Социология и экономическая наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология и экономическая наука



В рамках вопроса о соотношении социологии как общей, интегральной социологической дисциплины к частным социальным (общественным) наукам следует рассмотреть также проблему соотношения социологии и экономической науки.[75]

Отличие социологии от экономической теории в целом уже было зафиксировано во вступлении к данному разделу главы. Поэтому здесь мы остановимся больше на взаимодействии данных двух обширнейших областей [гуманитарного] знания на их взаимовлиянии, особенном на том общем, что объединяет, связывает их функционально между собой.

Экономическая теория об собственности, а также по поводу производства, обмена, распределения и потребления. Иногда экономика определяется как наука об использовании конкретными людьми и обществом, в целом, ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, машины производственного назначения, технические знания) даже производство различных товаров и услуг и распределение их потребления между отдельными людьми и группами общества в настоящем и будущим (См.: Российская социальная энциклопедия Норма - ИНФРА – М – Москва, 1999.С.628-629).

«В самом первом приближении экономику, например, интересуют прежде всего соотношение издержек и эффективности человеческого действия. По всей вероятности она рассматривает эти действия с точки зрения распоряжения ограниченными ресурсами, к которым стремятся участники действия и хотят использовать их к наименьшей своей выгоде. Следовательно, в экономической науке отношения между действующими индивидами (акторами) выступает как объект производства и обмена товарами и услугами, регулируемее спросом и предложением. Очевидно, что эта наука суммирует свои выводы и открытия, составляя из них модель процесса по средством которого ресурсы образуются, добываются в зависимости от спроса» (З. Бауман. Мыслить социологически. Уч. пособие / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. – М., Аспект Пресс. 1966. С. 13).

Социология тесно связана с экономической наукой, а точнее они, эти две дисциплины, взаимосвязаны между собой и эта взаимосвязь их может быть выражена, как уже говорилось в преамбуле к данному разделу, термином «взаимодействие».

«Взаимодействуя с экономическими науками, социология участвует в анализе поведения работника, в решении экономических, организационных, технических, управленческих и т. п. задач, связанных с функционированием собственности. Социология помогает экономическим наукам освободится от бессубъектного рассмотрения производства, в полном объёме оценить возможности знаний, воли, мотивов, желаний человека и их влияние на рост производительности труда, качество продукции, повышение социальной эффективности народного хозяйства» (Ж. Т. Тощенко. Социология. Общий курс. М., Прометей, 1994. С. 36).

Тесную связь социологии экономической науки хорошо демонстрируют такие отрасли социологического знания, как «Социология управления», «Социология труда», «Неравенство в обществе», «Социальная стратификация» и др.

Социология как общая наука, с одной стороны, опирается на данные представляемые экономических отношений людей, правда, не самому по себе, как экономическая наука, а как специфическую сферу социальных отношений, социальной деятельности людей. Ведь экономические отношения – это в конечном счёте не что иное как конкретное проявление социального и в этом плане они, эти отношения, являются одной из сфер предметной области социологии. И это последнее, пожалуй, особенно важное для понимания того, как соотносятся между собой социология и экономическая наука.

Исследуя сферу проявления социального в экономических отношениях (производство, обмен, распределение и т. п.), социология в качестве одной из важных отраслевых социологических теорий, включает в себя экономическую социологию. Эта последняя представляет собой именно часть социологии, социологическую дисциплину. Её предмет – социальное содержание и социальная форма экономических взаимодействий людей. То есть, если экономическая наука делает акцент на исследовании экономического (производство, обмен, распределение, потребление, финансы, бюджет, рынок, спрос, предложение и т. д.), то социология – на отношениях людей в экономике (интересы, цели, мотивация, справедливость и т. д.).

Экономическая социология – «… научное направление. предмет которого – социального закономерности экономического развития общества и социальная эффективность экономический решений. Социология экономическая изучает проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое поведение проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое поведение классов и групп, влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности, социальных норм и социальных ценностей на повышение производительности общественного труда, улучшение качества производимой продукции» (Российская социологическая энциклопедия. НОРМА – ИНТРА – М. – Москва, 1999. С. 526).

