Структура международного рынка услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура международного рынка услуг



 

Услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупностипотребностей людей. Поскольку это очень общее определение, различают понятие “услуги” в широком и узком смысле слова. В широком смыслеуслуги — это комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США и других промышленно развитых государств, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга — это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:

· они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и “невидимость” большинства услуг является нередко основаниям для того, чтобы называть внешнюю торговлю услугами “невидимым” экспортом и импортом;

· услуги неотделимы от своего источника;

· их производство и потребление, как правило, происходят одновременно и для них характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.

Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет. Это объясняется следующими причинами:

· научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом и, в частности, бурный рост информационных технологий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;

 

· развитие международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;

· повышение доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и многим развивающимся государствам.

Существует два вида услуг:

· услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);

· услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).

· специфической отраслью услуг является международный туризм.

Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ,группирует услуги по трем разделам:

1. транспортные услуги;

2. туризм;

3. другие частные услуги.

Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:

1) персональные услуги, удовлетворяющие потребности физическихлиц;

2) деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

Услуги можно также классифицировать по другим признакам. Виды услуг, реализуемых на мировом рынке, представлены в таблице.

 
Социально - культурные наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги
Производственно - сбытовые строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама, биржевые, посреднические, операции с недвижимостью, аренда, в том числе оборудования, услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание
Социально-бытовые бытовые услуги, общественное питание, гостиничное обслуживание
Финансово - страховые финансовые, банковские, страховые и т.н.
Профессиональные консалтинг, инжиниринг, юридические, бухгалтерские, информационно-вычислительные услуги

 

 

Основными формами услуг для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.

К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:

· регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;

· отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;

· услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;

· производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или

 

· частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;

· международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;

· не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).

Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу предоставления, связи с движением факторов производства и другим критериям,

Часть услуг производится и потребляется внутри той или иной страны. Это относится, в частности, к правительственным и обязательным социальным услугам, которые финансируются из национальных бюджетов.

Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной.

Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель услуги разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм — поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалыбанков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм.

 

ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

 

Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт, наряду с энергетикой и связью, является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве.

Важное влияние на развитие транспорта оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного, а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовершенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания. Такие изменения в инвестировании сопровождались сокращением общих объемов капитальных вложений на транспорте США, ФРГ и Японии. В то же время на отдельных видах транспорта, наиболее приспособленных к структурной перестройке хозяйства, наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятельности. Вдолгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие научно-технического прогресса на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения, Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться, В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети. Увеличится количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний. В США возрастет протяженность трубопроводов, в первую очередь - газо- и нефтепроводов. Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкция портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.

Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.

В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений, охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, со­оружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и др.

Научно-технический прогресс на транспорте позволит существенноулучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечается широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т.д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.

В обслуживании международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 60% объема международной торговли.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы. Это — сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные, грузы (готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие, занимающие в целом около 70% мирового товарооборота).

Международный рынок транспортных услуг. В мировой транспортной системе принято различать следующие основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, речной, воздушный, трубопроводный.

Применяются и другие классификации по отдельным критериям:

 

· по способу передвижения: сухопутный, водный, воздушный, специальный;

· по характеру движения: транзитный, внутрихозяйственный, местный, дальний;

· по применению силы тяги: сплавной, парусный, гужевой, паровой, электрический, дизельный, газотурбинный, атомный.

Каждый из данных видов транспорта имеет свои достоинства и недостатки, которые зависят от экономических условий и конъюнктуры, как в отдельной стране, так и в мировом хозяйстве. Существует понятие “транспортный узел”, в котором соединяются разные транспортные системы: морские, речные, железнодорожные, автомобильные, воздушные.

Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках кроме морского транспорта участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов.

Основными экономическими критериями оценки работы транспорта, обуславливающими выбор того или иного вида для доставки продукции, являются:

· объем перевозок - количество перевозимого груза тем или иным видом транспорта. Обычно исчисляется в тоннах;

· грузооборот - произведение количества перевезенного груза на дальность перевозки. Исчисляется в тонно-километрах или тонно-милях (в морском транспорте);

· соотношение видов транспорта в грузовых перевозках. Характеризует уровень территориальной концентрации производства и динамику ее изменения.

 

· пассажирооборот - произведение количества перевезенных пассажиров на дальность перевозки. Исчисляется в пассажиро-километрах или пассажиро-милях (в морском транспорте). Характеризует транспортную подвижность населения, отражающую степень урбанизации, уровень миграции и динамику перемещений;

· стоимость перевозки, которая зависит от характера груза и конъюнктуры рынка каждого отдельного вида транспортных услуг;

· транспортоемкость - соотношение грузооборота к единице ВВП (в мировой практике к 1 доллару ВВП).

· транспортная составляющая (доля расходов на транспортировку) в стоимости конечной продукции;

· грузопоток - совокупность грузов, перевозимых в определенном географическом направлении. Различают фактический, плановый и прогнозируемый грузопотоки. Он характеризуется структурой (распределением грузов по примерно однородным группам), направлением, дальностью и объемом перевозок, а также степенью их равномерности в зависимости от сезонности, форс-мажорных обстоятельств и т.д.;

· соотношение пассажирских и грузовых перевозок в экономике страны и мировой экономике в целом;

Имеются и другие критерии, которые зависят от конкретного вида транспорта. Конъюнктура рынка транспортных услуг существенно зависит от вида транспорта, соответственно, отличаются и экономические критерии.

 

При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Использование транспорта для перевозки грузов в мировой экономике регулируется международным рынком услуг.

Транспортные услуги различаются: в зависимости от вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный); трубопроводный; смешанный; предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж); транспортной характеристики товара: навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные штучные); наливные (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.); периодичности перевозки(регулярные и нерегулярные);порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные); вида транспортно-технологической системы(контейнерная, паромная, лихтерная и др.); вида сообщения (прямое, непрямое.) и т.п.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны- продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки.

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которыеразличаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.

В более широком значении международные транспортные услуги включают, помимо непосредственно перевозочной деятельности, различные сопутствующие операции: доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов. В настоящее время получили широкое распространение интермодальные и мультимодальные перевозки, призванные максимально приблизить груз к пункту заказчика (“от двери к двери”).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.02 с.)