Проблемы классификации социальных движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы классификации социальных движений



Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д. Поэтому при анализе применяется классификация наиболее общих признаков движений и выделяются их «идеальные типы».

Политические движения. В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, социальные движения приобретают характер движений политических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие «политические движения» аналитической строгости. Этот тип движений может классифицироваться, исходя из состава основной массы участников (крестьянские, пролетарские, феминистские и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформистские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гражданского неповиновения и т.п.).

Конкретные политические движения могут охватывать значительные массы населения в одной стране. Таковым является английский чартизм – политическое движение пролетариата в 1830 – 1850 годах, цели и требования которого были выражены в так называемой «Народной хартии» (1838 г.); аболиционизм – развернувшиеся в конце XVIII - начале XIX века в США массовое движение за отмену рабства негров; пужадизм в середине 50-х годов XX века во Франции; движение диссидентов в 1980-е годы в бывшем Советском Союзе.

Политические движения могут распространяться и в нескольких и во многих странах, приобретая тем самым международный характер, каким было, например, анархистское движение во второй половине XIX –начале XX веках. Широко известно движение сопротивления, развернувшееся во время второй мировой войны в ряде стран Европы и Азии массовое национально-освободительное антифашистское движение против германских, итальянских и японских оккупантов, их союзников и местных пособников. В этом движении участвовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, патриотически-настроенная мелкая и средняя буржуазия, их общей целью было изгнание захватчиков и проведение в послевоенное время демократических преобразований.

Отчетливо выраженный политический характер имел белорусский народный фронт, возникший в 1988 году. В его программных документах провозглашается, что Белорусский народный фронт – это «широкое общественно-политическое движение граждан, партий, организаций, которые выступают за демократические идеалы, за сильное независимое государство Беларусь, за социальную рыночную экономику, за национально-культурное возрождение нашего народа». На базе этого движения в мае 1993 года была создана политическая партия БНФ. Таким образом, политическое движение на определенном этапе своего развития может выделить из своего состава политическую партию. С другой стороны некоторые партии используют образ широкого политического движения как более популярный и предпочитают навязывать себя движениями, например, Народное республиканское движение во Франции, Итальянское социальное движение.

Цели, ценности, программы действий политических движений возникают, как правило, не на пустом месте, а в той или иной степени соотносятся с существующими в данной стране или регионе политическими традициями. Это связанно с тем, что политические движения возникают в определенных национальных или политических культурах в ответ на новые социальные и политические проблемы, возникающие на определенных этапах развития общества. Так сначала рождаются либеральные консервативные, фашистские и иные движения, а на более поздних этапах развития общества (скажем, в современных социально-политических условиях) появляются неолиберальные, неоконсервативные, неофашистские движения. В условиях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурно ситуацией, появляются, пользуются особой популярностью различного рода популистские движения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполненных при существующих экономических и политических условиях.

В русле структурно-функционального социологического подхода политического движения чаще всего рассматриваются с точки зрения их функциональности по отношению к существующей политической системе.

Экспрессивные движения – более или менее массовые движения людей, которые относительно отчетливо понимают непривлекательность и противоречивость существующей социальной действительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а свое отношение к ней. Посредствам мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры, других форм эмоциональной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь приемлемой и терпимой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализованные, в том числе религиозно окрашенные, действия людей в Древнем Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий совершали сложные ритуалы, массовые танцы и песнопения, слушали порицателей и магов, создавали и распространяли мистические учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной с их точки зрения жизни общества.

В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выражены в молодежной сфере. Разнообразными проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров, люберов, митьков и других молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его согласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.

Исходя из особенностей стратегии, социальные движения можно классифицировать на движения реформ и революционные движения. Движение реформ можно рассматривать, как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединялись для борьбы реформ, необходимы несколько условий:

а) участники таких движений должны позитивно относится к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства;

б) они должны располагать институциональными (т.е. допускаемыми государством, правящей партией, действующим в обществе законодательством и др.) возможностями высказывать свое мнение и осуществлять активные действия в поддержку намечаемых реформ;

в) граждане данной страны должны обладать широким набором политических прав и безболезненно подвергать критике функционирующие в обществе социальные институты, требовать реформирования содержания и форм их деятельности.