Экономическая социология на Западе в настоящее время развивается не как единая, и слостная и особая отрасль знаний, а как достаточно широкое и разнообразное направление, охватывающее довольно обширную область исследования социально-экономических проблем общества в целом. Его принято называть «Экономика и общество». Что касается России, то здесь экономическая социология складывается сейчас в особую относительно самостоятельную научную отрасль знания со статусом отдельной специализированной научной и учебной дисциплины. Как таковая она разрабатывается общими условиями, как социологов, так и экономистов. При этом стратегической линией в процессе констатирования ее является применение социологической теории и социологических методов исследования к действительности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Главным фактором, обуславливающим необходимость разработки экономической социологии в таком ее виде (да и вообще) является осознание научным сообществом, да и передовыми практиками узости «чисто экономического» анализа, понимание того, что какой-либо успех эффективного функционирования производства может, был получен, если производство будет нацелено на интересы человека.

Социология экономики последовательно проводит линию, как считает известный в области социологии экономики (экономической социологии) американский учёный Н. Смелзер, - «на применение социологической теории и социологических исследований к комплексу действительности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением экономических товаров и услуг» (Смелзер Н. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Пер. с англ. М., 1972. С. 190-191). И далее: «Экономическая социология – дисциплина, изучающая отношения между экономическими и не экономическими аспектами социальной жизни». (The Sociology of Economic Life (1963)).

Один из отечественных социологов в области экономической социологии В. В. Радаев представляет данную область как «процесс развертывания системы социологических понятий в плоскость хозяйственных отношений» (В. В. Радаев. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. С. 6).

Экономическая социология – главное звено, соединяющее социологию как науку с экономической наукой. Это – своего рода мост перекинутый для обменных процессов информации между этими дисциплинами. Особенность и пересечение двух наук, а результат, продукт специализации и кооперации при изучении экономической сферы отношений данными дисциплиной, продукт, дополняющий экономическое изучение экономики социологическим изучением и зачастую расширяющий возможности человека в позиции данного социального объекта – экономической жизни людей, и тем самым углубляющий наши знания об обществе в целом, в единстве всех его главных сторон, включая и экономическую сторону.

Здест, кстати, хотелось бы заменить вопреки господствующему ныне мнению, что экономическая социология, это не пересечение (наложения) двух наук социологии и экономической теории, - а продукт именно специального изучения социально экономической сферы общественных отношений.

Экономическая социология изучает социальную сторону экономики:

1) ее социальное содержание;

2) социальную общественность экономической жизни;

3) место и роль в социологической жизни людей.

Если хотите, можно сказать так: Экономическая социология является социальной (социологической теорией) экономической жизни общества.

 

 

Список литературы

1.Де Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. – М., 1909

2.Кареев Н. И. Основные вопросы философии истории. – СПб., 1887. Т.2.

3. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Изд.4-е. СПб., 1897.

4. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М., Инфра-М., 2000.

5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

6. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1999.

7 Слободчиков В. И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Уч. пособие для вузов. - М., 1980.

8. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

9. Хрестоматия по истории психологии / Пол ред. П.Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М., 1980.

10. Шихарев П. Н. Психология социальная // Российская социологическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Тема 9. Социология и жизнь общества. Функции социологии

 

Любая ставшая, сложившаяся наука представляет собой некое институциональное образование. Как таковая она является социальным явлением (социальным институтом) и соответственно удовлетворяет общественной потребности в знаниях относительно той или иной области жизни общества. То есть, всякая подлинная наука имеет социальный (общественный) смысл. Этот ее смысл реализуется через выполнение ею определенных общественнозначимых функций. Социология не является в этом отношении исключением. Как и всякая наука, она тесно связана с жизнью общества и в том отношении, что возникает и существует под влиянием общественных запросов, и в том плане, что она оказывает обратное воздействие на жизнь людей. Это последнее реализуется через выполнение социологией своих социальных функций.

Цель данной лекции обозначить и по возможности полнее раскрыть содержание (смысл) тех социальных функций, которые социология как отдельная наука призвана выполнять в современном обществе. Реализовать эту цель можно через рассмотрение следующих вопросов.


 

План

1. Социология и жизнь общества (постановка вопроса).

2. Социальные функции социологии

2.1.Атрибутивные (конституирующие) функции социологии

2.2.Методологическая функция социологической науки

2.3.0 некоторых спорных (дискутируемых) функциях социологии.


