ТОП 10:

Государственное и международное регулирование торговли услугами. ГАТС.



Большинство стран мира проводят ограничительную политику в сфере торговли услугами. Регулирование торговли услугами практически не отличается от регулир. торговли товарами и включает субсидии, пошлины, налоги, квоты, технические стандарты. Однако существуют ряд трудностей (особенно при применении пошлин) – трудно определить когда услуги пересекают границу, их стоимость и объем невозможно определить до того момента, когда услуга будет оказана.

Меры регулирования международной торговли услугами делят на две группы:

  1. Средства прямого регулирования (барьеры, непосредственно ограничивающие объем торговли услугами)

а)дискриминационные (защита политических,общественных и культурных интересов): количественные ограничения (квотирование; применяется в отношении процесса производства услуги; пример – соглашения в сфере воздушного транспорта, определяющие какие авиакомпании оказывают услуги, количество посадочных мест, порядок пользования маршрутами), пошлины (в отношении товаров, используемых для оказания услуг или их производства – инф. носители, техника, ПО, фильмы, компы), сборы (сборы за получение визы, въезд/выезд), запреты на отдельные виды профессиональных услуг (распространена практика запретов на оказание услуг по перевозке товаров зарубежными фирмами внутри страны. Эта сфера резервируется для национальных компаний. Или запрет на предоставление юридических, страховых услуг); ограничения на долю зарубежного участия в капитале местных компаний; ограничения на организацию финансовых институтов нерезидентами; требования об обязательном содержании местного компонента (телевидение и радиовещание). Сюда же можно отнести субсидирование национальных производителей услуг (связь, строительство, транспорт, особенно жд).

б)недискриминационные (не делают различия в зависимости от национального происхождения услуги, гос-во не пускает частные компании, как зарубежные, так и национальные в стратегические отрасли) – национальные монополии в сфере транспорта или коммуникаций, гос ценовой контроль за оказываемыми услугами.

  1. Средства скрытого регулирования (непосредственно не влияют на объем) – ограничивают международное перемещение капиталов, лиц, информации – ограничения на миграцию, пребывание иностранцев, ограничения на капиталовложения из-за рубежа. +правительственные закупки (недопущение зарубежных фирм к правительственным контрактам, непрозрачность тендеров, преференции) лицензии и сертификаты (правовые, мед, бухгалтерские, финансовые услуги).

 

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) - первый сборник согласованных на многосторонней основе и имеющих юридическую силу правил, регулирующих международную торговлю в сфере услуг. Соглашение было подготовлено в ходе Уругвайского раунда.

Специфика «невидимой» торговли: большинство видов услуг нельзя экспортировать в чистом виде, так как процесс производства услуги и процесс ее потребления нельзя разделить во времени. В связи с этим Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) выделяет четыре способа осуществления торговли услугами:

  • Трансграничная торговля, когда национальные потребители покупают услуги у зарубежного поставщика.
  • Торговля на основе коммерческого присутствия, когда иностранная компания создает филиал или приобретает национальную компанию в форме трансграничных слияний и поглощений.
  • Потребление услуг за рубежом, т.е. потребители данного государства покупают услуги за рубежом (например, при выездном туризме).
  • При миграции физических лиц, когда иностранные физические лица оказывают услуги потребителям другого государства (например, строительство гостиниц силами иностранных рабочих).

Наибольшее значение в мировой торговле коммерческими услугами получили первые два способа реализации услуг.

[Как и соглашения о торговле товарами, ГАТС состоит из трех частей: основная часть, содержащая общие принципы и обязательства; приложения, относящиеся к конкретным секторам торговли услугами; а также разделы, освещающие конкретные обязательства государств по обеспечению доступа на внутренние рынки. Однако в отличие от соглашений о торговле товарами, ГАТС содержит четвертый раздел, посвященный перечням сфер торговли, на которые страны временно не распространяют режим наибольшего благоприятствования в качестве меры против дискриминации на рынке услуг.]

29 статей Соглашения охватывают все секторы услуг и содержат описание основополагающих обязательств, которым должны следовать все страны-участники.

Основные принципы.

· Соглашение ГАТС охватывает все виды услуг.

· Режим наибольшего благоприятствования распространяется на все виды сервиса, за исключением услуг, которые по каким-либо причинам были временно исключены из льготного списка.

· Принцип национального режима применяется в тех областях, для которых приняты соответствующие обязательства.

· Открытость и доступность всех нормативных актов, четко установленный порядок обращения за необходимой информацией.

· Нормативные акты разрабатываются исходя из принципа объективности и обоснованности.

· Международные расчеты, как правило, неограниченны – т.е. государство не препятствует переводам капитала за рубеж.

· Обязательства конкретных стран определяются и устанавливаются в результате переговоров и обязательны для исполнения.

· Постепенная либерализация правил (снятие ограничений) реализуется благодаря продолжению переговоров.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.51.33 (0.004 с.)