Национально-этническая политика Российского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-этническая политика Российского государства



 

В современной России этнонациональная проблематика существенно влияет на действие политических сил, активно участвующих в общественной жизни страны, ее регионов, государственных органов власти.

Нация-этнос – это самая реальная из всех социальных реальностей, как бы мы ни старались от нее уйти. Государственная власть должна вырабатывать определенную политику в отношении этой социально-политической силы, оформляя ее в целостную органическую и прозрачную систему общественных отношений с четкими правовыми рамками.

Сегодня идут, точнее, продолжаются, споры о том: есть ли у нынешнего российского руководства, а значит, и Российского государства национальная политика? Разумеется, есть, ибо государства без политики не бывает. Что касается концептуального содержания этой политики, то о нем до недавнего времени мало кто имел системное представление, что, безусловно, отрицательно влияло и влияет сейчас на стабильность и безопасность государства, на самочувствие россиян. Кризис и трагедия в Чечне – яркое тому подтверждение. Однако в полной мере о наличии национальной политики в Российской Федерации можно будет говорить лишь тогда, когда она станет составной частью деятельности всех органов власти в центре и на местах, всего гражданского общества.

Анализ этнополитической обстановки в стране, систематически проводимый в последние годы научными учреждениями, показывает, что в последние годы получили значительное распространение узконациональные идеи, стимулирующие как национальный эгоизм и этноцентризм, так и национал-шовинизм. Зачастую эти тенденции переходят в национал-экстремизм.

Данные социологических исследований и результаты обобщения конкретных фактов и тенденций позволяют говорить о том, что в ряде субъектов Федерации наблюдается рост межнациональной напряженности, национал-сепаратизм и националистический экстремизм, что нередко переходит в открытое противостояние.

Помимо явно негативного влияния социально-экономических причин, существенное воздействие на рост межнациональной напряженности оказывают ошибки в национальной политике и неспособность местных властей в ряде случаев своевременно решать возникающие национальные проблемы. Особенно тревожит то обстоятельство, что более «взрывоопасной» становится область непосредственного межнационального общения людей. О неуважении к языку, культуре, обычаям и традициям народов как о причине межнациональной напряженности в различных регионах говорят от 10 до 30 и более процентов опрошенных. Чаще чувствуют себя «ущемленными» и «обиженными» в реализации национальных интересов кавказская группа национальностей и представители малочисленных народов Севера.

Выводы науки и практика свидетельствуют, что концентрация устремлений вокруг местных национальных идей и целей солидаризировала так называемые «титульные» национальности. Причем уровень их консолидации в 1,5-2 раза выше, чем у русских, составляющих абсолютное большинство населения страны. Именно это обстоятельство влияет на межэтническую дестабилизацию. Однако в последнее время уровень внутренней этнической консолидации русских и славян возрос. В целом этот позитивный процесс этнической солидарности вполне естественен, если он не направлен против других, а обогащен созидательными идеями. Ныне же этническая консолидация зачастую основывается на подчеркивании своей ущемленности по сравнению с другими.

Национализм в различных вариантах, как начальный экстремизм, стал реальностью, который стимулирует войны, кризисы, кровопролитие, массовые убийства, издевательства, глумление над честью и достоинством отдельных людей и целых народов.

Содержание деятельности и требований многочисленных национальных движений постепенно стали определять криминальные и коррумпированные структуры, и делалось это под лозунгом предоставления свободы, независимости, сплочения своего этноса. На деле же этой свободы становилось все меньше и меньше для другого человека, представителя другого народа. Национальные движения не всегда оказывались силой, способной утверждать достоинство народов, их культурную самобытность и прогрессивные перспективы.

В Российской Федерации в последнее десятилетие активизировались две тенденции: одна – национал-сепаратизм на национальных окраинах, влияние которого на жизнь национальностей особенно возросло в начале 90-х годов;

Другая – национал-шовинизм, атрибутика которого использовалась в последнее время многими политиками, говорящими от имени русской нации.