1. Социология и жизнь общества (постановка вопроса)

 

Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью. Вo-первых, - и, прежде всего, - она возникла и конструировалась как ответ на практические запросы меняющего свою конкретно-историческую форму общества.Эта смена одной исторической формы общества другою


представляла собой процесс утверждения и дальнейшего динамично набирающего темпы развития нового социального строя - западноевропейского капитализма, который возник и функционировал на иных основаниях, имел совершенно фундаментальные ценности, нежели уходящий в историческое прошлое и основанный преимущественно на мало изменяющихся традициях феодализм. Капитализм - общество чрезвычайно рационалистическое, прагматичное. Как таковой он с самого своего рождения нуждался в качественно новой организации социальной жизни более совершенном управлении. Одновременно это общество испытывало потребность в усилении (расширении и углублении) в системе общей его организации такой ее составляющей, как самоорганизация и самоуправление без чего оно не могло нормально функционировать и совершенствоваться. Конкретно социальной формой самоорганизации и самоуправления социальной системы, рожденной новым общественно-политическим строем явилось гражданское общество, предполагающее возрастание роли в общей организации жизни социума, индивида, личности, различных сообществ индивидов и социальных групп. Расширение свободы, прав и одновременно ответственности, связанное с формированием гражданского общества, демократизацией общественной жизни, требовало повышения социальной грамотности людей, их общей и социальной (теперь социологической) культуры, аналогично тому как бурное развитие промышленности, техники и производства обусловило не менее бурное, революционное по своей сути, развитие естествознания и технических наук. Однако, если в отношении естественных наук и технических наук к концу первой трети XIX в., то есть ко времени возникновения социологии, уже как более или менее точную

 

науку об обществе еще предстояло создать. Общество чрезвычайно нуждалось в такой науке. Она должна была обеспечить новый уровень социального самосознания, и самопонимания, без чего новое общество как общество по своей природе чрезвычайно рационалистическое, крайне прагматическое, общество жизненным нервом которого является тотальная, всеохватывающая инициативность и предприимчивость, общество не традиционное а индустриальное не могло и функционировать нормально, ни тем более нормально развиваться.

Социология и задумывалась ее создателями, прежде всего О.Контом, как раз как научный фундамент, на котором бы капиталистическое общество могло бы нормально функционировать и успешно наращивать свой потенциал, постепенно безо всяких революционных потрясений, эволюционировать, развиваться к более совершенным и более рациональным своим формам. По мнению О.Конта, общество с началом XIX века вступило в свою высшую стадию - стадию позитивного (нереволюционного) развития. Основой этого развития и должна стать социология - новая, позитивная, (точная), аналогично естествознанию, общественная наука. Если первые две стадии развития человечества, по Конту их всего три, основывались - первая - на мифах, религии (мифологическая стадия), вторая - на мировоззрении (философская, метафизическая стадия), - то третья должна основываться на науке (научная, позитивная стадия). И ключевую роль в этом последнем случае должна будет сыграть социология.

Ключевая роль социологии в развитии общества на третьей стадии его истории, в самом переходе к этой стадии от стадии метафизической обуславливается тем, что она порывала с философским, то есть с общими, умозрительными, спекулятивными рассуждениями и знаменовала переход к изучению реальных эмпирических (социальных) фактов по образу и подобию естественных наук того времени - физики, химии, биологии и др., изучающих природные явления, что социология, по мнению ее архитекторов, это наука, выводы, положения, суждения и прогнозы которой можно верифицировать, то есть проверить на истинность - доказать или опровергнуть.

Во-вторых, социология напрямую связана с жизнью общества и в том отношении, что она совершенствуется и развивается в соответствии с развитием общества. Оказывая мощное позитивное воздействие как ведущая социальная наука на общественную жизнь, она сама испытывает на себе, на своем развитии животворное влияние социальной жизни людей людей. Какие бы трудности в отношениях социологии с обществом не возникали на различных этапах ее истории, она всегда, разумеется, взятая в целом, как мировая мысль, шла в ногу с его развитием, в каких-то конкретных своих частях или областях иногда отставая от запросов жизни, а иногда и опережая ее развитие. Как и всякая другая общественная наука, социология может ставить и решать только те проблемы, которые начинают волновать общество, которые осознаются обществом и от решения которых зависит нормальное функционирование и развитие общества. Наука вообще может ставить и надлежащим образом решать только те проблемы, средства, для решения которых уже имеются у нее. Сами же эти средства - их наличие или отсутствие - обуславливаются ни чем иным как общественной практикой, уровнем ее развития, то есть жизнью общества.

