Международная торговля услугами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная торговля услугами



Быстрый рост и повышение роли торговли услугами – одна из особенностей современной мировой торговли.

С начала 80-х гг. наблюдается быстрый рост м/н торговли услугами, опережающий по темпам рост торговли товарами. Стоимостной объем экспорта услуг вырос с 365 млрд. долл. в 1980 г. до 15701 в 2002 г. Доля услуг в мировой торговле выросла с 17% в 1980 до??.

По статистике ВТО – в 2004 г. доля услуг в мир. торговле - 19 % (США – Э28,2%, И15%, ЕС – Э22,4%, И21%, Россия – Э10%, И25,4%). Торговля услугами - 3,4 трлн. Долл (в 2009), 3,9-2008.

Структура торговли услугами подразделяется на три основные группы:

  • транспортные услуги (среднегодовой темп роста за 90-98 гг. –4%);
  • туристские услуги (6%);
  • прочие коммерческие услуги (в т.ч. роялти, лицензионное вознаграждение, финансовые услуги, строительство и т.д.) (9%).

Развиваются новые виды услуг – инжиниринговые, телекоммуникационные, консалтинговые. Наиболее динамичный рост характерен для торговли профессиональными и деловыми услугами, в т.ч. услугами средств телекоммуникаций и финансовыми услугами.

Быстрый рост м/н торговли услугами связан с расширением взаимосвязи между товарооборотом и инвестициями, глобализацией мирового рынка, большей открытостью национальных экономик.

Развитые cтраны 71% мировой торговли услугами. Позиции развивающихся стран в мировой торговле услугами– 26% (на них приходятся растущие доли как в импорте, так и в экспорте. Очень динамичное развитие, за счет услуг растет конкурентоспособность этих стран), с переходной экономикой 2,7%. (если не верите http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx) Из развитых в основном Азия. (лидеры – Гонконг, Китай, Корея, Турция, Бразилия, Индия).

Основные экспортеры услуг:

Регионы – З.Европа (783 млрд. долл.в 2002г.), Азия (322 млрд. долл.), Сев. Америка (309 млрд. долл.),

Страны-экспортеры– США (17,4%), ВБ, Германия, Франция, Япония(4,1%), Китай, Индия.

Страны-импортеры – США(13,3%), Германия, ВБ, Япония, Франция(4,4%).

Экспорт транспортных услуг особо важен для Африки, Азии; туристических- Латинская Америка и Африка; коммерческих- США и Европа. У России половина экспорта услуг- туризм.

Выводы:

  • более динамичный рост торговли услугами по сравнению с мировым товарооборотом;
  • преобладающая роль развитых государств в мировом экспорте и импорте;
  • высокая концентрация «невидимой торговли» в нескольких странах;
  • преобладание З.Европы в региональном распределении.

 

Специфика «невидимой» торговли: большинство видов услуг нельзя экспортировать в чистом виде, так как процесс производства услуги и процесс ее потребления нельзя разделить во времени. В связи с этим Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) выделяет четыре способа осуществления торговли услугами:

  • Трансграничная торговля, когда национальные потребители покупают услуги у зарубежного поставщика.
  • Торговля на основе коммерческого присутствия, когда иностранная компания создает филиал или приобретает национальную компанию в форме трансграничных слияний и поглощений.
  • Потребление услуг за рубежом, т.е. потребители данного государства покупают услуги за рубежом (например, при выездном туризме).
  • При миграции физических лиц, когда иностранные физические лица оказывают услуги потребителям другого государства (например, строительство гостиниц силами иностранных рабочих).

Наибольшее значение в мировой торговле коммерческими услугами получили первые два способа реализации услуг. => постоянный рост важности прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в продаже многих видов услуг в принимающих странах на основе организации производства на внутренних рынках. В настоящее время на сферу услуг приходится до половины всех прямых зарубежных вложений.

Сравнительно новым видом мировой «невидимой» торговли являются информационные технологии, которые не требуют миграции физических лиц, не требуют крупных капиталовложений для создания коммерческого присутствия: это — электронная торговля, которая создает принципиально новые возможности акти­визации участия разных групп стран в мировой торговле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.189.116 (0.006 с.)