В российских общественно-политических и научных кругах вырабатывалось новое эволюционное демократическое понимание национального вопроса и демократических механизмов национальной политики. Учитывалось, что этнополитическая ситуация в современной России характеризуется рядом противоречий:

а) между полученной долгожданной свободой и отсутствием демократического правового механизма ее защиты и реализации на всех уровнях жизнедеятельности наций и межнациональных отношений;

б) между стремлением народов к самоорганизации, к сохранению этнокультурной самобытности и разным уровнем их социально-экономического развития и соответствующего включения в общероссийский интеграционный процесс, а также объективной необходимостью укрепления единства многонационального российского народа;

в) между реальной потребностью реформирования жизни народов на новых принципах развития и сотрудничества и несоответствием проводимых реформ самобытным интересам;

г) между получением субъектами Федерации дополнительных полномочий для самостоятельного развития и их неспособностью доводить эти полномочия до местных сообществ и отечественной реализации с точки зрения интересов развития народов и территорий, укрепления свободы и прав человека и национальностей, всей российской государственности;

д) демократическими намерениями и отсутствием правового механизма и соответственно социально-экономического потенциала их обеспечения;

е) желанием сохранить единство и целостность Российского государства и имеющими место массовыми нарушениями прав человека по национальному признаку.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор остались неосмысленными как негативные, так и позитивные последствия социалистического этапа развития наций, межнациональных отношений, особенности их отражения на состоянии и самочувствии всех народов России, на решении специфических для различных народов страны проблем их обустройства и налаживания сотрудничества.

На характер противоречий в этнополитической сфере влияет, прежде всего, состояние экономики в стране и социальное самочувствие ее граждан. Базисные факторы для всех народов в целом одинаковы, но специфика состояния и проявления экономической жизни, уклада жизни, элементов культуры, информатики и прочих сторон жизнедеятельности и самоутверждения могут быть различны. Поэтому на федеральном уровне национальная политика может обозначать лишь общие приоритеты, а на местном уровне, на уровне субъектов Федерации быть более приближенной к практике деятельности конкретных этносов и этнических групп.

Концепция государственной национальной политики по замыслу ее авторов должна стать ориентиром действия для органов государственной власти и структур гражданского общества на всех уровнях их функционирования, а также использоваться при разработке конкретных местных, региональных и федеральных программ развития и регулирования национальных отношений, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.

Исходя из Конституции Российской Федерации и признанных Россией норм международного права, в Концепции были сформулированы основные принципы национальной политики:

- равенство прав и свобод человека независимо от национальности, языка и культуры;

- признание общепринятых принципов равноправия и самоопределения народов при безусловном сохранении исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

- равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

- гарантия прав малочисленных народов и национальных меньшинств;

- право каждого гражданина свободно определять свою национальную принадлежность;

- содействие со стороны государства развитию национальных культур и языков;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни;

- защита прав граждан России, этнических россиян в других странах.

На основе этих принципов строится программа развития национальных и федеративных отношений, разрабатываются и принимаются соответствующие законодательные акты, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Историческая многонациональность современного российского общества требует учитывать этнический принцип в государственном устройстве. Реальной особенностью национального вопроса в России является то, что он «вмонтирован», прежде всего, в проблематику государственного устройства. Это отличает нас от многих других государств.

В силу значимости этого обстоятельства строительство демократического федеративного государства выступает как один из эффективных способов обустройства жизни наций и стабилизации межнациональных отношений, решения национального вопроса. Не учитывать это обстоятельство – значит сводить на нет усилия по стабилизации национальных и федеративных отношений. Этнический принцип должен быть учтен в государственном строительстве России..

Разграничение полномочий на основе классического принципа федерализма – самостоятельности субъектов Федераций и укреплении единства Российского государства при безусловном соблюдении прав и свобод человека на всей его территории – является генеральным, конституционно закрепленным ориентиром нашей национальной и федеративной политики. В этом плане необходимо разрабатывать и осуществлять систему мер политического, экономического и политико-правового характера, способных обеспечить государственную поддержку и стимулирование как самостоятельности субъектов и народов Федерации, так и интеграционных процессов сотрудничества народов и территорий, укрепления единства всего государства.

Конституционное закрепление принципа федерализма, подписание Федеративного договора и других основополагающих документов по разграничению полномочий снижают остроту региональных и этнических проблем. Поэтому самой главной задачей Российской Федерации является переход от теоретико-политического, теоретико-конституционного обоснования его статуса к практической реализации конкретных законов и программ развития. Главным образом речь идет о переходе Федерации от политических, идеологических намерений к правовым механизмам.