Социология и выступает как раз в качестве научного способа осознания обществом, постановки артикуляции (формулирования) и, наконец, познавательного (теоретического) решения тех социальных проблем, которые встают на соответствующем этапе функционирования и эволюции общества. Решая данные проблемы, - а они по отношению к социологии становятся уже социологическими (социальные проблемы как проблемы практической жизни общества при их осознании и постановке наукой трансформируются в социологические проблемы), социология сама совершенствуется, развивается, обогащая общество соответствующими знаниями, а саму себя новым теоретическим материалом и более совершенными исследовательскими средствами.

И, наконец, в-третьих, связь социологии с жизнью общества,
социологической теории с социальной практикой проявляется в непосредственном, прямом воздействии, всего ее теоретического, методологического и методического комплекса на общество через те, на этот раз уже специализированные функции, которые она по самой своей природе как наука вообще и, как особая, специфическая научная дисциплина призвана выполнять. В контексте рассматриваемой в данном разделе проблематики - о роли социологии в жизни общества, вопрос о функциях социологии является наиболее конкретным, определенным и значимым. Остановимся поэтому более подробно на его рассмотрении. Что же касается первого и второго аспектов данной проблематики, они касаются как было только что показано, влияния общественной жизни на возникновение и развитие социологии - то они как таковые здесь специально не будут больше затрагиваться.

 

2. Социальные функции социологии

2.1.Атрибутивные (конституирующие) функции социологии

Итак, каковы те функции, которые выполняет социология как особая (отдельная) наука и, следовательно, какую роль конкретно социология играет в жизни общества, выполняя эти свои, обусловленные ее природой и характером социальные функции.

Ранее уже говорилось немного о прикладной функции социологии. Однако значение и роль данной научной дисциплины нельзя свести исключительно к этой ее функции. Тем более, что данная функция рассматривалась нами ранее в несколько ином контексте, а не сама по себе, а именно в контексте характеристики социологии как внутренне многоплановой, многопрофильной комплексной науки. К тому же хотя прикладная функция социологии и является главной среди всех остальных, но не единственной. Роль и значение социологии в жизни общества гораздо шире, богаче, больше того, что стоит за прикладной ее функцией. Роль социологии и её значение реализуются в целом ряде выполняемых ею функций, среди которых, конечно же и прикладная как всего лишь одна из этих функций. Они связаны уже не только с прикладной социологией, но и с фундаментальной, теоретической, эмпирической социологией в целом, включая процесс сбора первичной информации, регистрацией фактов, их классификацией, описанием и интерпретацией; как с макро -, так и микросоциологией; общей теорией общества и теориями среднего уровня (частными социологическими теориями).

В современной социологической литературе включая учебную, существуют разные мнения о тех функция, которые призвана выполнять социология как наука: общепринятого взгляда здесь нет ни на на количество этих функций, ни на их систему. Если существующие сегодня точки зрения по данному вопросу суммировать, то этот общий суммарный взгляд будет означать признание того, что социология выполняет в жизни современного общества следующие функции.


(1)Теоретико- позновательную (Ж.Т.Тощенко, Э. В. Тадевосян) или просто познавательную (Радугина А.А. и К.А.); (2) прогностическую (А.А. и К .А. Радугны ); (3) прикладную (А.А. и К.А. Радугины), называемую иногда еще практически-политической. (Э.В.Тадевосян) или управленческой (Ж.Т.Тощенко); (4) идейно-воспитательную (Э.В. Тадевосян) или идеологическую (А.А. и К.А. Радугины). Некоторымиавторами за социологией закрепляются также методологическая и просветительная функции»

Рассмотрим эти функции социологи каждую в отдельности.

Начнем с теоретико-познавательной функции социологии. Ее сущность -приращение информации, знаний об изучаемой социологией объекте -обществе, взятом в характерной для данной науки предметной специфике. Если говорить более определенно, то задача социологии сводится в данном случае к выявлению сущности социального, социальной жизни общества, его природы и естественноисторического смысла; открытию и исследованию объективно действующих законов и тенденций, лежащих в основе функционирования и изменения (эволюции) общества – как токового, общества в целом, а также и тех его сторон и процессов, в которых реализует специфическое качество общественной жизни, называемое "социальном", качество, обусловливающее целостность общества.

