Роль родственных и обслуживающих отраслей в конкурентном ромбе. Концепция кластеров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль родственных и обслуживающих отраслей в конкурентном ромбе. Концепция кластеров.



Преимущества конкурентоспособных отраслей-поставщиков для отраслей-потребителей:

  • Быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам;
  • Координация деятельности поставщиков на внутреннем рынке;
  • Возможность получения и использования новых технологий и информации в смежных отраслях.

Отсюда поступают полуфабрикаты и вспомогательное оборудование. Идея в том, что конкурентоспособными обычно бывают не отдельные отрасли, а группы отраслей, или кластеры. Кластеры концентрируются зачастую по географическому признаку (Детройт авто, Силикон-компы и задроты).

Успехи: Швейцарская фармацевтика основана на производстве красителей.

Поддерживающие отрасли: СМИ, коммерческая реклама

Взаимодействие родственных и обслуживающих отраслей в системе ромба:

широта и специализация отраслей возрастает в зависимости от масштабов и темпов внутреннего спроса на товар, от активности внутренней конкуренции.

Позитивное воздействие сказывается в этом контексте также на качестве продукции субпоставщиков. Они должны совершенствоваться или их заменят иностранные конкуренты.

Концепция «кластеров»:

Факторы, определяющие совпадение целей или их совместимость внутри кластеров:

ü семейные или квазисемейные связи между компаниями;

ü общая собственность внутри промышленной группы;

ü совместное участие в акционерном капитале;

ü личная уния (перекрестный директорат);

ü географическая близость.

Конкурентоспособные отрасли не могут равномерно распределяться в национальной экономике. Системная природа "ромба" способствует процветанию кластеров национальных конкурентоспособных отраслей. Процветающие отрасли обычно связаны вертикальными (покупатель - поставщик) или горизонтальными (общие клиенты, технологи посредники и т.д.) взаимоотношениями. Наличие целого кластера отраслей ускоряет процесс создания факторов там, где имеется группа внутренних конкурентов. Все фирмы из кластера взаимосвязанных отраслей делают инвестиции в специализированные, но родственные технологии, информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведет к массовому возникновению новых фирм. Все новые таланты привлекаются в кластеры, так как растут их размеры и престиж. Международная репутация страны в этих областях также возрастает.

Чем более отрасли ориентированы на международную конкуренцию, тем более наглядным становится процесс образования кластеров. Таким образом, по Портеру. национальная конкурентоспособность во многом зависит от уровня развития кластеров отдельных отраслей. Это факт имеет большое значение для политики государства и стратегии компаний.

Ех: Швеция - два кластера, сформировавшихся вокруг леса и металла.

В разных странах, а внутри стран - в разных отраслях - наблюдаются резкие различия в характере и эффективности действия кластеров. Страна достигает важных преимуществ там, где национальные особенности способствуют взаимообмену внутри кластеров. Наличие эффективного взаимообмена в отдельных отраслях и сегментах приводит к тому, что здесь очень быстро достигается и долго сохраняется высокий уровень конкурентоспособности. Механизмами, способствующими взаимообмену между кластерами, являются те условия, которые способствуют более легкому движению информации и координации интересов горизонтально и вертикально связанных фирм.

[Факторы, облегчающие движение информации:

  • -личные взаимоотношения на почве совместной учебы или службы в армии,
  • -связи на почве членства в научных или профессиональных ассоциациях,
  • -общественные связи ввиду географической близости,
  • -торговые ассоциации, обслуживающие кластеры,
  • -нормы поведения, такие как вера в длительные и прочные взаимоотношения.]

В Италии кластеры глубокие, в Японии - широкие. Фирмы - конкуренты из отраслей, имеющих международный успех, часто располагаются в одном городе или районе. Географическая близость увеличивает концентрацию информации, поэтому фирмам бывает легче ее получить и соответственно отреагировать. Кроме того, возрастают скорость информационных потоков и темпы диффузии нововведений в рамках всей отрасли.


26. Стадия конкурентоспособности страны, движимая инновациями. +Пример конкретной страны

[ Портер выделил четыре стадии конкурентоспособности национальной экономики в соответствии с 4 движущими силами, лежащими в основе в разные периоды времени ]

1) Полный ромб в нескольких отраслях. Работают все детерминанты, их взаимодействие максимально

2) Фирмы не отлько усваивают чужие технологии, но и создают свои оригинальные

3) Конкур преимущество за счет факторных условий всё более редкое

4) Создание развитых и специализированных факторов, их постоянное совершенствование

5) Конкуренция ценовая, но на базе высокой производительности труда

6) Чувствительные по цене и менее сложные сегменты фирмы, действующие уже на мировых рынках, уступают другим менее развитым по Портеру странам

7) Растет репутация марки за границей. Собственные сбытовые и обслуживающие международные сети

8) Зарубежное производство, ПЗИ

9) Наибольшая сопротивляемость по отношению к внешним макроэкономическим колебаниям

10) Глобализация стратегии фирм как защита от колебаний цикла

11) Расширение кластеров, ослабление зависимости от конкретных секторов

12) В создании факторов ведущую роль ведут фирмы, а не государство

Первая половина 19 века ВБ, начало 20 века США, Германия, Швеция. 70-е годы Италия и Япония

Страну для примера выбирайте сами, стр 209.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.007 с.)