ТОП 10:

СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАТТ/ВТО



Предшественник ВТО, ГАТТ (47 г), был заключен на временной основе после окончания Второй Мировой войны. Руководствуясь стремлением ускорить процесс либерализации торговли после WW2 и начать исправление крена в стор протекционистских мер, кот существовал в мирэке с начала 30х годов, 23 страны-члены ГАТТ ("договаривающиеся стороны") нач переговоры по тарифам в 1946 г, завершившиеся в октябре 1947


23 страны, которые учредили ГАТТ, были и среди тех гос-в, а их было свыше 50, кот согласовали проект устава М/нар торгов орг-и (МТО) - нового спец-го учреждения ООН. Устав МТО (должна была стать международной организацией по торговле и занятости) был разработан в 1946-1948 году. Устав этой новой орг-и д.б. не только дисциплинировать МТ, но и предусматривал правила, касающ вопросов занятости, товарно-сырьевых соглашен, ограничительной деловой практики, м/нар инвестиций и услуг.

Хотя Устав МТО был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости, которая проходила в Гаване в 1947-1948 г, ряд стран не смогли обеспечить его ратификацию своими нац законодательными органами. Когда правительство США заявило, что оно не будет стремиться к ратификации Гаванского устава в Конгрессе (в тч противоречие по поводу процедуры голосования: все страны хотели по принципу «1 стр-1 голос», а США – в зав-ти от доли в МТ), стало ясно, что МТО создана не будет. В этих условиях ГАТТ. несмотря на свой предварительный характер, оставался единственным м/нар правовым док-том, регламентирующим МТ с 1948 г. до создания ВТО.

В 2004 г участн было уже 146 стр. За годы ее существован -8 раундов-конференц.

Первые торговые раунды ГАТТ были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. В то же время, в ходе раунда Кеннеди(шестой раунд), проходившего в середине шестидесятых годов, было заключено новое антидемпинговое соглашение ГАТТ. Токийский раунд(седьмой раунд), проходивший в семидесятые годы, характеризовался решительным поворотов в сторону развития и совершенствования международной торговой системы.(Кодекс по субсидиям и компенсац пошл, кодекс по стандартам - устранение дискриминац + снижен нетарифн барьеров!) Эту линию продолжил и Уругвайский раунд. 1986-1994

НЕДОСТАТКИ ГАТТ:

1. Невыполнение важных правил и процедур ГАТТ

2. Расплывчатость многих правил, что позволяло их нарушать

3. Исключение из общих правил ряда сфер экономики (торговля с/х продукцией, услугами, интеллектуальной собственностью)

4. Недостаточная институциональная база

 

Отличия ГАТТ и ВТО

· ГАТТ - это было комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной основы. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.

· ГАТТ применялось на "временной основе". Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.

· Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.

· Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным инструментом, к началу восьмидесятых годов к нему добавилось много новых соглашений, в которых участницы ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы, являются обязательствами для всех членов организации.

· Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров носит более четкий и оперативный характер; она действует почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ.

ВТО начала свою деят-ть с 1 янв 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли (>50 МТС, среди кот.: ГАТТ 1994, ГАТС, ТРИМС, Соглаш. по с/х, текстилю и одежде, антидемп зак-во (основы применения антидемп пошлин) и тд + Соглашения необязательные для всех: по правит закупкам, по торговле гражд авиатехникой).

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции. 


Главн задачей ВТО = либерализация МТ / обеспечение свободы торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательн сокращ уровня Их пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных огранич и др. препятствий в м/нар обмене тов и усл.

Основные принципы деятельности:

1. взаимное предоставление РНБ в торговле. Он означает: все льготы и привелегии предоставляемые 1-ой из договаривающихся стороне должны быть предоставлены и др. стороне, на которых распрорстраняется этот принцип.

Есть исключения:

- возможности использования преференций (льгот), существовавших на момент создания ГАТТ (GB).

- соображения гос. безопасности

- образование таможенных союзов и зон свободной торговли( т. е. на ЕС не распространяется (иногда))

- разрешающая оговорка (развивающимся невзаимные преференции), принятая на токио раунде (7-ой)

2. взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. Товарам импортного и нац-ого пр-ва должен предоставляется одинаковый режим (те же налоги и те же льготы, что и национальный товар).

3. регулирование торговли преимущественно тарифными методами (для развитых стран средневзвеш тариф не >4%)

4. отказ от использования количественных и иных ограничений

5. транспарентность торговой политики (прозрачность правил) + связанность (в одностороннем порядке страны не имеют права повысить тарифы)

6. разрешение торг споров путем консультаций и переговоров (к марту 1999 – 167 дел ; прецедентное право) и тд

Функции ВТО:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- 
проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;


- разрешение торговых споров;


- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациям

Структура ВТО:

Высший орган- МИНИСТЕРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, состоящая из представителей государств-членов. Собирается не реже раза в 2 года. Обсуждаются и принимаются реш по принцип вопросам, связанным с МТС Уругвай. Принцип КОНСЕНСУСА (не больш-ва)

Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации.

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. им стал француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС (до 11. 2004 г.) Секретариат (во главе Гнеральный и директор + 4 заместителя) –исполнительный орган. отвечает за обеспечение деятельности ВТО и ее органов в вопросах ведения переговоров, реализации соглашений и оказания помощи развивающимся странам.

+ Комитеты по торговле и развитию , по ограничениям в целях обеспеч равновесия платбалангса, по бюджету, финансам и администрации …, Совет по торговле товарами, -//- услугами, по ТРИПС и тд.

Основные задачи ВТО на современном этапе:

ü Содействие интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли

ü Расширение областей и форм регулирования МТ и внешнеэкономической деят-ти на многосторонней основе

ü Принятие мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, что позволило бы ограничить нарушение принципов свободной конкуренции при выдаче заказов приоритетным поставщикам

ü Решение вопроса о регулировании электронной торговли

ü Принятие в организацию новых членов, в том числе и Россию


 

 

7. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ США(из лекции)

Место США в мирэке. 1 место по номинальн ВВП – 24% мирового (14 трл. долл), в 2,5 р. больше, чем у Яп., ВВП по ППС на д. нас=45,9 тыс долл. 3 место по Эту (товаров) после ФРГ, КНР– 8,43% мирового (1 056 млрд долл США), 1 место по Иту (товаров) – 12,62% (1 605 млрд. долл США), по Эту/Иту услуг – 1 место (основная доля ок 60% приходится на группу «другие услуги», кот включают все услуги, кроме туризма и транспорта) + 1 место по Э и И услуг.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.01 с.)