Изучаемые социологией законы и тенденции называются

социологическими. Они могут быть как общесоциологическими, так и частносоциологическими.: Первые - это законы, которые лежат в основе функционирования общества как целостной системы; вторые - это социологические законы функционирования и развития тех или иных отдельных сторон общества, сфер, а также социальных явлений и процессов, из которых в конечном счете и складывается жизнь людей на социальном уровне. К исследованию данных законов имеют отношение - оно различно, но одинаково важно, как теоретическая, так и эмпирическая социология. Если
эмпирическая социология нацелена на сбор первичной информации -
регистрацию фактов, их описание и классификацию, то теоретическая
социология, используя данную информацию, осуществляет объяснение
различных, социальных явлений и процессов, причин тех или иных социальных
изменений. Иными словами задача социологии заключается в том, чтобы отвечать на вопросы – что происходит в обществе в целом, с образующими его различными сообществами, организациями и индивидами, как, почему (в силу каких причин) и в каком направлении осуществляются его изменения.

Познавательная функция социологии- это атрибутивная и сущностная ее функция. Она имплицитно в самом названии социологии как науки. Ведь наука-это не то что иное как процесс познания. Наука и познание- почти одно и тоже. Разница лишь в том, что познание - понятие более широкое, чем наука: в него помимо собственно научного включается и обыденное познание, осуществляемое людьми в процессе повседневной жизни, под непосредственным воздействием на них их обыденного житейского опыта. Об этой функции социологии можно было бы и не говорить, если бы изучение социологией своего предмета имело исключительно практическое, прикладное значение. Речь в таком случае должна бы была идти лишь о практической, прикладной функции. Ведь как бы там не было, главное, основное значение социологии как и любой другой, в том числе и естественной, технической науки, - это помощь человеку в решении каких-либо практических задач, связанных с удовлетворением его личных потребностей.

Однако, какое бы практическое значение мы не придавали науке, она обладает большим, нежели одно лишь прикладное значение, смыслом. Наука подчинена не одному лишь практическому, тем более материально-практическому, интересу. Наука, в том числе и социология, связана и с таким


интересом как любознательность, представляющая собой природное свойство человека. Данное свойство связано с узнаванием (познанием) человеком того, что его окружает, какова среда, в которой он живет, что он сам представляет собой, какое ему отведено место в мире, в чем его суть и назначение, каковы судьбы человечества, что и как необходимо делать, как себя вести на глобальном или макроуровне, и на уровне его повседневности, чтобы жизнь продолжалась. И хотя, как говорил Экклезиаст, познание умножает скорбь, история свидетельствует, что нередко человек предпочитал нести лишения, а то и умереть, ради истины - этого одного из важнейших, наряду с властью, богатством, любовью, предмета человеческого вожделения.

Да, и прежде чем науку использовать в практических целях, необходимо, чтобы уже было, что использовать, то есть наука должна предоставить человеку нужную ему достоверную информацию, точные знания о соответствующих областях действительности. А это значит, что практике логически предшествует познавательный процесс. Разумеется, лишь логически, ибо само познание человеком мира во многом зависит от его практической деятельности, которая ставит перед человеком различные проблемы, создает разного рода затруднения, побуждая тем самым его постоянно наращивать познавательный процесс. Особенно это касается фундаментальных отраслей знания, результат которых или в силу неразвитости практики, или потому, что имеют чрезвычайно общий, абстрактный характер, не могут быть сразу же использованы в практике человека. Применение таких знаний нередко носит опосредованный характер и порой проходят десятки, а то и сотни лет, прежде, чем они воплотятся в конкретные дела человека.

Теоретико-познавательная функция социологии интегрирована – как удовлетворяющая чисто познавательный интерес, и как работающая на практическую сторону дела – должна рассматриваться, пониматься как процесс познания общества. Этот процесс осуществляется как бы на двух уровнях: уровне самопознания человеческих индивидов как социальных существ и уровне выработки общих, в смысле общественных, представлений об обществе и соответствующих его индивидах. Эти два уровня самопознания общества взаимообусловливают друг друга: познавая самого себя, человеческий индивид узнает других, а тем самым и общество; общественные же представления об обществе, если они, конечно же, опираются на социологию, другие общественные и гуманитарные науки, являются источником самопознания и для индивида.

