ПРС – промышленно развитые страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРС – промышленно развитые страны



РС-развивающиеся страны

ПРС – промышленно развитые страны

РНБ – режим наиб благоприятствования

МТ-мировая торговля

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН

ВнешнеЭкПолитика(ВЭП)- государственная политика, направленная на развитие и регулирование внешнеэкономических связей с другими странами с помощью системы мер с целью получения конкурентных преимуществ страны на внешнем рынке и защиты внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

Хар-ка ВТП:

  1. Значительный прогресс в либерализации ВТП многих стран мира.
  2. Постепенное снижение торговых огранич- сокращ прямых ограничений Имп-та (гл образом пром-х товаров.)àнетарифный протекционизм
  3. коллективный протекционизм(Напр. ВТП ЕС, нет ограничений м/д собой, протекц-м по отнош к 3)

 

ПРС опираются на многосторонние договоренности в рамках ВТО и региональную эк-кую интеграцию для обеспечения более либеральной торговли.

 

ПРС характеризуются отн-но высокой степенью открытости ВТ режимов. (средние ставки пошлин составляют в среднем 3,5% - от 0% в Швейцарии до 5,6% в Израиле) Уровень связывания ставок (не повышают ставки пошлин выше уровня согласованного в рамках многосторонних соглашений) составляет 70-80%, доля беспошлинных позиций – 38,5% в США, 23,4% в ЕС.

 

Открытый ВТ режим - в рамках кот колич-е ограничения действ в отношении менее 10% Имп-та, а средневзвеш ставки пошлин не превыш 25%. (иначе – ограничительн).

Выделяются Австралия и Н. Зел. У них односторонняя либерал-я (Односторонняя либерализация ВТП облегчается многосторонними договоренностями в рамках ВТО. Гарантией является рост транспарентности нац ВТ режимов и расширение практики «связывания»-). Канада- шаги по либер-и доступа на внутр рынн зарубежной с/х прод-и и услуг. Швейцария устранила многие нетарифные барьеры с целью поддержания конкурентоспособности нац производителей в условиях роста конкуренции со стороны ЕС.

 

Торговые реформы в развитых странах стимулировались региональной интеграцией и многосторонними договоренностями в таких сферах как телекоммуникации и ИТ. Однако сохраняется высок уров дискриминации в торговле с/х тов и текстилем.

Преимущества открытой ВТП:

А) создание конкурентоспособных отраслей

Б) стимулирование притока ПЗИ

В) доступ к новым производственным процессам

 

Основные тенденции

1. Сниж металле- и энергоемкость промышл пр-ва в рез-те внедрен более эфф-х технолог, прогрессивных матер, а также ускоренно развиваются наукоемкие пр-ва.

2. Рост торговли наукоемкими тов --) физ объ Э готовых изделий из развитых стран вырос в 2 раза.

3. Повышательная тенденция характ для торговли химичес продук. Существенно уменьш удельн вес в МТ черных и цветных Ме-в.

4. постоянно растет торговля комплектующими изд-ми. (из-за МРТ)

5. значител рост торговли услугами. Темпы роста торг усл почти в 3 раза превыш -//- торгов товарами (объясняется большей прибыльностью услуг).

6. Абсолютн рост в товарообороте патентов и лицензий - специфической наукоемкой продукции, доминирующая роль принадлежит развитым (99% мирового Э и 85% мирового И этого вида тов).


ТАРИФНЫЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА

Таможенная пошлина - старейшее ср-во защиты внутреннего рынка.

Пошлина - денежный сбор, взимаемый гос таможенными органами при провозе тов через тамож границу. (=косв налог)

Тамож пошлины объед-ся в тамож тариф.

Цель взимания

1)фискальная (источник дохода государства)

2)защита ряда отраслей промышленности от иностранной конкуренции

Виды таможенных пошлин:

По способу взимания

--Специфическ – пошлины взимаемые с единицы веса или объема товара в форме фиксированной суммы,размер которой не зависит от динамики цен

--Стоимостные (адвалорные) - взим со стоимоти импортируемого тов в виде %. В данное время - наиболее распростран.

