Социологический плюрализм: что это такое? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологический плюрализм: что это такое?



Когда говорят о социологическом плюрализме, имеют ввиду, что по какому-то одному вопросу существует, скажем, десять правильных, верных (или неверных) ответов. Хотя, конечно же, неверных ответов может быть и десять, и даже больше; верный же только один, если, разумеется, вопрос рассматривается в одном и том же отношении (контексте), если он поставлен применительно к одному и тому же времени и месту. Иными словами поставленный таким образом вопрос предполагает всего лишь один верный, правильный ответ, сколько бы социологов на него не отвечало, если, разумеется, они сознательно (умышлено) или ошибочно не желают исказить истину. Речь идет о плюрализме в социологии, понимаемом как многообразие исходных пунктов и принципов при исследовании общества, - а они, действительно у многих социологов весьма различаются; как многообразие взглядов на то, что следует, прежде всего, изучать, чтобы выработать общую картину (построить общую теорию) общества; как многообразие взглядов на то, что составляет сущность общественной жизни, то есть на социальное. Иными словами социологический плюрализм касается не частных каких-то вопросов, а главным образом общих теоретических и прежде всего методологических вопросов. И все же, социология как наука настолько многообразна, плюралистична, что надо или хорошо понимать природу социологии как особой науки, или обладать большой смелостью, так уверовать в неё, чтобы считать её подлинной наукой, доверять её теоретическим выводам, прогнозам и практическим рекомендациям. И если бы не логическая доказательность социологии, не верифицируемость её выводов, не широкомасштабное подтверждение её рекомендаций социальной практикой, вряд ли бы социология пользовалась сегодня таким высоким авторитетом у общества, а также спросом у политиков, предпринимателей, профсоюзов, широкой общественности граждан.

Многообразие социологии, проявляющееся в том, что она включает в себя целый ряд самых различных направлений и школ, имеет как бы два своих аспекта – исторический и, назовем его так, - современный. Первый – это как бы генетический: в его контексте развитие социологии рассматривается как исторический процесс смены доминирования одного направления (школы) другим, этого последнего – третьим направлением (школой) и т.д. Второй – своего рода структурно-функциональный: он связан с тем, что в каждый данный момент социология одновременно включает в себя множество различных направлений. И именно применительно к этому, второму аспекту многообразия мировой социологической мысли, имеет смысл говорить о социологическом плюрализме. В данном разделе, при всем том, что здесь в какой-то мере затрагивается и исторический аспект проблемы, основное внимание будет сосредоточено на рассмотрении как раз этого второго аспекта многообразия социологии как плюралистической науки. То есть, в нем речь будет идти, прежде всего, о тех направлениях в мировой социологической мысли, которые имеют место в настоящее время. Дело в том, что современная социология также пестра направлениями и школами, как и классическая. Тем более, что мы говорим здесь не об истории социологии, а о современном ее состоянии.

Современная социология как плюралистическая дисциплина представляет собой настолько многообразную науку по числу, характеру и взаимоотношению образующих ее направлений и школ, что ее можно уподобить не реке с более или менее очерченными берегами, а весьма запутанному мотку ниток. Образующие сегодня социологию научные направления и школы нередко накладываются друг на друга, пересекаются друг с другом, иногда в большей, иногда в меньшей степени, разветвляются, включаются одни в другие, часто противостоят друг другу, ведут теоретико-методологическую борьбу между собой. Существующие сегодня попытки свести их в какую-то общую (стройную) систему, проклассифицировать их, носят весьма общий характер и проясняют положение (статус) в социологии лишь наиболее крупных, значительных направлений. Обычно авторы идут таким путем: назвав ведущие направления и школы, раскрывают их сущность каждой в отдельности, акцентируют внимание главным образом на раскрытии содержания, характера тех или иных отдельных, конкретных направлений в социологии, и меньше внимания уделяют самой классификации направлений в социологии с четким обозначением тех мировоззренческих и методологических парадигм, использование которых при социологическом исследовании общества и вело к возникновению различных направлений и школ в социологии. При этом обычно называют две-три парадигмы, и из них выводятся существующие сегодня в социологии направления. Такие классификации страдают неполнотой, узостью и не учитывают нюансов, деталей, тонкостей, весьма необходимых для адекватного представления о плюрализме современной социологии как науки.

Чем же обусловлено это многообразие направлений, существующих (и ранее и в настоящее время) и развивающихся в социологии? Чем вызвано их появление?

