ТОП 10:

Цели и принципы единой аграрной политики ЕС.



Основа единой с/х политики ЕС - особая рыночная и ценовая политика, направленная на обособление внутреннего с/х рынка Сообщества от мирового рынка.

1957 год - в Договоре об учреждении ЕЭС (Римский договор) единой с/х политике посвящен специальный раздел «С/х» (статьи 38-47).

1957 год – конференция в Стрези; выбор варианта с/х политики (поддержание внутренних цен на довольно высоком уровне; защита рынка от внешней конкуренции).

1962 год – начало фактического осуществления единой с/х политики.

В 50-е гг с/х шести стран основателей ЕС значительно отставало от других секторов экономики по эффективности и техническому уровню. С образованием Общего Рынка встала задача

· модернизировать с/х,

· включить его в интеграционный процесс

· создать наднациональный механизм регулирования

· заменить национальные системы аграрного протекционизма единой общеевропейской системой.

Причины проведения единой с/х политики:

ü нестабильность с/х производства;

ü социальный и политический характер спроса;

ü стремление к самообеспечению;

ü стабилизация цен на приемлемом уровне для снижения неопределённости и роста инвестиций;

ü желание повысить эффективность с/х как средства увеличения доходов фермеров;

ü консервация природных ресурсов;

ü защита окружающей среды.

Цели с/х политики ЕС:

ü повышение продуктивности с/х; повышение производительности труда в с/х;

ü гарантирование определенного уровня доходов фермерам;

ü стабилизация внутреннего рынка;

ü облегчение снабжения потребителей продовольствием;

ü умеренные цены на продовольствие.

1962 год - сформулированы основные принципы с/х политики ЕС:

1. Принцип единства рынка – до образования ЕЭС почти у всех стран были свои правила регулирования рынка с/х продукции. При формировании общего рынка эти правила были заменены едиными правилами и нормами. Сейчас под правила единой с/х политики попадает почти 98% всей с/х продукции.+ единые цены

2. Предпочтение, отдаваемое сообществу (community preference) – этот принцип является одним из самых главных, т к защищает общий рынок от дешевого импорта и гарантирует доходы фермеров.

Продукции, произведенной в ЕС, отдается предпочтение перед импортируемой продукцией. Импортеры платят импортный компенсационный сбор, который представляет собой разницу между внутренней и мировой ценой. Экспортеру выплачивается разница, если мировая цена меньше внутренней (экспортная субсидия). В случае отсутствия товара в ЕС – специальные правила (импортируется 60% овощей и фруктов; 50% баранины).

3. Принцип финансовой солидарности - все страны ЕЭС (экспортеры и импортеры) совместно отвечают за финансовые последствия единой с/х политики; осуществляется через Европейский Фонд ориентации и гарантирования Сельского хозяйства (ФЕОГА). Руководство ФЕОГА осуществляется Комиссией Европейских Сообществ. В прошлом (до начала 90-х) 90% средств ФЕОГА использовалось для поддержания более высоких единых с/х цен введенных с 1962г., а также для субсидирования экспорта. В настоящее время – данное направление около 25%, ориентация на прямые выплаты – 50%. В фонд поступают компенсационные сборы с импортеров.

4. Принцип совместной ответственности - вклад фермеров в финансовые издержки, которые несёт ЕС в результате увеличения с/х производства.

 

Единая с/х политика охватывает 22 товарных рынка (95% всей с/х продукции, производимой в ЕС).

Основные инструменты с/х политики ЕС:

ü ценовое регулирование;

ü система прямых выплат на гектар с/х угодий и поголовье скота;

ü поддержка развития сельской местности

ü импортные компенсационные сборы;

ü экспортные субсидии.

Система поддержки цен – гарантированный уровень единых закупочных цен устанавливается для 70% продукции.

Виды единых цен:

1. минимальная импортная цена - цена, на которую ориентируется ЕС при взимании импортных компенсационных сборов (выше них импорт не производится); устанавливаются на уровне базисных или немного выше;

2. базисная (контрольная, ориентировочная) цена – это цена, которая не гарантируется ЕС; выполняет контрольную функцию (это максимальные цены, которые ЕС стремится обеспечить производителям); устанавливается в зависимости от спроса и предложения на каждом рынке (кроме битой птицы и яиц);

3. реальная цена – колеблется в пределах между базисной ценой и ценой вмешательства;

4. цена вмешательства - минимальная закупочная цена, поддерживаемая и гарантируемая ЕС; ниже базисной цены на несколько %; по этой цене органы вмешательства обязаны скупать складские запасы фермеров;

цена изъятия с рынка = цена вмешательства на продукцию, не подлежащую длительному хранению; ниже этой цены производители отправляют продукцию на переработку, благотворительность или уничтожение;

5. мировая цена.

Государство скупает излишнюю продукцию по цене вмешательства, создавая буферные запасы. Эта продукция продается при реальной цене = базисной цене. Иначе – на экспорт, благотворительность или уничтожение. В результате первоначально внутренние цены были в 3-5 раз выше среднемировых.

25 % продукции - мягкая система защиты: защита от внешней конкуренции, без жестких внутренних цен (яйца, битая птица, цветы).

2,5 % продукции - система субсидирования на стадии производства (табак, оливковые и др.) из-за географических и политических ограничений, международного регулирования.

<1% продукции – система субсидирования на 1 га или на 1 единицу объёма.

Итоги:

· Рост производительности

· Снижение колебаний цен

· Обеспеченность продовольствием 120%

· Улучшение положения фермеров

Внутренние проблемы:

ü снижение эффективности с/х политики при увеличении издержек;

ü внутренние цены значительно превышали мировые (так как цены устанавливались по издержкам в самой дорогой страны);

ü рост излишков некоторых видов продукции (особенно сухое молоко и масло);

ü увеличение финансовых расходов на хранение и субсидии (в 1970-е годы до 70 % всего бюджета ЕС уходило на нужды с/х политики, в настоящее время 40-50%);

ü экологические проблемы из-за чрезмерной эксплуатации почв и использования удобрений.

Международные проблемы:

ü ЕС из нетто-импортёра в нетто-экспортёра превратилась из-за проведения с/х политики, а не из-за увеличения преимуществ (ЕС - 2 место в мире после США по экспорту с/х продукции в целом; 1 место в мире по экспорту мясных и молочных продуктов; ЕС является нетто-экспортером пшеницы);

ü обвинения в адрес ЕС - протекционизм для защиты фермеров; дестабилизация мирового рынка.

 

1986-1993 года – Уругвайский раунд ГАТТ, США доказали защиту экспортёров в ЕС => соглашение по торговле с/х продукцией:

ü сведение всех импортных ограничений к тарифным (к 2000 году);

ü снижение тарифов на 1/3 для развитых и на ¼ для развивающихся стран (к 2006 году);

ü снижение экспортных субсидий;

ü снижение внутренней поддержки фермеров на 20% для развитых и на 13% для развивающихся.

 

Основные перспективы развития ЕСП:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.012 с.)