Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толпа и публика. Поведение толпыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коллективное поведение может выражаться в огромном разнообразии форм. Для более глубокого понимания того воздействия, которое может оказывать коллективное поведение на жизнь человека. Рассмотрим подробнее некоторые из этих форм, а именно слухи, моду, панику. Слухи — это с трудом поддающаяся проверке информация, относительно быстро передаваемая людьми друг другу. Обычно мы считаем, что слухи содержат ложную информацию, и во многих случаях это верно. Однако слухи могут и соответствовать истине, или по крайне мере, содержать ее крупицу. Как правило, слухи возникают, когда люди не доверяют официальным СМИ. Слухи выступают заменителями официальных новостей, это коллективная попытка людей получить информацию о тех событиях, которые для них важны, но о которых им ничего не известно. Слухи одновременно являются и самостоятельной формой коллективного поведения, и важным элементом в большинстве других форм. В последние годы ряд необоснованных слухов нанес ущерб сбыту продукции некоторых крупнейших транснациональных корпораций. Например, компании «McDonalds» пришлось бороться со слухами о том, что при изготовлении гамбургеров в фарш добавляют дождевых червей. А корпорация «Procter & Gamble» была вынуждена снять с продукции свою торговую марку, изображавшую полумесяц и звезды. Руководство так и не смогло опровергнуть слухи о том, что этот символ связан с культом поклонения дьяволу. Если говорить о международной политике, то пожалуй, наиболее долгоиграющим оказался слух (скорее даже, миф) о жидомасонском заговоре. Мода - нравы или предпочтения, которые сохраняются в течении короткого времени и получают широкое распространение в обществе. Мода находит как стили одежды, музыка, дизайн жилища. Мода редко касается глубинных тенденций в политике или экономике, однако способна некоторым образом структурировать общество. Паника - это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки вызываемые наличием какой-то непосредственной угрозы, либо уверенностью в ее неизбежности. Паника может возникнуть от одного крика «пожар». Она имеет коллективный характер, так как чувство страха возрастает при взаимодействии с другими людьми. Этот феномен пытался объяснить французский социальный психолог Г. Лебон, автор «теории заражения». Согласно этой теории, для любой толпы характерны три механизма: имитация (стремление одного делать то же, что и все); внушаемость (состояние, в котором люди более восприимчивы к идеям, исходящим от других); цепная реакция (процесс, в результате которого эмоции и действия моментально передаются остальным). Отчетливее всего действие этих механизмов заметно при панике, так как страх является одной из наиболее фундаментальных человеческих эмоций, инстинктом. Толпа - временное, относительно неорганизованное собрание людей, находящихся в непосредственной пространственной близости. Толпа — одна из наиболее распространенных и изученных форм коллективного поведения. Поскольку понятие толпы охватывает широкий диапазон форм поведения, американский социолог Георг Блумер различает четыре разновидности толпы: • случайная толпа - собрание людей, не имеющих между собой практически ничего общего, за исключением того, что они являются частью одного и того же явления (например, ждут транспорт на остановке) • конвенциональная толпа - группа людей, собравшихся вместе с одной конкретной целью и обычно соблюдающих определенные правила, например, болельщики на футболе или зрители на концерте • экспрессивная толпа — совокупность людей, собравшихся вместе для получения морального удовлетворения (молитва в церкви или рок- фестиваль) • активная толпа — возбужденное, восприимчивое собрание людей, склонных к бунту, грабежу или иным формам агрессии[197]. Для любой разновидности толпы характерно такое явление как деперсонализация. Это своеобразное психологическое состояние, для которого характерно пониженная степень самосознания. В такой ситуации люди перестают ощущать влияние сдерживающих факторов, которые в среде знакомых или сотрудников не позволяют им совершать социально неодобряемые поступки. Чувство собственной индивидуальности и неповторимости исчезает по мере того, как индивиды все свое внимание отдают толпе и ее деятельности. Публика - специфический вид толпы, появившийся в 20 веке с развитием средств массовой информации. От обычной толпы публика отличается тем, что является разобщенной. Все характерные признаки толпы в публике остаются, но для преобразования в публику людям необязательно собираться на одной площади, они могут просто сидеть дома у телевизоров. Усиление масс-медиа вызвало изменения, причем очень существенные в самом общественном мнении. Толпа превратилась в