--Смешанные=комбинирован – одновременное указание и специфической и адвалорной пошлины в таможенном тарифе, выбирается наиболее эффективная на данный момент ставка пошлины

 

По объекту обложения

Ие, Эе (защита стратегич важных отраслей), транзитные

 

По стране происхожден:

--Максим-е (генеральные)- применяются при отсутствии РНБ

--Миним (базовые)- на основе РНБ

--Преференциальные- примен в рамках Общей системы невзаимных преференций

(льготные для товаров из PC. Они меньше min в 2раза, иногда =0.)

 

Особые:

-антидемпинговые

-карательные (применяются против тов, происходящих из стран, осуществл в отнош данного госуд дискриминации, недружественные акты и др.)

-компенсационные (взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставляемых Эру с целью повыш его к/способности на рын. Не могут превышать р-р субсидий).

По хар-ру торгово-политич отношен

--Автономные- при отсутствии договора, определяющего режим взаимной торговли(устанавлив данным гос-вом самостоятельно)

--Конвенционные (договорные) - устанавливаются в процессе переговоров, на основе 2сторонней договоренности о применении РНБ

 

Таможенный тариф - - системный перечень таможенных пошлин / перечень подлежащих тамож обложению тов с указанием ставок пошл:

--Одноколонный =простой - указана 1ставка пошл независ от страны происхождения тов

--Многоколонный- несколько ставок пошлин на 1 тарифную позицию в завис от страны происхожд.

 

Для защиты национ произв-лей ГП и поощрения ввоза сырья развитые страны использ тарифную эскалацию - увеличение ставок по мере углубления процесса обработки товара. К готовым изделиям примен наивысш пошлины. (защита добавленной стоимости товара – рост потоков сырья,понижение обмена обработанными изделиями). В отд странах структура тамож тарифов построента т.о: тарифн эскалация м/у п/ф и ГП и деэскалация м/у сырьем и п/ф

Причины снижения роли пошлин в качестве средства торговой политики:

1) деятельность ГАТТ-ВТО по сокращ ставок пошлин (в целом их размер снизился с 45 до 4% за 6 лет) и их ликвидации по некот группам тов (средневзвеш тариф РС=13%, ПРС=3%)

2) возм-ть замены Эта тов вывозом прямых зарубежных инвестиций, кот не знают таможенных границ и на основе организации произв-ва в принимающей стране происходит беспошлинный сбыт товаров на местном рынке

3) распространение преференциальных отношений

4) применение принципа «связывания» тарифов: снижен роли пошлин за сч взаимных обязат-в стран ВТО не повышать пошлины.

5) Функционирование интеграционных группировок которые постепенно устраняют пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле что сказывается на общем понижении уровня там-тарифного обложения в мире

НО: тарификация (те замена нетарифных барьеров на тарифные) à средние ставки в некот странах выросли (канада, мекс)// либо если пошл снижается –уменьшается их доля в совок доходах бюджетов. По некоторым товарам таможенные пошлины остаются значительными – текстиль, одежда, кожа, каучук, обувь, с/х

 

Высок пошл ведут к появлению и обострению проблемы «тарифных пиков»- ставок пошлин, превышающих 15% добавленной стоимости тов. Характерны для чувствит отраслей.

 

Общая система невзаимных преференций –действ в отнош И-емых тов из развив стр. в ПРС. Решение об ОСП принято в 1970 на кофер ООН по торг и развит (ЮНКТАД). Кажд стр опред нац-е преференц-е списки (список стр, тов позиц, р-р префер). Преференц пошл приблизит = 50% базов пошлин, иногда =0.


Роль ВТ в эк-ке

1. среди лидеров по Э и И. это главный экспортный рынок для ок 60 стран мира. ВТ используется как инст-т внеш поли-ки.

2. высокая динамичность ВТ. за 9 лет срТпр – 3,5%, с услугами – 6%

3. небольшой вес ВТ в ВВП относительно других развитых стран: эксп квота в 2008 г – 9% (с услугами – 11%), а в ЕС – 36%. высокая доля Э в V произвед продукции – 30%

4. устойчивый дефицит счета текущих операций с 70-х гг. (в 2008 – 820 млрд долл – 6,2% ВВП) à наибольший торговый дефицит с Китаем, Канадой, Японией.

5. большая роль америк ТНК – 2/3 ВТ страны, 4/5 торговли патентами и лицензиями (+ благодаря развитию электр коммерции, мелк и ср фирмы выходят на м-н рынок

6. изменение в структуре ВТ в 90-00-е гг. в товарной структуре: рост торг гот изделиями.

