Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения



 

Важное место в системе социальных отношений современного общества занимают межэтнические отношения – отношения между этническими группами (этносами). Этносы – это, пожалуй, наиболее распространенные в мире общности людей: социологи, этнологи оценивают их количество примерно в 2-3 тысячи. Отношения между этносами (межэтнические отношения) существенно влияют на общие процессы стратификации интеграции, демократизации. Они аккумулируют огромные потенции самодвижения и развития. Чрезвычайно важное значение (как практическая социальная проблема и проблема научная, теоретическая) имеет та форма данных отношений, которая формулируется в понятиях «противоречие», «конфликт», «кризис». Речь идет о межэтнических противоречиях, конфликтах и кризисах: они могут оказать (и оказывают) серьезное негативное, сдерживающее влияние на положительные, прогрессивные процессы в обществе.

Об этнических группах (на уровне их самой общей характеристики и весьма коротко) уже говорилось в теме 11-ой нашего курса. Здесь, в этой теме мы попытаемся дать более развернутую характеристику как самого этноса, так и межэтнических отношений, включая межэтнические конфликты, о которых в предыдущих лекциях еще ничего не было сказано.

1. Понятие этноса и этнической общности: парадигмы интерпретации и определение.

2. Межэтнические отношения и их типы.

3. Межэтнические конфликты.

4. Этнополитическая ситуация в современной России. Национально-этническая политика российского государства.

 

Понятие этноса и этнической общности: парадигмы

Интерпретации и определение

Сначала, однако, о месте этнопроблематики в системе социологического знания. Этносы – объект междисциплинарного изучения. В социологии они изучаются этносоциологией («этнической социологией»). Непосредственным предметом данной отраслевой социологической дисциплины являются социальные процессы в различных этнических группах и средах и этнические процессы в системе социальных отношений общества. В западной науке термину «этносоциология» соответствует термин «социология межэтнических отношений». В этнической социологии имеют место два направления: (1) изучение этнической специфики общих социальных явлений и процессов и (2) исследование собственно этнических признаков (национального или этнического самосознания, языков, традиций, других элементов культуры с точки зрения их социальной обусловленности.

Необходимость изучения этносов вызывается полиэтничностью современного шестимиллиардного населения Земли: во вступительной части лекции уже было сказано, что сейчас на планете зафиксировано 2-3 тысячи этносов (по другим данным – 4-5 тысяч). В России их насчитывается по данным переписи 2002 года свыше 160. В России ныне проживает 17 народов, среди которых русские составляют 80% населения страны. В 1895 году Тульская область характеризовалась как «сплошь русская» (99,7% населения). В 1979 г. русские составляли здесь 95,9% жителей, в 1989 году – 95,3%, в начале ХХI века – 96,1%.

Теперь собственно о том, что такое этнос.

Возникновение этносов совпало с процессом антропогенеза. Это, примерно 4 млн. лет тому назад. Их трансформация продолжается и в настоящее время.

Понятие «этнос» (от греч. ethnos – народ, племя) получило распространение в науке в последние два десятилетия ХХ в. До этого оно распадалось на понятия «племя», «народность», «нация», которые рассматривались как различные формы этноса, соответствующие разным ступеням человеческой цивилизации.

В отечественной этнологии (наука о происхождении, расселении, культурно-бытовых, социальных, социально-психологических связях и отношениях этнических групп и народов) и социологии в настоящее время используются помимо принятого во всем мире понятия «этническая группа» понятия «этнонация», «национальность», «нация», «народ». При этом термин «нация» употребляется в двух значениях: нация как государственная общность («нация – государство») и нация как «этническая нация» («этнонация»).

В первом случае нация рассматривается как образование, отражающее эволюцию этнической общности в условиях развития товарного производства, создания государства, возникновения согражданства проживающих в нем людей. Государства-нации образуют в своем единстве мировое сообщество. В политическом языке приняты, поэтому такие термины, как «государства-нации», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальные границы» и др. В них, разумеется, преобладает не этнический, а политический момент.

В отечественной литературе чаще используется термин и соответственно понятие «этнонация». Этносоциологи выделяют три подхода к пониманию этнического феномена. Это – примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы. Этнологи, кроме того, называют еще две этнологические концепции – информационную и системно-статистическую (компонентную).

Примордиалистский (исконный, обусловленный данностью, онтологический) подход наиболее распространен и сам распадается на два крупных направления – эволюционно-исторические и социологическое. Эволюционно-историческое доминировало в мировой мысли до 60-70 –гг. ХХ в. И было единственным в отечественной науке вплоть до 90-х гг. Соответственно данной концепции важнейшими, как считает отечественный исследователь этноса Ю.В. Бромлей, свойствами (признаками) этносов являются язык, культура, этническое самоназвание или этноним. Эти свойства или признаки формируются в соответствующих территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых условиях[172].