публику. И стали меняться способы влияния на нее и проявления ее (публики) активности. Эту тенденцию подметил уже в конце 19 века французский психолог и социолог Габриэль Тард. Но наиболее четко и подробно процесс превращения толпы в публику и специфические свойства последней описал в своей книге «Век толп: исторический трактат по психологии масс» (М.,1996) С. Московичи. Большое место в своей работе автор уделяет механизмам массового влияния, пропаганде. Он считает, что влияние СМИ на публику исключительно велико. Масс-медиа невероятно расширили возможности манипулирования общественным мнением. Если раньше для согласования или иллюзии согласования чего-либо с мнением народа необходимо было собирать многотысячные толпы на улицах, то теперь достаточно лишь определенным образом осветить это событие в СМИ. Причем теперь стало гораздо проще лгать народу о таких масштабных событиях - толком их уже никто не видит. «Пресса быстро научила, как массифицировать человека. Она сумела найти его, когда он один, дома, на работе. С тех пор радио и телевидение пошли дальше. Они приносят ему домой, воссоздают специально для него в четырех стенах то, зачем ему раньше надо было идти в кафе, в клуб, на площадь. Они используют гипноз в огромном масштабе»[198]. Действительно, СМИ могут информировать и внушать что-то гораздо большему количеству народа, чем это могли слухи в прежние времена. И, естественно, люди 20 столетия гораздо больше доверяют газетам, радио и телевидению, чем их предки - разным путешественникам и торговцам, от которых они узнавали почти все новости. Еще одно последствие превращения толпы в публику – разобщенность общественного мнения. Это явление тоже великолепно описано в книге «Век толп». «С момента своего появления пресса, а теперь к ним добавились еще радио и, особенно, телевидение стремилась сделать все более редкими случаи встреч и дискуссий. Она уводит людей от общественной жизни к частной. Она прогоняет их из мест массового взаимодействия в закрытые помещения домов. Она разгоняет собрания частного характера: клубы, кружки, салоны и оставляет только тех людей, которые готовы раствориться в массе, обрабатывающей их на свой манер. Только затем пресса объединяет их вокруг себя по своему подобию. Сделав невозможными личные и спорные случаи взаимодействия, она заменяет их спектаклем фиктивных полемик и иллюзией единства мнений»[199].
Дополнение Теории коллективного поведения — социально-психологические и социал. концепции, предметом исследования -рых явл. массовые, спонтанные реакции людей на критические (пограничные») ситуации, возникающие объективно и внезапно. К таким ситуациям наравне со стихийными бедствиями относят войны, революции и т. н. Осн. характеристикой такой ситуации является ее непредсказуемость, непривычность, новизна. Незнакомая ситуация порождает в «массе» подозрительность, повышенную напряженность и как следствие — деморализацию, разрыв групповых связей, панику. Паника — классический пример для К п. Ее возникновению предшествует «короткая стадия неподвижности», когда люди пытаются отреагировать на незнакомую ситуацию, не понимая ее значения, и действуют «гротескно несоответствующим ей образом». Затем наступает период поиска выхода и лихорадочной «активности ради активности» (Р. Тернер). Паника — коллективное отступление от групповых норм и целей к приватизации. С др. стороны, в разобщенной толпе начинают действовать свои закономерности: усреднение личности («Толпа стоит за среднего «простого» человека в его самом бессмысленном виде» — Росс): насилие толпы приобретает «оргиастический характер» (Э. Фэрис) и выражается в «спонтанной интерстимуляции», поступки людей, вовлеченных в акции коллективного поведения, неизбежно становятся иррациональными и в ситуациях напряженности сопровождаются истерической верой в харизматического лидера или же необъяснимой враждебностью в отношении предполагаемых виновников (Н. Смелсер). Паника, однако, не возникает, если есть достаточно надежные выходы из кризисной ситуации или выхода нет вообще. Наиболее вероятная ситуация, порождающая панику, - ограничение выходов[200].
Литература Блумер Г. Коллективное поведение// Американская социологическая мысль: Тексты. –М., 1994. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология- М., 2003. Грушин Б.А. Массовое сознание.- М., 1987. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений.- М., 1967. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- Л., 1990. Масионие Дж. Социология.- 9-е изд.- СПб.: Питер, 2004. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс.- М., 1996. Ортега и Гассет Х. Восстание масс// Вопросы философии. 1989.N 3-4. Осипов Г.В. Социология. Курс лекций.- М., 2001. Смелзер Н. Социологи.- М., 1999.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.213 (0.01 с.) |