Такие движения не могут развиваться в условиях господства тоталитарного политического режима, при котором попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Как правило, к числу реформистских относятся социал-демократические движения в Германии, Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а так же возникшие в последние годы движения в странах СНГ.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функции многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных и дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Необходимо отметить что термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, такими, например, как «промышленная революция», «сексуальная революция». Но в этом случае мы имеем дело совершенно с другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальные порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего.

Обратив внимание на то, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательно средой для революционных движений, поскольку она является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на правительство и другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становится революционерами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, так как и в том. И в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Кроме используемой стратегии движения различаются по своим целям. Например, движения сопротивления. В литературе можно встретить и другое название подобных движений – оппозиционные движения. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных которые считают, что изменения в обществе происходят очень быстро. Другими словами, движения сопротивления – это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивлениям реформам, которые включают людей своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ. Примерами таких движений могут служить движение потребителей, движение обманутых вкладчиков.

Как мы уже отмечали ранее, движения могут классифицироваться, исходя из мотивации деятельности. В рамках данного типа движений остановимся подробнее на экологических движениях. Итак, экологические движения – массовые действия, направленные на трактовку обусловленности человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными, но и экологическими факторами, роль которых неуклонно возрастает в условиях обостряющегося «экологического дефицита», истощения природных ресурсов, вызванного усиливающимися антропогенными, прежде всего техногенными воздействием на окружающую природную среду, чреватым непредсказуемыми экстремальными ситуациями и катастрофами. Сторонники этих движений убеждены, что тенденции развития общества «не могут быть полностью поняты вне экологической перспективы». Они бросили вызов «обществу потребления», противопоставляя стремлению «иметь больше», желание лучшего «качества жизни». Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше возможностей для самореализации личности.

Экологическое движение с самого периода своего зарождения (более полувека назад) не были однородными ни по составу участников, ни по ориентациям. В них входили и экополитики, и экотехнократы – сторонники тесного сотрудничества с государственными властями, и экоанархисты – противники властных структур, и экоальтернативисты. При всем их различии в оттенках взглядов и практических действий все-таки превалирующими выступают две тенденции.

Первая из них – природоохранная – выраженная отчетливо в деятельности тех экологических групп, лидеры которых неохотно вовлекаются в политику, избегая участия в политических акциях. Вторая все более отчетливо выражается в деятельности и ориентациях тех объединений, включая и партии «зеленых», которые направлены на борьбу за власть, а поэтому все более отчетливо политизируются. Однако обе эти тенденции не перекрывают общих целей и интересов движения, которые в целом продолжает понимать разнообразную экологическую деятельность, в том числе и экополитику, прежде всего как охрану природы, сбережение и воспроизводство природных ресурсов. Несмотря на внутреннюю дифференциацию, мировоззренческие и идеологические принципы экологических движений, их различные модификации построены на рациональных основаниях, на вере в науку, в силу человеческого разума, на общности восприятия экологической ситуации как катастрофической, на надеждах на восстановление гармонии человека с природой.

Далее, исходя из целей, движения могут носить национально-освободительный характер. Национально-освободительные движения – массовые действия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию национально-этнической общности права на самоопределение, на создание независимого национального государства. Такие движения широко развернулись в странах Европы и Америки в XVI – XIX веках.

Новым этапом национально-освободительных движений стала борьба против германского и итальянского фашизма, японского милитаризма в Европе и Азии в годы Второй мировой войны. Широкое развитие национально-освободительные движения приобрели после Второй мировой войны, когда под их напором рушились колониальные империи Англии, Франции и других высокоразвитых стран.