Стр-ра И: прод обраб пром-69,9%, топливо и добыв пром – 19,4%, с/х продукц – 6,3%

меньше зависят от И сырья, чем Европа. причина высокого И сырья: пол-ка прав-ва – консервация собственных ресурсов

Стр-ра Э: прод обраб пром-75,8%, топливо и добыв пром-8,4%, с/х продукц-11,3%

Географ: Осн Иры (куда идет Э США): ЕС (21%), Канада (19,4), Мексика (12,2), Китай, Япония; Осн Эры: Китай (19,3), ЕС (17,9), Канада (14,2), Мексика, Япония.

Особенности ВЭП

19 в – н20 в – в США популярная политика протекционизма. после 2мв – пол-ка гегемонизма – стремление навязать принципы своб торговли другим странам.

1. высокая степень политизированности ВЭС (внешнеторг пол-ка подчиняется стратегич интересам сша)

2. провозглашение принципа свободной торговли – офиц доктрина (àоблегчает доступ ам товаров на др рынки).

Структура Э/И

Стр-ра Э наукоемкая продукц – 30% Э. топливо и добыв пром – 4,4%, обрабат пром – 87,5%, с/х прод-1,4%

Стр-ра И топливо и добыв пром – 34,0%, обрабат пром – 51,8%, с/х прод - 12,3%

География: осн Иры- Китай (18,9), США (16,4), ЕС (12,5), ЮКор; осн Эры(в Японию, т.е. ее импорт) – Китай (22,2), США (11), ЕС(10,7), Австралия, Сауд Аравия

Участие в м-н организациях

входит в ВТО, АТЭС (азиатско-тихоокеанское эк сотрудничество)

Особенности ВТ пол-ки

1. проведение пол-ки импортозамещения (50-80-е гг)à протекционизм, быстрые темпы индустриализации

основные преимущ-ва пол-ки импортозамещения:

· содействие индустриализации эк-ки

· содействие диверсификации товарной структуры внешн торг

· содействие повышению уровня зан-ти и квалификации населения

основные недостатки пол-ки импортозамещ:

· при длительном проведении à сниж Тэкр

· негативное влиян на уровень конкурентосп нац продукции

· потери потребит больше, чем выгоды для производит и гос-ва

2. либерализация и реформирования импортной пол-ки с сер 1980-х à отказ от пол-ки импортозамещения, перенос акцента на поощрение экспорта

Тарифные ограничения

За 1985-2000 гг. ставки таможенных пошлин снизились с 25 до 15%, наиболее прогрессивны в этом отношении КНР, Сингапур, Гонконг.

По решению Уругвайского раунда переговоров ГАТТ РС провели связывание тарифов (более половины стран связали менее 50% тарифных позиций). Наиболее подвинулись здесь страны ЛатАмерики, связавшие почти 100% позиций на промышленные товары

Макс ставки пошлин в РС: 55% в Бразилии, 71% в КНР, 260% в Мексике, 210% в Индии, 917% в Корее.

Нетарифные

  1. неавтоматическое лицензирование – 10% импорта РС;
  2. импортные квоты в отношении 1% тарифных позиций;
  3. импортные налоги и минимальные цены (1% поз.)
  4. тарифные квоты – 3%
  5. защитные меры – антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Латинская Америка: наибольшие успехи в проведении односторонней либерализации. В 70-х гг. либерализация шла по 2 направлениям- сокращение нетарифных барьеров и снижение ставок таможенных пошлин. В конце 90-х-начале 2000-х гг. ставки пошлин были сокращены в среднем более чем на 50% до 10-15%.

Юго-Восточная и Восточная Азия: либерализация торговой политики направлена на снижение ставок пошлин. В Индонезии, Малайзии, Корее пошлины были снижены с 20% до 10%. Уровень нетарифных же ограничений практически не изменился в отношении с/х продукции, прогресс достигнут лишь в отношении промышленных товаров. Жесткие ограничения в отношении допуска ПЗИ.

Южная Азия: внешнеторговое регулирование в целом остается протекционистским. Высокие таможенные пошлины (Индия-35%), практика применения количественных ограничений и прочих НТО.

Африка: реформы внешнеторговых систем начались позже всего. Начало 90-х гг.- 75% стран имели ограничительный режим, конец 90-х- уже 28%. Средние ставки пошлин-20%.