Федерализм – это реальное воплощение свободы и демократии в обустройстве народов и территории страны, способ демократического приближения власти и управления к условиям и жизнедеятельности конкретных сообществ на местах, с учетом их специфических особенностей и потребностей. При этом важно подчеркнуть еще раз, что критерием решения этих вопросов является, прежде всего, защита прав человека и соблюдение интересов национальностей на всей территории страны. Права человека, независимо от национальности, защита прав народов, независимо от их численности, самоуправление своей жизнью, – вот стержень демократического подхода в национальном вопросе.

Национальная политика – мощный консолидирующий фактор российского общества, если она учитывает особенности, потенциал, интересы, потребности и равноправное развитие всех национальностей.

Основные приоритеты национальной политики сегодня состоят в следующем:

- демократическое развитие и углубление такой модели федерализма и федеративных отношений, которая во всех сферах жизни российского общества отвечала бы насущным интересам народов и территорий, историческому опыту и перспективам развития единого многонационального Российского государства;

- обеспечение социально-экономических и политико-правовых механизмов своевременного учета и согласования многообразных интересов народов и территорий в регионах и в стране в целом;

- правовое регулирование федеративных и национальных отношений; налаживание и постоянное демократическое совершенствование различных форм диалога между властью и национальностями, а также между нациями, в том числе за счет более равномерного участия представителей различных национальностей в политической, социально-экономической и культурной жизни страны;

- борьба с проявлениями агрессивного национализма и шовинизма различных мастей, ведущих к нарушению равноправия национальностей, оскорблению их национальной чести и достоинства, направленных на разрушение межнационального сотрудничества и дружбы российских народов;

- преодоление различий в уровне социально-экономического развития субъектов Федерации, в обеспечении их населения соответствующими общефедеральными стандартами социальных услуг, разработка и реализация на практике принципов бюджетного федерализма, а также специальных программ развития депрессивных районов страны;

- сохранение и укрепление единого общероссийского экономического, информационного и культурно-образовательного и языкового пространства как пространства развития и сотрудничества народов Российской Федерации;

- обеспечение широкого уровня национальных общин и организаций в решении вопросов социально-культурного развития народов страны, мобилизация опыта и потенциала национальностей на благополучие и единство российского общества;

- укрепление российской государственности на основе принципа федерализма;

- выработка и распространение идей развития и сотрудничества российского полиэтнического сообщества, патриотизма и дружбы народов;

- сохранение и развитие самобытных культурных традиций российских наций; обеспечение исторического процесса духовного сотворчества российских народов;

- разработка и реализация совместных мер по гарантированной защите прав человека во всех сферах общества независимо от его национальной или религиозной принадлежности.

Нация – это, прежде всего, культурно-историческая общность, и межнациональные конфликты – это чаще всего конфликт культур как феномен различного понимания, различного отношения к жизненным реалиям, их толкования.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются следующие:

- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

- развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

- укрепление политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

- достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.

Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.

 

 

Литература.

1. Арутюнян Ю.В., Дробышева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. – М. – 1998.

2. Аршба О.В. Этническое измерение социальной стабильности в России // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 2001. - № 2.

3. Богоявленский Д.Д. Этнический состав России // Социс. – 2001. - № 10.

4. Здравомыслов А.Г. О национальном сомосознании россиян // Мониторинг общественного мнения. – 2001 - № 1.

5. Иванов И.В. Социология межличностных отношений. М., 1996.

6. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис. – 1996. - № 1.

7. Ковалева Т.В., Селезнев И.А. Этнополитическое самосознание студенчества в первой половине 90-х гг. // Социс. – 2000. – № 4.

8. Матвеева Н.Ю., Булгаков С.Н. О характере русской нации // Вестник МГУ. – Серия 18. Социология и политология. – 2002. - № 4.

9. Масионис Дж. Социология. – 9-е изд. – Спб.: Питер, 2004.

10. Народы мира. Историко-этнографический справочник / Гл ред. Бромлей Ю.В. М., 1988.

11. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. Авторы-составители: В.Н.Иванова, И.В. Ладодо, Г.Ю. Семигин. – М.: Academia, 1996.

12. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. Госкостат – Россия. КРОСС.

13. Этнос и политика. Хрестоматия. / Автор-составитель А.А. Празаускас. М. – Изд-во УРАО, 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.028 с.)