Социологическое направление рассматривает этнос как «расширенную родственную группу», «круг родственников на основе биологического происхождения» (П. Ван-ден-Берг). Б.Барбер (США), ранжируя стратификационную структуру, последним элементом называют в ней родственные группы и их продолжение в форме этнических групп. Отмечая снижение роли этих групп, он все же приходит к выводу, что связь с этническими группами «по-прежнему считается достоинством или недостатком, как в различных видах социального взаимодействия, так и в сфере возможностей получения доступа к разнообразной социальной мобильности»[173].

В отечественной науке социологическое направление представлено пассионарной теорией Л.Н. Гумилева. Структурно-системная целостность, называемая этноценозом, включая в себя людей, доместикаты (домашние животные и культурные растения); ландшафты (как преобразованные человеком, как и «девственные»), богатство недр, взаимоотношения с соседями (дружеские, либо враждебные), то, или иное сочетание языков, элементов материальной, духовной культуры и т.д. Не считая возможным выделить признаки этносов, Л.Н. Гумилев определяет основное, универсальное приложение: «Мы такие-то, а все прочие другие».

Второй инструменталистский подход (Н-Глезер, Д. Дэвис, Г. Дилигенский) характеризует этническую группу как общность, связанную интересами, а этничность, - как средство для достижения групповых интересов, равенства, утверждения достоинства, условия этнической мобилизации к политической борьбе.

Третий, конструктивистский подход (Б. Андерсен, Э. Гелнер, Э.Хобебаум, В. Тишков) определяет этичность как интеллектуальную конструкцию ученых, политиков, которая вводится в сознание людей для достижения каких-то целей, совпадающих или несовпадающих с интересами этнической группы. Особую роль здесь играют социальные и политические лидеры.

К конструктивистскому подходу близка информационная концепция этничности. Ее суть сводится к тому, что информация внутри этнической группы в силу объективных причин (территория, язык, традиции и др.) всегда более интересна, нежели вне ее, что содействует этнической сплоченности, формированию, говоря словами Э. Дюркгейма, «механической солидарности».

Сложность этносов положена в основу еще одной системно-статистической или компонентной теории. В рамках этой теории этносы определяются как исторически возникшие, эволюционизирующие сложные самовоспроизводящиеся социальные системы, обладающие многосоставной структурой. Структурные образования, в свою очередь, обладают сложным строением. В качестве компонентов этноса называются: расселение (Т-компонента), воспроизводство и демографическая структура (Д-компонента), производственно-экономическая деятельность и ее характер (Е-компонента), язык и разнообразие форм речевой деятельности (L-компонента), создание, использование и сохранение культуры (К-компонента), быт или устойчивые стереотипы в поведении, реализуемые в привычках, обычаях, обрядах (С-компонента), существенные стороны психического восприятия своего этноса и общей культуры мира (Р-компонента), система личностного контактирования и взаимодействия (R-компонента) и др.

При всем различии в подходах к определению этноса, видно, что в них учитываются собственно этнические характеристики (язык, этнический характер, этническое самосознание, особенности культуры, традиций и т.д.) и условия формирования и бытия этих свойств. Спектр этих условий широк – от природно-географических, территориальных до социально-экономических, государственно-правовых. Отсюда широкий смысл этноса – «этносоциальный организм», включающий как собственно-этнические свойства, так и разнообразные условия формирования и развития этноса, и узкий – «этникос», включающий собственно этнические свойства.

Рассматривая влияние условий формирования этноса и через призму исторических условий, его можно определить как исторически сложившуюся на определенной территории межпоколенную общность людей, обладающую общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психику, а также самосознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, проявляющимися, прежде всего в самосознании (эндоэтнониме).

Можно привести еще одно определение этноса. «Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т.е. формируется этническое самосознание. Внешней формой выражения этноса является этноним – самоназвание (русские, французы, грузины)»[174].

В Российской социологической энциклопедии говорится: «Этнос (от греч. еthnos – народ) – особый, возникший исторически вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией и другими образованиями» [175].

Этносы структурированы не только по собственно-этническим, но и по социальным признакам: каждый из них имеет конкретное соотношение слоев, групп. В полиэтнических обществах, государствах этносы своими слоями, группами входят в многонациональные классы и слои. Характер взаимоотношений внутри последних, степень их структурированности влияет на взаимоотношения между этническими группами, на их социальную мобильность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.009 с.)