 


Роль ТНК в МЭО

1) Международное производство 2008 г.

· 82 тыс. ТНК, более 810 тыс. филиалов (начало 90-х: 37 тыс с 206 тыс филиалов)

· 50% мирового промышленного производства. 70% мировой торговли (40% внутрифирменная); 80% зарег патентов; 80% финансирования НИОКР. На первую тысячу ТНК приходится 80% от этого числа.

· 11% мирового ВВП

· Продажи – 31 трлн. долл.

· занятость – 77 млн. чел.

2) Главный участник международной торговли.

· доля в мировой торговле – около 2/3

· 40-50% - внутрифирменная торговля

· продажи иностранных филиалов более 31 трлн. долл.

· экспорт товаров и услуг – более 5,7 трлн. долл.

· 100 крупнейших (25/100 США) 9% заруб активов; 16% заруб продаж; 11% занятых всех ТНК; 4% ВВП. – а/м, электроника, нефтегаз, фармацевтика, телекоммуникации (напр, Водафон – ВБ, Телефоника – Исп, Дойче телеком и тд).

3) Ключевые участники мирового инвестиционного процесса в виде вывоза капитала в форме прямых зарубежных инвестиций.

4) ТНК – главные генераторы и потребители передовых технологий à растут расходы на НИОКР +M&A («нельзя купить технологию, можно купить завод»)

Долгое время лидером были США. Сейчас страны Азии, Япония стали тоже активно создавать технологии. Особенность современных ТНК – новая глобализация технологической активности

5) основные отрасли – автомобилестроение, электроника и электронное оборудование, нефтянка, фармацевтика + пищевая (наименьшая распространенность по странам по индексу распространенности сети). у ТНК РС преобладают диверсифицированные компании + электроника, продовольствие и напитки, нефть и транспорт

По странам

85 из 100 крупнейших – триада США ЕС ЯП

6 – ЮжКор, Гонконг, Малайзия, Мексика, Сингапур

Из стран ЦВЕ и СНГ самый быстрый рост ТНК в РФ (индекс транснационализации 25 крупнейших ТНК – 25% - напр Газпром, лукойл, сбер, норникель и тд) и Казахстане


ТЕНДЕНЦИИ

· усложнение и диверсификация ММРС

· рост МММРС

· основные Иры – наиб развитые страны, где остро стоят вопросы депопуляции, сокращения численности населения (доля ПРС по показателю «глобальных накопленных мигрантов» выросла с 1990-2005 с 53% до 60%)

· распределение мигрантов по группам стран

o из РС в ПРС

o в рамках ПРС

o м/у РС

o из стран с переходной в ПРС

· замещение движения рабсилы м/у континентами росто перемещения мигрантов внутри 1го континента

ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛ-КА

Цели:

  1. защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в странах-рецепиентах.
  2. возмещение потерь от выезда национальной раб силы за рубеж.

Основа эмиграционной политики – регулирование всех трех фаз эмиграц. цикла – отъезд, пребывание за границей, возвращение на родину.

Принципы такой политики:

  • свобода перемещения и трудоустройства;
  • гарантия возможности возвращения на родину;
  • обеспечение стабильности поступления в страну и эффективного использования валютных переводов;
  • содействие смягчению безработицы благодаря выезду тех категорий трудящихся, кот. не польз-ся спросом;
  • ограничение выезда занятых из тех секторов, где спрос на рабсилу не удовлетворен;
  • оздоровление внутреннего рынка труда – благодоря возвращению обученной рабсилы;
  • социальные гарантии эмигрантам.

Правовая база – Конституция, национальное эмиграционное законодательство, много- и двусторонние международные соглашения.

Для многих стран переводы трудящихся-мигрантов = важнеший источник поступления инвалюты à

Регулирование поступлений валюты:

  • предоставление права открывать счета как в местной, так и в иностранной валюте;
  • льготные тарифы на денежные переводы из-за, более высокий процент по валютным вкладам, освобождение депозитов от налогов.
  • открытие филиалов нац. банков за рубежом, или принимаются меры для стимулирования деят-ти иностранных банков на своем рынке;
  • прочие кредитные и налоговые стимулы (напр, инструкции местным банкам о первоочередном предоставлении кредитов лицам, имеющим валютные счета; практически во всех странах вводятся налоговые льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов).

