ТОП 10:

Цели, направления и результаты деятельности МЕРКОСУР



МЕРКОСУР(Mercado Comu'n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово-экономический союз.

Основана в 1991 г. 45% населения и 50% совокупного ВВП Латинской Америки (Горбанев, 2008)

Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты.

Главная предпосылка создания– Устойчивые связи между двумя ключевыми членами – Бразилией и Аргентиной

1988 г. – Договор. Цель – ликвидировать все торговые барьеры в течение 10 лет.

1990 г. – Буэнос-Айресский договор: Бразилия и Аргентина поставили цель создать общий рынок.

1991 г. – Асунсьонский договор о создании Общего рынка стран южного конуса (+ Парагвай, Уругвай)

Венесуэла – заявка (все ратифицировали, кроме Парагвая). Ассоциированные члены – Чили (1996), Боливия (1997), Перу, Венесуэла и Мексика (2004).

Цель Асунсьонского договора – к 1995 г. обеспечить

  • свободное передвижение товаров и услуг,
  • создание единого таможенного тарифа,
  • координация макроэкономической и отраслевой политики в области ВТ, с/х, промышленности, валютной сфере и т.д.

Уровень – таможенный союз

Особенности

Общая политика по торговле продукцией автомобилестроения

Общий инвестиционный режим

Интеграция электроэнергетики

Децентрализованная организационная структура

Меры по политической интеграции

Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона.

«Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки.Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется.

В зоне свободной торговли ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров.

Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. Например, отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии.

Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.

Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний. В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок. Кризис же ещё больше затормозил работу в данном направлении (в последних новостях об этом соглашении ни слова). Бразилия и Европейский Союз на двустороннем саммите, состоявшемся 14 июля 2010 в Бразилии, подтвердили взаимное стремление заключить соглашение о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР. В то же время стороны признали, что достичь такого соглашение "будет непросто". У европейцев до сих пор нет единого мнения по поводу выгод торгового союза с южноамериканским экономическим блоком. Кроме того, на динамике переговорного процесса сейчас неизбежно сказывается острый финансово-экономический кризис, переживаемый странами, входящими в зону евро.

 

Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. Принимая во внимание большую заинтересованность российских партнеров к тому, чтобы юридически оформить инициативы по сближению с южноамериканским блоком, министры иностранных дел государств – членов Меркосур, а также Боливии и Чили, решили подписать с Россией в Монтевидео 16 декабря 2003 года Совместную Декларацию, направленную на углубление и наращивание политического диалога.

Успешное экономическое и политическое сближение между латиноамериканскими странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграционные тенденции в западном полушарии. Администрация Клинтона организовала в 1994 в Майами встречу 34 глав государств и правительств обоих американских континентов, на которой обсуждались вопросы ускорения экономического развития латиноамериканских стран. Был выдвинут и одобрен проект «Зоны свободной торговли обеих Америк» (Free Trade Area of Americas, FTAA). Подписание соглашения было отложено на 2005.

Однако уже в ходе обсуждения отчетливо выявилась конкуренция двух проектов – бразильского и американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки.

Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники саммита проголосовали за проект Бразилии.

Вместе с тем, назначенные на июль 2004 переговоры о вступлении Мексики в МЕРКОСУР говорят об укреплении этого экономического союза.

Проблемы развития.

Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития.

В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей.

В МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.

Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.005 с.)