Своеобразной модификацией национально-освободительных движений стала деятельность народных фронтов в период развития Советского Союза в странах Прибалтики, Закавказья. В современной России возникло национально-патриотическое движение, поборники которого утверждают, что в условиях слабой государственной власти, хозяйственного хаоса и роста преступности «ярко выраженная доминанта русского национализма оказывается особо привлекательной», что в период формирования новой российской государственности «национализм превращается в важнейший фактор политической стабильности».

Рассматривая в качестве основания для классификации состав социального движения, нельзя оставить без внимания молодежные и феминистские движения. Молодежные движения – массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных движений в основном студенческих, 60-х годов выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур.

Иную окраску приобретает большинство молодежных движений 80-90-х годов. О каком-либо фундаментальном изменении общественного строя речь уже не идет, теперь главная цель молодежных инициатив – лозунг «оставьте нас в покое». Решающее ключевое слово в требовании сторонников этих движений автономия. Требования автономии и самоуправления в молодежных центрах, как правило, не разделяются широкой общественностью и государственными структурами, которые не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентировалась другими нормами и требованиями, чем господствующее в обществе.

Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за управление женщин в правах с мужчинами, за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало возникновения этих движений восходит к эпохе буржуазных революций во Франции, Англии и США.

Для первого этапа развития феминистских движений, возникшего в XVIII веке и пережившего пик своего подъема в конце XIX века, характерна весьма узкая трактовка социального равенства женщин, понимаемого только в качестве первого равенства, что нашло яркое воплощение в суфражистском (от англ. Suffrage – избирательное право) движение во второй половине XIX - начале XX века в Великобритании, США и ряде других стран.

Новый этап феминистских движений начинается в конце 60-начале 70-х годов XX века под новым названием неофеминизма, который широко распространен ныне в странах Западной Европы (Германии, Франции, Италии и др.) и в США. В приделах этих движений существуют три основных направления.

Консервативное направление в феминистских движениях опирается на фрейдистские концепции, которые преувеличивают материнскую функцию женщины и отрицают наличие какой-либо дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники этого направления обуславливают социальное положение женщины ее биологической сущности и утверждают, что ее основная задача – рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно восходить в круг ее интересов и жизнедеятельности.

Иные позиции отстаивают сторонники либерально-риформистского течения в феминистских движениях. Они исходят из предложения, что добиться социального равенства женщин с мужчинами вполне возможно в рамках существующего общественного строя посредством проведения социалоно-экономических, правовых и политических реформ. Отмечая большую социальную значимость и важность материнства и детства, высокую ценность семьи, они вместе с тем выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную деятельность. Формирование подобных ориентаций обусловлено разрушением патриархальной семьи, изменением традиционной роли женщины в семье и обществе, распространением партнерских ценностных представлений.

Наиболее резкие и жесткие требования к властным структурам предъявляют поборники радикального направления в феминистских движениях, которые стали развиваться в конце 60-х годов XX века. Они критикуют либералов за умеренные реформистские позиции, предлагают более радикальные меры во имя достижения равноправного положения женщин с мужчинами. Их теоретические представления и программы действий базируются на признании антагонизма полов. Поскольку власть, считают они, сосредоточенна в руках мужчин, современное общество, основанное на разделении и противоречии и противопоставлении людей по половому признаку, является патриархальным и должно быть радикально перестроено. Только осуществление женской революции, направленной на преодоление всевластия мужчин, способно привести к желанному равноправию и свободе женщин.

Мы уже отмечали, что все существующие классификации социальных движений носят довольно условный характер, в чистом виде такие социальные движения встречаются редко. Одно и то же движение, например, молодежное, в зависимости от стратегии может быть как революционным, так и движением реформ, оно же может выступать в поддержку экологических организаций либо как движение в защиту мира. Более важным для нас является вопрос о происхождении социальных движений и о том, какими причинами обусловливается их появление. Итак, мы переходим к третьему вопросу нашей лекции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.019 с.)