Для предотвращения утечек раб силы используются след. меры:

  • лимитирование выдачи загранпаспортов;
  • квот на выезд представителей опред. профессий;
  • установление сроков обязательной работы в стране после бесплатного образования;
  • выделение приоритетный районов в стране для эмиграции, где существуют проблемы с занятостью.
  • дифференциация ставок валютных переводов, кот трудящийся-эмигрант обязан переводить в свою страну.

Страны-доноры стремятся расширить география эмиграции и проф состав своих эмигрантов с целью уменьшения зависимости от конъюнктуры на рынке труда (гос-во активно вмешивается в деят-ть посреднических фирм по трудоустройству за рубежом).

ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛ-КА

Цели:

  1. защита нац. рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов в целях недопущения обострения проблемы занятости и перенаселения отд районов;
  2. рациональное использование иностр. рабсилы с целью смягчения структурн. диспропорций.

Основной принцип – селективный (допуск определенных групп иммигрантов)

Правовая база: нац. законодательством, международными соглашениями.

Трудоустройство иностранцев осуществляется на контрактной основе.

Существуют различные механизмы отбора мигрантов, используется также прямое(доля иностранцев на предприятиях или соотношение м/у местными и иностр кадрами) и косвенное квотирование (система мин компенсаций, кот гос-во получит в рез-те приема на работу иностранцев). В ряде стран устанавливаются сроки пребывания мигрантов в стране. Существует система преференции в зависимости от национально-географического происхождения иммигранта (в США с 1965 г – стимулировался въезд из Азии и ЛатАмерики, с 1990 – квалиф спецы из Европы)

Проблема нелегальной миграции à санкции за нарушение установленных условий порядка трудовой миграции (особенно жестокие меры по отношению к нелегальным фирмам-посредникам и работодателям, использующим нелегальным иммигрантов).

Меры, направленные на стимулирование оттока мигрантов: в том числе эк помощь стране эмиграции в ее эк развитии или создании раб мест в отсталых районах (напр в 1974 г была принята программа «Репатриация рабочих-мигрантов и разработка возможностей нац развития» в Нидерландах, в соотв с которой в Югославии было осуществлено около 50 проектов по стимулированию занятости в отсталых регионах).


Технология

– (в шир смысле) - систематические знания, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.

– (в узк смысле) - способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления.

Технология играет роль опосредующего звена во взаимодействии науки с производством. Технология может быть в форме hardware (машины и оборудование) и software (ПО, чертежи, техническая документация, услуги специалистов по совершенствованию продукции, ноу-хау и т.д.) Результатом получения технологии для ее владельца может стать преимущественное положение на рынке. Оно реализуется либо через рост потребительной стоимости (создание нового продукта), либо по линии стоимости (экономий на издержках производства уже существующего продукта).

Обмен технологиями (transfer of technology) – процесс, который сопровождается передачей знаний, определяющих возможность использовать, адаптировать или улучшать технологии.

М-н обмен технологиями – специфическая форма мэо ß существенно отличается от товарного обмена, тк призван защитить преимущественные права владельца технологий.

Основные носители технологий: раб сила (профессиональное обучение + совместная исследовательская деятельность, научные конференции) и наукоемкая продукция, прежде всего средства труда (не только сама технология в овеществлённой форме, но и обучение раб силы, и техническая документация)

Особенности м-н обмена технологий:

· 2/3 МТ лицензиями приход на внутрикорпорат обмен.

· В основном новые технологии создаются в ПРС. РС в большинстве своем – потребители технологий. Ведущ страны: СШ, Зап Евр, Яп

· Тенденц: растет роль НИСов, Кит, Инд

· Расх на НИОКР: 2007 г.: СШ (2,82% ВВП), Яп (3,44%), ФРГ (2,54%) - меньше у Фр, Вел, НИСы, ЮжКорея. на ПРС приходится около 80% всех ОКР в мире.

· В малых и средних странах большая доля совместных исследований (Бельгия, Швейцария, Польша, Ирландия – более 30%).

· осуществляется не только через собственные организационные формы (патентно-лицензионные операции, м-н техническая помощь), но и через другие формы мэо (м-н движение капитала в форме ПЗИ, м-н стратегические альянсы, МТ, МРС) à сложно вести статистический учет м-н обмена технологий. собственные организационные формы уступают по масштабам такой форме, как ПЗИ.