Второй, наряду с познавательной, важнейшей функцией социологии как науки является ее практическая функция. Именно определяет сегодня главную ценность социологического знания: организацию систематических социологических исследований – как теоретических, так и эмпирических, - создание различных исследовательских центров и учреждений как государственных, так и частного характера; финансирование проводимых ими исследований правительствами, частным и особенно крупным бизнесом, политическими партиями и движениями различного рода.

Казалось бы, поэтому, что продолжая рассматривать проблематику данного раздела после характеристики познавательной функции социологии следует перейти к рассмотрению практической, прикладной функции. Если исходить только из значимости функций, то так и следовало бы сделать.

Однако если следовать социальной логике науки, то рассмотрение практической функции социологии необходимо предварить характеристикой еще одной ее функции предсказательной,, прогнатической, функцией предвидения. Эта последняя по своей природе и назначению занимает как бы промежуточное, а точнее переходное положение между познавательной и практической функциями. В одном отношении она стоит ближе к познани социальной истины, в другом - к основанному на социологических знаниях практическому решению социальных проблем. Прогностическая, предсказательная функция не только непосредственным образом связана с познавательной функцией, но и более того является продолжением познавательного процесса, его конечным и итоговым результатом. В тоже время прогноз - это уже начало и основа практических рекомендаций потребителю социологических знаний. Только на основе четкого предвиденья, прогноза можно сформулировать адекватные практические рекомендации заказчику: как следует себя вести, что предпринять, изменить ход событий, улучшить положение дел, на что можно рассчитывать, каковы существуют альтернативы наметившемуся процессу. Поэтому прогностическая функция социологии - это как бы продолжение и завершение познавательной функции, и одновременно начало и основа практической. Кстати, эта дуальность (двойственность) данной функции социологии, отразилась и в обозначаемых ее терминах: прогноз как предвидение – это еще элемент процесса познания; прогноз как предсказание - это уже элемент практических (прикладных) рекомендации.

Прогностическая функция - это общенаучная функция. В ней реализуется наше природное человеческое (как разумных существ) желание заглянуть в будущее. Кто-то остроумно заметил, что все мы ходим вытянув шею, чтобы заглянуть в наше будущее, чтобы узнать, что ждет нас впереди. Более того, именно для общественных наук и, конечно же, прежде всего их лидера -социологии, эта функция является наиболее характерной. Социология будет мало чего стоить, если она лишится данной функции. Осуществляя предсказание, она позволяет людям принимать адекватные решения, с меньшими потерями выходить из различного рода затруднений, продвигаться вперед не путем проб и ошибок, а целенаправленно, со знанием дела и следовательно с меньшими издержками. Разумеется, это имеет место лишь тогда, когда социологические прогнозы востребуются - с ними считаются и исходят из них. Социология рационализирует человеческое общество, повышает КПД его жизнедеятельности.

Таким образом, сущность рассматриваемой здесь функции заключается в выработке социальных прогнозов, в предвидении тех или иных изменений, в предсказании наступления различного рода событий.

Рассматриваемая функция формулируется при помощи трех общенаучных и одного специального терминов. Общие – прогноз, предвидение, предсказание; специальный – социологическое. Результатом органического синтеза обозначаемых ими понятий и являются понятия, в которых фиксируется данная функция социологии: социологический прогноз, социологическое предвидение, социологическое предсказание. Социологический прогноз строится не на гаданиях, предположениях и не на одной интуиции, хотя роль этой последней в науке весьма велика, или скажем, на экстрасенсорике, а на данных, полученных в результате научного исследования. Однако не совсем обоснованной является попытка некоторых авторов связывать прогностическую функцию социологии преимущественно с одними лишь эмпирическими исследованиями. Прогноз, особенно если он касается макросоциальных явлений и процессов, общества в целом, самым тесным образом связан также с теоретической социологией. Более того, он как и в любой другой науке строится не на констатации тех или иных отдельных конкретных пока еще не обобщенных в теорию фактах, а на анализе объективных законов и тенденций как общих, определяющих связей и взаимодействий, имеющих не одноразовый, а многократно повторяющийся характер. Открытие же и формулирование законов - это прерогатива теории.

