Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения
Важное место в системе социальных отношений современного общества занимают межэтнические отношения – отношения между этническими группами (этносами). Этносы – это, пожалуй, наиболее распространенные в мире общности людей: социологи, этнологи оценивают их количество примерно в 2-3 тысячи. Отношения между этносами (межэтнические отношения) существенно влияют на общие процессы стратификации интеграции, демократизации. Они аккумулируют огромные потенции самодвижения и развития. Чрезвычайно важное значение (как практическая социальная проблема и проблема научная, теоретическая) имеет та форма данных отношений, которая формулируется в понятиях «противоречие», «конфликт», «кризис». Речь идет о межэтнических противоречиях, конфликтах и кризисах: они могут оказать (и оказывают) серьезное негативное, сдерживающее влияние на положительные, прогрессивные процессы в обществе. Об этнических группах (на уровне их самой общей характеристики и весьма коротко) уже говорилось в теме 11-ой нашего курса. Здесь, в этой теме мы попытаемся дать более развернутую характеристику как самого этноса, так и межэтнических отношений, включая межэтнические конфликты, о которых в предыдущих лекциях еще ничего не было сказано. 1. Понятие этноса и этнической общности: парадигмы интерпретации и определение. 2. Межэтнические отношения и их типы. 3. Межэтнические конфликты. 4. Этнополитическая ситуация в современной России. Национально-этническая политика российского государства.
Понятие этноса и этнической общности: парадигмы Интерпретации и определение Сначала, однако, о месте этнопроблематики в системе социологического знания. Этносы – объект междисциплинарного изучения. В социологии они изучаются этносоциологией («этнической социологией»). Непосредственным предметом данной отраслевой социологической дисциплины являются социальные процессы в различных этнических группах и средах и этнические процессы в системе социальных отношений общества. В западной науке термину «этносоциология» соответствует термин «социология межэтнических отношений». В этнической социологии имеют место два направления: (1) изучение этнической специфики общих социальных явлений и процессов и (2) исследование собственно этнических признаков (национального или этнического самосознания, языков, традиций, других элементов культуры с точки зрения их социальной обусловленности.
Необходимость изучения этносов вызывается полиэтничностью современного шестимиллиардного населения Земли: во вступительной части лекции уже было сказано, что сейчас на планете зафиксировано 2-3 тысячи этносов (по другим данным – 4-5 тысяч). В России их насчитывается по данным переписи 2002 года свыше 160. В России ныне проживает 17 народов, среди которых русские составляют 80% населения страны. В 1895 году Тульская область характеризовалась как «сплошь русская» (99,7% населения). В 1979 г. русские составляли здесь 95,9% жителей, в 1989 году – 95,3%, в начале ХХI века – 96,1%. Теперь собственно о том, что такое этнос. Возникновение этносов совпало с процессом антропогенеза. Это, примерно 4 млн. лет тому назад. Их трансформация продолжается и в настоящее время. Понятие «этнос» (от греч. ethnos – народ, племя) получило распространение в науке в последние два десятилетия ХХ в. До этого оно распадалось на понятия «племя», «народность», «нация», которые рассматривались как различные формы этноса, соответствующие разным ступеням человеческой цивилизации. В отечественной этнологии (наука о происхождении, расселении, культурно-бытовых, социальных, социально-психологических связях и отношениях этнических групп и народов) и социологии в настоящее время используются помимо принятого во всем мире понятия «этническая группа» понятия «этнонация», «национальность», «нация», «народ». При этом термин «нация» употребляется в двух значениях: нация как государственная общность («нация – государство») и нация как «этническая нация» («этнонация»). В первом случае нация рассматривается как образование, отражающее эволюцию этнической общности в условиях развития товарного производства, создания государства, возникновения согражданства проживающих в нем людей. Государства-нации образуют в своем единстве мировое сообщество. В политическом языке приняты, поэтому такие термины, как «государства-нации», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальные границы» и др. В них, разумеется, преобладает не этнический, а политический момент.