Основные каналы м-н обмена технологий:

 

  • Прямые иностранные инвестиции (создание филиалов и дочек, M&A) Ведущий канал распространения технологий. Лидеры здесь – ТНК. Создание и расширение мим своего зарубежного производства является источником обмена технологиями. В страну, принимающую ПЗИ, импортируются: прежде всего средства производства, незначительная часть высоковалиф. раб силы (для контроля и управления + обучения), техническая документация.

Особенности:

· 4/5 ПЗИ перемещается в пределах группы ПРС à РС и страны с переходной экономикой существенно уступают ПРС в конкурентной борьбе за привлечение ин капвложений.

· Приток прямых иностр инвестиций в РС и страны с переходной экономикой сильно локализован. (крупнейшие реципиенты – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Индонезия, КНР, Малайзия, Мексика, Польша, Чили)

ПРОБЛЕМА: в какой степени технология, поступающая в страну посредством ПЗИ, будет интегрирована в нац эк?

  • Международные стратегические альянсы. Получили широкое распространение в последнее десятилетие 20 в. Формируются на базе межфирменных соглашений о производственной и научно-технической кооперации и совместном сбыте продукции, что позволяет объединить потенциал компаний разных стран с сохранением автономии. Примеры: GE и Toshiba для создания новых газовых турбин, Daimler-Benz и Nissan – производственная кооперация в автомобилестроении. à интенсивный межфирменный обмен технологией в рамках подсистемы ПРС.

· Международная торговля. Традиционный канал доступа к технологии. Ит современной продукции – это получение технологии, вещественно воплощенной в товаре. При Эте важное условие для продавца – соблюдение м-н стандартов, которое невозможно без использования опред. технологий. В последнее время возрастает значение МТ: из-за увеличения доли высокотехнологичных товаров в экспорте готовой продукции (Напр, 2009 г: США -23%, Яп – 20%, ФРГ – 16%, Франц – 23%;2006 г. – доля высокотехнологичной продукции в экспорте стран G7 – 20%), а также роста торговли услугами (такими как, телекоммуникационные, консультационные и тд

  • ММРС. Доступ к технологии получают как принимающие страны (утечка мозгов – безвозвратная м-н миграция (в основном в США и ЕС + нефтедобыв страны Ближн Востока. по даннмы ЮНЕСКО ущерб РФ от утечки умов составил 30 млрд. долл.), так и страны-доноры (временный выезд нац кадров за рубеж, специально ориентированный на ознакомление с передовой технологией, обучение за границей).
  • Международные патентно - лицензионныеоперации. à заключение контрактов на продажу патентов (не особо распространено), либо лицензионных соглашений.

Особенности м-н лицензионных соглашений: основной объект – техническая документация, содержащая описание метода производства + у владельца технологии сохраняется право соб-ти на нее и он передает ее во временное пользование другой стороне.

Преимущество м-н лицензионных соглашений– получателями выступают не дочерние компании ТНК, а непосредственно национальные фирмы (отличие от ПЗИ) + непосредственно направлено на освоение агентом новых методов производства (отличие от МТ). Недостаток – возможно приобретение устаревшей технологии (нет полной информации о технология) _ куча условий, ограничивающие возможности приобретающего лицензию (чтоб не было с его стороны конкуренции).

платежи за технологии – роялти.

Объем международного лицензирования в 2004 г. – 100 млрд. долл. (главные игроки – фирмы, частный сектор).

Мировой объем поступлений и платежей роялти (2006 г.) – 155 млрд. долл.: ЕС – 58 млрд., Северная Америка – 66 млрд. долл., Азия – 25 млрд., Южная и Центральная Америка – 1 млрд. долл.

Главные страны-получатели роялти: США (62 млрд. долл.), ЕС-25 (50 млрд. долл.), Япония (20 млрд. долл.) Россия – 11 место (300 млн.)

Основные плательщики роялти – ЕС-25 (65 млрд. долл.), США (26 млрд.), Япония (16 млрд.), Сингапур (10 млрд.), Канада (7 млрд.) Россия – 12 место (2 млрд.). Россия – нетто-плательщик роялти.

