нарушению равноправия национальностей, оскорблению их национальной чести и достоинства, направленных на разрушение межнационального сотрудничества и дружбы российских народов;
- преодоление различий в уровне социально-экономического развития субъектов Федерации, в обеспечении их населения соответствующими общефедеральными стандартами социальных услуг, разработка и реализация на практике принципов бюджетного федерализма, а также специальных программ развития депрессивных районов страны; - сохранение и укрепление единого общероссийского экономического, информационного и культурно-образовательного и языкового пространства как пространства развития и сотрудничества народов Российской Федерации; - обеспечение широкого уровня национальных общин и организаций в решении вопросов социально-культурного развития народов страны, мобилизация опыта и потенциала национальностей на благополучие и единство российского общества; - укрепление российской государственности на основе принципа федерализма; - выработка и распространение идей развития и сотрудничества российского полиэтнического сообщества, патриотизма и дружбы народов; - сохранение и развитие самобытных культурных традиций российских наций; обеспечение исторического процесса духовного сотворчества российских народов; - разработка и реализация совместных мер по гарантированной защите прав человека во всех сферах общества независимо от его национальной или религиозной принадлежности. Нация – это, прежде всего, культурно-историческая общность, и межнациональные конфликты – это чаще всего конфликт культур как феномен различного понимания, различного отношения к жизненным реалиям, их толкования. Узловыми проблемами, требующими решения, являются следующие: - развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства; - развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян; - укрепление политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств; - достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе. Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.
Литература. 1. Арутюнян Ю.В., Дробышева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. – М. – 1998. 2. Аршба О.В. Этническое измерение социальной стабильности в России // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 2001. - № 2. 3. Богоявленский Д.Д. Этнический состав России // Социс. – 2001. - № 10. 4. Здравомыслов А.Г. О национальном сомосознании россиян // Мониторинг общественного мнения. – 2001 - № 1. 5. Иванов И.В. Социология межличностных отношений. М., 1996. 6. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис. – 1996. - № 1. 7. Ковалева Т.В., Селезнев И.А. Этнополитическое самосознание студенчества в первой половине 90-х гг. // Социс. – 2000. – № 4. 8. Матвеева Н.Ю., Булгаков С.Н. О характере русской нации // Вестник МГУ. – Серия 18. Социология и политология. – 2002. - № 4. 9. Масионис Дж. Социология. – 9-е изд. – Спб.: Питер, 2004. 10. Народы мира. Историко-этнографический справочник / Гл ред. Бромлей Ю.В. М., 1988. 11. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. Авторы-составители: В.Н.Иванова, И.В. Ладодо, Г.Ю. Семигин. – М.: Academia, 1996. 12. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. Госкостат – Россия. КРОСС. 13. Этнос и политика. Хрестоматия. / Автор-составитель А.А. Празаускас. М. – Изд-во УРАО, 2000.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.028 с.) |