В отечественной литературе чаще используется термин и соответственно понятие «этнонация». Этносоциологи выделяют три подхода к пониманию этнического феномена. Это – примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы. Этнологи, кроме того, называют еще две этнологические концепции – информационную и системно-статистическую (компонентную). Примордиалистский (исконный, обусловленный данностью, онтологический) подход наиболее распространен и сам распадается на два крупных направления – эволюционно-исторические и социологическое. Эволюционно-историческое доминировало в мировой мысли до 60-70 –гг. ХХ в. И было единственным в отечественной науке вплоть до 90-х гг. Соответственно данной концепции важнейшими, как считает отечественный исследователь этноса Ю.В. Бромлей, свойствами (признаками) этносов являются язык, культура, этническое самоназвание или этноним. Эти свойства или признаки формируются в соответствующих территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых условиях[172]. Социологическое направление рассматривает этнос как «расширенную родственную группу», «круг родственников на основе биологического происхождения» (П. Ван-ден-Берг). Б.Барбер (США), ранжируя стратификационную структуру, последним элементом называют в ней родственные группы и их продолжение в форме этнических групп. Отмечая снижение роли этих групп, он все же приходит к выводу, что связь с этническими группами «по-прежнему считается достоинством или недостатком, как в различных видах социального взаимодействия, так и в сфере возможностей получения доступа к разнообразной социальной мобильности»[173]. В отечественной науке социологическое направление представлено пассионарной теорией Л.Н. Гумилева. Структурно-системная целостность, называемая этноценозом, включая в себя людей, доместикаты (домашние животные и культурные растения); ландшафты (как преобразованные человеком, как и «девственные»), богатство недр, взаимоотношения с соседями (дружеские, либо враждебные), то, или иное сочетание языков, элементов материальной, духовной культуры и т.д. Не считая возможным выделить признаки этносов, Л.Н. Гумилев определяет основное, универсальное приложение: «Мы такие-то, а все прочие другие». Второй инструменталистский подход (Н-Глезер, Д. Дэвис, Г. Дилигенский) характеризует этническую группу как общность, связанную интересами, а этничность, - как средство для достижения групповых интересов, равенства, утверждения достоинства, условия этнической мобилизации к политической борьбе. Третий, конструктивистский подход (Б. Андерсен, Э. Гелнер, Э.Хобебаум, В. Тишков) определяет этичность как интеллектуальную конструкцию ученых, политиков, которая вводится в сознание людей для достижения каких-то целей, совпадающих или несовпадающих с интересами этнической группы. Особую роль здесь играют социальные и политические лидеры. К конструктивистскому подходу близка информационная концепция этничности. Ее суть сводится к тому, что информация внутри этнической группы в силу объективных причин (территория, язык, традиции и др.) всегда более интересна, нежели вне ее, что содействует этнической сплоченности, формированию, говоря словами Э. Дюркгейма, «механической солидарности».
Сложность этносов положена в основу еще одной системно-статистической или компонентной теории. В рамках этой теории этносы определяются как исторически возникшие, эволюционизирующие сложные самовоспроизводящиеся социальные системы, обладающие многосоставной структурой. Структурные образования, в свою очередь, обладают сложным строением. В качестве компонентов этноса называются: расселение (Т-компонента), воспроизводство и демографическая структура (Д-компонента), производственно-экономическая деятельность и ее характер (Е-компонента), язык и разнообразие форм речевой деятельности (L-компонента), создание, использование и сохранение культуры (К-компонента), быт или устойчивые стереотипы в поведении, реализуемые в привычках, обычаях, обрядах (С-компонента), существенные стороны психического восприятия своего этноса и общей культуры мира (Р-компонента), система личностного контактирования и взаимодействия (R-компонента) и др. При всем различии в подходах к определению этноса, видно, что в них учитываются собственно этнические характеристики (язык, этнический характер, этническое самосознание, особенности культуры, традиций и т.д.) и условия формирования и бытия этих свойств. Спектр этих условий широк – от природно-географических, территориальных до социально-экономических, государственно-правовых. Отсюда широкий смысл этноса – «этносоциальный организм», включающий как собственно-этнические свойства, так и разнообразные условия формирования и развития этноса, и узкий – «этникос», включающий собственно этнические свойства. Рассматривая влияние условий формирования этноса и через призму исторических условий, его можно определить как исторически сложившуюся на определенной территории межпоколенную общность людей, обладающую общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психику, а также самосознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, проявляющимися, прежде всего в самосознании (эндоэтнониме). Можно привести еще одно определение этноса. «Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т.е. формируется этническое самосознание. Внешней формой выражения этноса является этноним – самоназвание (русские, французы, грузины)»[174]. В Российской социологической энциклопедии говорится: «Этнос (от греч. еthnos – народ) – особый, возникший исторически вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией и другими образованиями» [175]. Этносы структурированы не только по собственно-этническим, но и по социальным признакам: каждый из них имеет конкретное соотношение слоев, групп. В полиэтнических обществах, государствах этносы своими слоями, группами входят в многонациональные классы и слои. Характер взаимоотношений внутри последних, степень их структурированности влияет на взаимоотношения между этническими группами, на их социальную мобильность.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.009 с.) |