Главной причиной того, что социология как особая наука уже с первых дней своего существования функционирует и развивается в форме различного рода направлений и школ является то, что социологией используются разные, порой прямо противоположные парадигмы, подходы к изучению (изучения) общества как объекта социологии. Парадигма (научная) – это ведущий (основной) принцип (или совокупность принципов), который кладется в основу теории. В социологии как науке имеет место то же самое. В построение социологической теории, социология вообще как наука, также имеет важное значение тот или иной главный принцип, составляющий мировоззренческую (философию), методологическую или какую-то общетеоретическую основу. Этот принцип (или положение) выбирается самим социологом в зависимости от его взглядов, пристрастию научных и мировоззренческих, его научной подготовки и даже иногда социального положения. Открытие и применение к построению социологической теории вообще построению социологии как науки и обусловливает рождение (возникновение) нового направления в социологии. Это направление или школа будет существовать до тех пор, пока накопление новых данных не приведет к рождению новой парадигмы и, следовательно, нового направления в социологии. При этом здесь нет четкой какой-то линейности: восхождение социологии от одной парадигмы к другой на основе отмирания прежней и рождения (а также замещения прежней) новой парадигмы. В социологии долгое время могут существовать одновременно и развиваться (использоваться) целый ряд парадигм и тем самым направлений. Мы уже говорили, что и в настоящее время социология как мировая мысль включает в себя множество самых различных направлений, возникших и существующих в результате примечания к изучению общества и построению его теории (науки о нем) различных мировоззренческих (философских), методологических и общенаучных парадигм. Между ними идет «борьба» за место под небом, за лидерство.

Можно сказать поэтому, что социология это «мультипарадигмальная» («полипарадигмальная») дисциплина. Ведь существование в социологии различных парадигм, а тем самым и различных направлений, это характерная её черта на любом этапе её развития – с рождения и по настоящее время. Думается, что так будет и впредь. Мультипарадигматизм (- чность) – это неотъемлемая, природная форма существования социологии как общей науки об обществе (её субстанциональная форма). Тем более, что парадигмальность это общенаучный способ развития науки по Т. Куну. Развитие науки, по его мнению, - это есть революционный процесс смены парадигм. Это применимо и к социологии, существенным для которой является не только революционный процесс смены парадигм, но и одновременное существование и борьба внутри её одновременно целого ряда различных парадигм, что и фиксируется в понятии (определений) социологии как многопарадигмальной (мульти-, полипарадигмальной) науки.

Многообразие используемых в социологии (и использовавшихся) парадигм настолько значительно, что возникла необходимость (потребность) хотя бы в каком-то их упорядочивании, то есть их классификации. Сегодня наиболее известными (используемыми) классификациями и особенно в отечественной литературе являются две. Они сравнительно близкие. Первая из них – она касается современного состояния в социологии – выделяют две большие (основные) группы парадигм: (1) «структурные» и (2) интерпретативные (Кравченко).

Первая из них представлена рядом социологических направлений, которые также можно идентифицировать в свою очередь с менее общими (крупными) парадигмами. Это такие направления как структурный функционализм и конфликтосоциология; вторая представлена такими направлениями и соответственно парадигмами как символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология.

Близкой к данной классификации парадигм, но более полной и соответствующей положению дел, является классификация, предложенная американским социологом Дж. Ритцером. Дж. Ритцер называет три основные парадигмы западной социологии: (1) фактуалистическую – она соответствует группе парадигм, названных в предыдущей классификации структурными. Это парадигма макросоциологическая. (2) "Дефиниционистская" парадигма – она соответствует группе парадигм в первой классификации, названных интерпретативными. Это парадигма микросоциологическая. (3) Парадигма социального бихевиоризма (бихевиористская парадигма). Она представлена такими социологическими направлениями как теория социального обмена и собственно бихевиористская социология. Ее, как и вторую, следует отнести к микросоциологической парадигме.

С приведенными двумя классификациями существующих сегодня в мировой социологической мысли не только можно, но и нужно согласиться. В то же время вряд ли было бы достаточно ими ограничиться, чтобы хотя бы с какой-то полнотой представить мультипарадигмальный характер социологии вообще и современной социологии в частности. Предполагается, что такое представление будет неполным, если ничего не сказать о таких парадигмах социологии как позитивистская и антипозитивистская парадигмы, о близких к ним сциентистской и антисциентистской парадигмах.

Было бы упущением, характеризуя социологию как совокупность различных направлений, ничего не сказать о таком ее направлении и соответственно парадигме, как эмпиризм. А можно ли представить социологию с точки зрения внутреннего многообразия образующих её направлений без анализа большой группы парадигм, применение которых к анализу общества привело к появлению таких направлений социологических как географическая школа в социологии, психологическое направление, экономическое направление и другие?! Это парадигмы детерминистского плана; их можно назвать еще факторными парадигмами, ибо они связаны с изучением общества с точки зрения определяющей роли в жизни (и развитии) общества того или иного фактора – географической среды, психики, экономики и т.д., или что можно рассматривать как альтернативу однофакторной парадигме, – целого ряда факторов сразу – многофакторная парадигма. Учет парадигм, связанных с признанием детерминирующей роли в жизни общества тех или иных различных факторов, особенно важен, если рассматривать "мультипарадигмальность" в социологии в её историческом контексте, то есть в контексте истории развития социологии, представляющей собой смену различных парадигм построения социологии как науки. Да учет этих парадигм полезен и при характеристике плюрализма современной социологии.

Детерминистские, структурные (актуалистические), интерпретативные (дефиниционистские) и бихевиористские парадигмы будут рассмотрены несколько позже. Сейчас же мы остановимся на характеристике, так называемой позитивистской, а также оппозиционной ей антипозитивистской парадигме, сциентизме и антисциентизме, а также эмпиризме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.87.137 (0.025 с.)