Научное предвидение и предсказание опираются на данные науки, на изученные и обобщенные факты, на открытые социальные закономерности и тенденции. И хотя, наверное, ничего нельзя предугадать на все, как говорится, 100%, все же при тщательной работе с объективными фактами, опоре на теорию квалифицированный социолог может обеспечить общество и его различные институты достаточно надежным социологическим прогнозом.

Разработка социологических прогнозов – долгосрочных, (рассчитанных на
перспективу), среднесрочных и краткосрочных играет важную роль в жизни общества. В социологических прогнозах особенно нуждается социальное
планирование развития, скажем, того или иного региона, поселенческой
общности (населенного пункта), предприятия и т.д. Без научнообоснованных прогнозов сегодня нельзя эффективно управлять обществом, различными
социальными процессами, оказывать на них эффективное воздействие с целью оптимизации функционирования.

Социологический прогноз может касаться самых различных сторон общества и иметь отношение к самым различным процессам. Это и определение возможностей при осуществлении разного рода реформ; и поиск альтернативных вариантов развития; и расчет возможностей - эффективности и издержек при использовании наличных ресурсов преобразований и многое другое.

Теперь, что касается собственно практической функции социологии. Она является главной среди прочих, так как, составляет основное содержание смыслообразующего мотива социологии как науки. Кстати, практическая функция - это главная функция всякого научного познания. Именно она придает смысл тому вниманию, которое уделяется ныне развитию научного знания, тем практическим - организационным,.и исполнительским - усилиям, а также материальным, финансовым затратам, направленным на проведение интенсивных, крупномасштабных исследований в самых различных областях как природной, так и общественной действительности. Проведение научных исследований стало сегодня чрезвычайно дорогостоящим делом; в нем задействованы крупные научные сообщества.

Практическое значение науки с развитием общества постоянно возрастало. В настоящее время является определяющим.

Социология и задумывалась, и разрабатывалась с целью рационализации и оптимизации социальной жизни, через повышение эффективности управления ее различными процессами, взятыми как на макро - так и на микроуровне.

Практическое значение социологии реализуется, прежде всего через осуществление ее прикладной функции. Об этой последней уже говорилось там, где речь шла о внутренней структурной организации социологии как многоплановой науки, одним из компонентов которой и выступает как раз прикладная социология. В данном разделе было показано, что для западной традиции характерно подразделение прикладной социологии на две отрасли — социальную инженерию и клиническую социологию. Здесь добавим, что третьим проявлением практической, прикладной функции социологии, является уже упоминавшееся ранее социальное планирование. Если первые две отрасли прикладной социологии больше разрабатывались и использовались в западной социологии и социальной практике, то последнее - социальное планирование - в нашей отечественной социологии и нашей социальной практике.

Речь здесь идет об участии социологии (социологов) в социальном планировании регионов, районов, городов, иных поселенческих общностей, а также крупных предприятий России. Для социального планирования было характерным то, что социологи не только собирали первичную информацию, обрабатывали ее соответствующим образом, обобщали, делали выводы; социологи принимали непосредственное участие в работе специально создавшихся для этого групп, которые состояли из специалистов в самых различных областях общественной жизни - экономической, политической, труда, образования, здравоохранения, бытового обслуживания, духовно культуры, управления. И хотя социологи специализировались, прежде всего на социальной сфере, понимаемой в узком значении и этого термина (труд, быт, образование и т.д.), они тем не менее существенно влияли на общую картину таких планов, внося на основе проводимых ими социальных измерений конкретные рекомендации и предложения в их разработку. Комплексное социальное планирование играло в свое время в жизни различных городов и регионов, а тем самым и России, важную роль, и в этом была большая заслуга отечественных социологов. К сожалению социальное планирование в настоящее время недооценивается политическими лидерами России, отдающими как известно предпочтение регулирующей роли стихийного, неорганизованного, лишенного всякого планового начала, рынка. Нет сомнения, что накопленный опыт социального планирования комплексного развития различных регионов, а также отдельных предприятий будет вновь востребован и займет в России подобающее ему место в управлении обществом, в организации жизни в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.042 с.)