Преобладающая роль стран ОЭСР в мировых потоках роялти. Страны с высоким среднедушевым ВВП – 97% платежей и 83% поступлений роялти

  • Международная техническая помощь. Оказание содействия национальным государствам с целью повышения образовательного уровня их населения, овладения современными методами производства. Сюда же относится подготовка профессиональных кадров. Цель – формирование квалифиц. рабсилы. Ведется как на двусторонней, так и на многосторонней (предоставляется м-н организациями) основе. Часто помощь служит подготовкой для ПЗИ, что многократно увеличивает их эффект. На практике помощь предоставляется по конкретные проекты (кратко-средне-долгосрочные).Доноры – страны Комитета помощи развитию ОЭСР, МБРР, Программа развития ООН (ПРОООН) + значит помощь в рамках специальных программ техсодействия ЕС.

Официальная помощь развитию (official development assistance) – официальные финансовые потоки для содействия экономическому развитию и росту благосостояния населения развивающихся стран. Крупнейшие доноры – США (26 млрд. долл.), Германия (14 млрд.), Великобритания (11,4 млрд.), Франция (11 млрд.), Япония (9,4 млрд.).

Эффективность помощи зависит от - вовлеченности реципиентов в процесс программирования такой помощи (увязка с нац. приоритетами), степени использования полученной технологии уже после окончания срока действия проектов.

Россия: во времена СССР – технико-эк сотрудничество с РС. теперь – Россия – реципиент зарубежн технологий (как в форме ПЗИ, так и в форме м-н техн помощи) в 2009: только 9% готовой продукции в экспорте –высокотехнологичн. расх на НИОКР в 2008 – 1,03% ВВП


Условия внутреннего спроса

Важен не объем, а качество и его соответствие тенденциям развития мирового рынка. Выигрывают в конкурентной борьбе страны, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание в связи с особыми внутренними условиями, в то время как спрос на эту продукцию в других странах был пока невысок.

Пример: Япония после войны, восстанавливая инфраструктуру, произвела крупномасштабные инвестиции в транзисторную связь, чему благоприятствовала горная местность страны, где кабельные коммуникации обходились дороже; в других странах продолжали вкладывать в кабельные коммуникации, эти страны только позже осознали необходимость капиталовложений в транзисторную связь => Япония заняла лидирующие позиции

Выигрывают страны, где потребители наиболее требовательны и квалифицированы, где развита конкуренция. Важно, чтобы повышенный национальный спрос предвосхищал будущий спрос мирового рынка.

 

Случайность

Изобретения, крупные технологических сдвиги, резкие изменения цен на ресурсы, изменения на финансовых рынках и в обменных курсах, политические решения иностранных правительств, военные конфликты.

Тоже оказывает влияние на конкурентоспособность. Важно, как страна сможет воспользоваться случаем. (инсулин изобретен в Канаде, коммерческих успех- США и Дания).

Государство.

Не включено в основные детерминанты, т к прямое гос вмешательство негативно сказывается на конкурентоспособности. Функция государства- катализатор. Оно должно принуждать компании ставить высокие цели и подниматься на новые уровни конкурентоспособности. «Гос-во не должно давать компаниям покоя», бороться со стремлением останавливаться на достигнутом. Вмешательство должно быть косвенным.

 

Все факторы ромба тесно взаимосвязаны. Национальные преимущества возникают тогда, когда уникальной является вся система в целом.


Стадия, движимая факторами

1) Преимущества черпаются из базисных факторов (природных ресурсов и неквалифицированной рабочей силы).

2) В ромбе выделяются только факторные условия, т.к остальные его составляющие развиты плохо.

3) Внутренняя конкуренция – ценовая.

4) Производство недорогостоящее, технология широкодоступна.

5) Технология не создаётся, а получается из других стран

6) Большое значение- у иностранных посредников. Мало фирм имеют контакты с конечными потребителями.

7) Экономика чувствительна к колебаниями мирового цикла и курсам валют

8) Экономика уязвима к потере факторного преимущества.

9) Современные технологии появляются благодаря закупке предприятий «под ключ»

Через эту стадию прошли все страны. Сейчас на ней: все развивающиеся и с переходной экономикой. Тут же каким-то боком оказались Канада и Австралия.

РЕЗУЛЬТАТЫ

+

- с окращение конверсионных расходов и снижение валютных рисков

- сокращение официальных ЗВР (страны передали ЕЦБ золотые запасы – 99,6 млрд евро и валютные резервы – 227 млрд евро)

- стабилизация финансов à нет необходимости в новых займах (?)

- рост инвестиций в акции корпораций, а не в гос бумаги

- единый рынок банковских услуг

- Со времени создания евро превратился во 2ую по важности валюту в мире. В ЗВР его доля выросла в среднем с 18% (1999) до 25% (2007).

_

- население восприняло евро как фактор роста ццен

- прав-ва стран отриц-но восприняли поддержание высокой учетной ставки ЕЦБ ради контроля над темпами инфляции в ущерб эк росту. (короче – сокращение прав отдельных гос-в в области контроля за ден массой и процентными ставками)

- не существует правовых положений, определяющих упорядоченный выход страны из ЭВС

Современные проблемы:

· Долговой кризис – страны PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция, Испания). Решение: создан Европейский стабилизационный механизм – за помощью обратились уже Португалия и Ирландия (Греции помогают по отдельному соглашению). Кризис углубляется…

· Высокая безработица – в основном молодые люди без опыта работы

· Региональное неравенство – вступлением в 2007 г. Румынии и Болгарии только углубилось региональное неравенство между старыми странами-членами и новыми (ВВП Болгарии=44% среднего ВВП ЕС).

· Необходимость институциональной реформы: частичное решение: принятие Лиссабонского договора

Цели

  • постепенная и гармоничная интеграция стран АКТ в систему мирэка (на базе ускорения процессов региональной интеграции в самой АКТ)
  • основной фактор для предоставл фин помощи ЕС – политический диалог
  • дифференциация помощи
  • поощрение частного сектора
  • поддержка проектов, связанных с охраной окруж среды и добычей ПИ
  • предусмотрен поэтапный процесс перехода к новому торговому режиму, кот не будет базироваться на односторонних преференциях, а будет постепенно формировать систему, основанную на принципах взаимности (за искл наименее развитых стран)

В целом политика ЕС по отношению к РС претерпевает ряд изменений:

  • радикальный пересмотр администрирования внешней помощи (особое внимание усилению координации и эф-ной реализации программ помощи). для этих целей в янв 2001 г учрежден спец орган – Центр сотрудничества по оказанию европейской помощи – занимается координацией всех программ внешней помощи и содействия со стороны ЕС
  • переориентация программ помощи ЕС – основное внимание в них уделено политическому диалогу
  • усилия по приведению политики ЕС в соответствие с нормами ВТО
  • новая стратегия открытия рынка для самых бедных стран: в 2000 г. ЕС предложила 48 беднейшим странам беспошлинный выход их товаров на европейский рынок – программа «всё, кроме оружия» начала реализовываться в 2001 г.

США

  • Стратегический план по укреплению роли в Западном полушарии путем создания в Перспективе единой зоны свободной торговли от Аляски до Огненной земли
  • Трамплин для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не эксплуататора
  • обеспечение приращения не только экономической, но и геополитической мощи
  • Свободное движение американских товаров и услуг
  • Свободный доступ для американских инвестиций
  • Защита прав интеллектуальной собственности
  • Рост конкурентоспособности
  • Использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми природными ресурсами обеих стран-соседей

Результат: давление на торговых партнеров в Азии и Европе в направлении их большей готовности к компромиссам на переговорах Уругвайского раунда ГАТТ

 

Мексика

  • повышение эффективности экономики
  • сократить период реформирования своей экономики с 50 до 10-15 лет и приблизиться к уровню промышленно развитых стран
  • ускорения темпов экономического развития из-за увеличения притока иностранных инвестиций и либерализации торговли (снижение влияния нефти)
  • преимущественно экономические мотивы включения Мексики в североамериканскую интеграцию
  • гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий до 80% всего мексиканского экспорта
  • новые рабочие места
  • новый экспортный рынок – Канада
  • экономические выгоды от увеличения инвестиций и возможности получить доступ к новым технологиям - коренная модернизация
  • обеспечение надежного инвестиционного климата должно было соответствовать притоку инвестиций из 3-х стран

НО: в с/х сложно выделить конкуренцию со стороны своих партнеров по интеграции в результате открытия мексиканского рынка. Разорение мексиканских крестьян.

Выгоды намного перевешивали потери

 

  • решение проблем охраны окружающей среды
  • наркобизнеса
  • пограничных споров
  • нелегальной иммиграции

Канада

Политические



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.122 с.)